Назад к списку Аналитика

Цифровое вещание: какие специалисты особенно востребованы в IPTV и мультисервисных сетях?

По плану Правительства, к 2015 году Россия должна полностью перейти на цифровое вещание. Прошедший в июле Третий ежегодный IPTV Forum Russia/CIS - 2008 дал новую почву для обсуждения не только перспектив IPTV в обозримом будущем, но также состояния отрасли в настоящее время. В том числе, кадровых проблем IPTV.

Цифровое вещание диктует особые требования к кадрам, занятым в этой сфере, и предполагает значительные изменения на кадровом рынке телерадиовещания. Так, рост числа каналов увеличивает потребность в производителях программного контента. Для технических специалистов главным требованием становится комплексное знание вещательных и IT-технологий. Узкая «нишевость» большинства каналов определяет востребованность в этой сфере специалистов по маркетингу и исследованиям. Также увеличится потребность рынка в региональных менеджерах, менеджерах по развитию сети, директорах по региональному развитию - в связи с необходимостью для каналов курировать свое присутствие в регионах. В сегменте продаж распространение цифрового телевидения способствовало возникновению такой новой специализации, как продажа кабельных и спутниковых каналов. А заодно спровоцировало повышенный спрос на специалистов по закупкам и продажам контента.

Еще одна новая тенденция рынка телерадиовещания - активное развитие Интернет-вещания как глобальной открытой сети, контент в которой предлагает множество мелких и средних видео-производителей. Для Интернет-телевидения характерны следующие особенности: значительно более широкий выбор каналов и программ (чем в традиционном аналоговом телевидении) и значительно большее количество возможностей для анализа аудитории.
Что касается кадровой ситуации на рынке Интернет-вещания, то в этой сфере очень востребованы маркетинговые специалисты, так как Интернет является идеальной платформой для осуществления маркетинговых коммуникаций и распространения медиа-продукции. Кроме того, развитие Интернет-телевидения диктует потребность в творческих и управленческих кадрах для этой отрасли.

Ольга Соболева, консультант экспертного рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU» (www.shtaty.ru)  по направлению «Телерадиовещание и Production», рассказала порталу MediaJOBS.RU о ситуации с подбором кадров на рынке цифрового вещания и о том, какие специалисты особенно востребованы в этой сфере:

- Получая заказ на решение кадровых задач от мультисервисных компаний и обсуждая с потенциальными кандидатами достаточно привлекательные по описанию вакансии крупных, брендовых операторов, мы часто слышим весьма осторожные оценки реального состояния этого рынка. С одной стороны, специалисты отрасли сходятся во мнении, что в будущем есть огромные цифровые преимущества - в мультисервисности и интерактивности, телевидение будет предлагаться как одна из услуг наряду с Интернетом, «видео по запросу», тайм-шифтингом и многими другими. Но с другой стороны, сегодня еще нельзя говорить о стабильности и коммерческой успешности мультисервисных проектов, что объясняет осторожное отношение многих специалистов к выбору работы в них. Если кому-то и удается вложить деньги в запуск проектов IPTV, то уже после запуска, как правило, эти проекты скупаются крупными национальными операторами и сетями, которые в состоянии вкладывать деньги в их развитие. А смена владельцев, как правило, приводит к смене управляющих команд.

Главный вопрос: где взять грамотных топ-менеджеров, бизнес-управленцев с реальным успешным опытом развития мультисервисных сетей и их филиалов?  Чаще всего бывают востребованы специалисты смежных отраслей, по принципу «схожести» бизнеса (например, из компаний сотовых операторов). Запросы на управленцев поступают к нам постоянно, но, к сожалению, в отрасли пока нет полного представления о путях развития операторов комплексных услуг, и поэтому часто грамотные управленцы отказываются работать в таких проектах, опасаясь трудиться в условиях неопределенности.

Телевидению цифровых технологий не хватает грамотных инженеров. Инженер должен не только обладать знаниями стандартов цифрового ТВ, но также обязан хорошо разбираться в сетевом оборудовании и его технологиях. Некоторое время назад мы искали инженеров на IPTV-проект и столкнулись с тем, что специалистов, которые глубоко разбираются в этом вопросе, не так много, и они - чаще всего - уже занимают руководящие позиции в проектах IPTV. Работать, осуществляя поддержку уже кем-то выстроенной схемы, им не очень интересно. Один из выходов в этой ситуации - нанимать специалистов со знанием сетей и доучивать их телевизионным технологиям.

Очень востребованы инженеры и технические специалисты со знанием английского языка. Нередко приходится общаться с производителями оборудования, решать вопросы по выстраиванию каналов доставки контента (часто с иностранными операторами). Плюс ко всему работодатели готовы доучивать, знакомить с новыми технологиями, но нужно стажироваться за границей или посещать тренинги, опять же проводимые иностранцами.

Возникают трудности с подбором специалистов по закупкам контента для таких проектов, как IPTV. Не все дистрибьюторы ТВ-контента разбираются в новых технологиях цифрового вещания, не до конца понимают, каким образом их контент будет защищен, и как он будет продаваться. В результате с неохотой идут на сотрудничество. При отсутствии единых стандартов и одновременном присутствии на рынке множества технологий доставки контента абонентам каждый оператор вынужден вести разъяснительную работу с дистрибьюторами в одиночку. В таких случаях успех переговоров может гарантировать личность закупщика, который хорошо известен на контент-рынке и пользуется доверием дистрибьюторов. Но, чтобы мотивировать такого специалиста, ему нужно хорошо платить. Анонсируемые работодателями зарплаты специалистов по закупкам контента в таких проектах, как правило, недостаточно высоки, чтобы привлечь крупных профессионалов этого сегмента.

 

www.MediaJOBS.RU