Назад к списку Аналитика

Александр Волов: «Только московскому теле- и радиовещанию необходимо порядка 2000 специалистов, компетентных в области IT»

На дворе 21-й век, цифровое вещание вот-вот постучится в каждый дом. Согласно планам Правительства, случится это знаменательное событие независимо от кризиса. Уже сегодня IT-технологии прочно входят в жизнь медийщиков. Своим мнением о том, готовы ли специалисты телеканалов и радиостанций к переменам, на конференции «Кадры для электронных медиа» поделился Александр Волов, президент группы компаний «Окно-ТВ».

За последние два года телевидение и радиовещание совершило резкий переход к IT-технологиям, и сегодня основной проблемой является отсутствие профессиональных технических кадров в этой сфере медиа. Сейчас в стране таких специалистов буквально человек 10, и существующие вузы их пока не готовят. Сегодня все специалисты, имея базовое инженерное образование, по сути, самоучки, у них нет фундаментальных знаний, необходимых для развития технической отрасли телевидения. При этом сегодня начальник технической смены на федеральном канале имеет зарплату 120-150 тыс. рублей, это даже по европейским меркам серьезные деньги. А необходимого уровня компетенции зачастую нет.
 

Проблема состоит в том, что сегодня, когда классическое телевидение начинает интегрироваться с IT-технологиями, у нас существуют отдельно специалисты по IT-технологиям и отдельно специалисты по телевизионным технологиям. И они не понимают специфики друг друга. То есть, появилась необходимость в таком учебном заведении, где бы готовили IT-специалистов со знанием телевизионных технологий. Причем, преподавать там должны именно производители оборудования и интеграторы. Только тогда технические специалисты начнут понимать тенденции и по-настоящему разбираться в нюансах технологии. Я считаю, что только московскому телевидению и радиовещанию необходимо порядка 2000 таких квалифицированных специалистов, компетентных в области IT-телевидения.
 

Сейчас на федеральных каналах работает по одному-два таких специалиста в лучшем случае. Работая практически со всеми телеканалами и радиостанциями, мы видим, что лишь немногие из них обладают техническими кадрами, уровень которых достаточен хотя бы для поддержания вещания. Я не говорю про интеграцию или построение какого-то перспективного плана технологического развития: такие кадры – дорогое удовольствие, а каналы всегда стараются на технических специалистах экономить. Многие каналы (такие, как, например, ТНТ, СТС) имеют одного, максимум двух-трех специалистов, необходимых им для постановки технической задачи. Дальнейшие решения они доверяют интегратору, отдавая их на аутсорсинг.
 

Кроме того, практически все каналы экономят на обучении, повышении квалификации технических специалистов. А технический специалист без постоянного обучения - не специалист, потому что он варится внутри своего канала и абсолютно не понимает, куда движется технология, что с ней происходит сейчас и будет происходить завтра. Обучение не производится еще и потому, что у каналов просто нет соответствующей технической базы.
 

Мы были вынуждены открыть свой обучающий центр, куда набираем специалистов и рассказываем им о своих технологиях, инсталляциях, производителях. Мы вкладываем в это свои деньги, потому что понимаем, что сейчас обслуживать наши комплексы в стране просто некому. К сожалению, пока нам никак не удается договориться с вузами об открытии технического факультета, который будет обучать специалистов на современном уровне.
 

Если говорить о зарплатах, то, конечно, такие специалисты, которые могут сделать инженерную интеграцию, достаточно дорогие, и каналы их не могут содержать. Получается, что мы, по сути, являемся как бы оптовым покупателем, и раздаем в розницу каналам услуги этих людей.
 

Я думаю, что зарплаты таких высококлассных специалистов в период кризиса не упадут, потому что они отвечают за эфир каналов. Кроме того, кризис поможет «почистить» кадры, соразмерив заработную плату специалистов и уровень их знаний и компетенции. И, возможно, привлечь новых людей, которые будут хотеть обучаться и задавать новую стратегию в развитии техники, потому что сейчас нам очень тяжело найти себе как интегратору даже грамотного оппонента.