Назад к списку Аналитика

Гарри Ходес: «Я прошел через шесть рецессий»

Гарри Ходес, президент сети порталов о работе grapevinejobs.co.uk, приехал в Москву из Лондона, чтобы принять участие в отраслевой конференции «Кадры для электронных медиа: во время кризиса и после». О том, как Европа переживает кризис, а также о европейских реалиях и тенденциях рынка труда медиа Гарри Ходес рассказал порталу MediaJOBS.RU.

Гарри, расскажите, что сейчас происходит на европейском рынке медиа?
Полгода назад в Европе проводилось исследование, и 80% руководителей компаний в сфере медиа тогда заявляли, что готовы нанимать людей и повышать зарплаты. Если бы такие исследования проводились сейчас, результат был бы прямо противоположным.
Хочу отметить, что сектор теле- и радиовещания пока пострадал не так сильно, как печатные СМИ, которые терпят убытки, во-первых, вследствие кризиса, а во-вторых, от того, что сейчас большая часть рекламы размещается в Интернете и уходит из прессы.
Если говорить о телевидении, то сильнее всего пострадали телеканалы, получающие основные прибыли от рекламы. Больше повезло каналам, получающим государственную поддержку или лицензионные платежи, а также работающие по подписке кабельных и спутниковых операторов.
Сокращение расходов происходит чаще всего за счет сокращения расходов на закупку нового контента. Буквально на днях я прочитал, что BBC, «четвертый канал», урезает свои бюджеты на программы. В Великобритании сейчас происходит переоценка ресурсов, многие люди меняют вид своей деятельности. Возможно, сейчас те, кто уволятся из сферы медиа, найдут себя в другом, занимаясь, например ИТ.

Есть ли у Вас какие-то рецепты или советы по выживанию в кризисной ситуации?
Первый совет – не поддавайтесь панике. Кризис - это не конец света, и чаще такие вещи кажутся гораздо хуже, чем они есть на самом деле. Я сам лично прошел через шесть рецессий, два раза меня увольняли. В итоге я решил начать свой собственный бизнес в своей собственной компании.
Кризис, несомненно, имеет свои положительные стороны. Он заставляет менеджеров более внимательно пересмотреть расходы своей компании, дает возможность оценить, кто, что и как делает, кто чего стоит. Если вы будете действовать правильно, то, возможно, в компании останется меньше сотрудников, но они будут работать с большей отдачей. Важно, что они не будут постоянно требовать повышения зарплаты.

Вы сказали, что пережили несколько кризисов. Можно ли говорить о каких-то типичных ошибках, которые совершают работодатели в такие моменты?
Самая главная ошибка, на мой взгляд, когда руководитель видит, что нужно что-то предпринять, но медлит с принятием решения. Сотрудники - не глупые, они понимают, что что-то происходит, начинают волноваться, обсуждать происходящее, и в итоге они не работают, а просто волнуются. То есть, если нужно действовать, то действуйте быстро. Если нужно кого-то увольнять - увольняйте. А те, кто останутся, выживут, будут работать с еще большей отдачей.
Другая ошибка, когда руководство позволяет уходить квалифицированным и опытным сотрудникам и недооценивает расходы на их замену после окончания рецессии. Краткосрочная экономия выливается в дополнительные расходы, связанные с поиском и наймом адекватных и профессиональных сотрудников в будущем.
Третья ошибка, когда компания сама предлагает желающим уволиться, поощряя их при этом большими выходными пособиями. Это простой путь, и многие идут по нему, но он ошибочный, поскольку самые лучшие и талантливые воспользуются этим предложением и сразу найдут себе другую работу, а останутся те, кого, наоборот, вы должны были уволить.
Не так давно один наш клиент сделал другую ошибку, объявив по компании запрет на принятие новых сотрудников. Это неправильно, потому что если в каком-нибудь департаменте потребуется специалист, то придется обращаться к подрядчикам, затраты на которых превысят затраты на постоянного сотрудника минимум на 50 %.
Руководителям также не стоит забывать, что увольнения – не единственный способ сократить расходы компании в период кризиса. Когда происходит рецессия, сотрудники волнуются, и в принципе, возможно, они даже будут готовы пойти на какие-то уступки, например, снижение зарплаты, лишь бы не быть в числе сокращенных. И, может быть, никого не придется вообще увольнять.

Какие профессии сегодня являются «дефицитными» на европейском рынке медиа? И с чем это связано?
Западные страны Европы не готовят достаточное количество технического персонала. Так же как и в России, существует определенная нехватка ИТ-специалистов. Несколько лет назад на ВВС каждый год готовили и выпускали примерно 30-40 технических специалистов необходимого уровня. Сейчас, к сожалению, бюджеты урезаны, и такие программы по подготовке технических специалистов были прекращены. Теперь желающие получить техническое образование должны платить за него самостоятельно. Видимо, поэтому наблюдается недостаток технических специалистов, особенно в области теле- и радиовещания.

Но так ли необходимо сейчас готовить специалистов в таком же объеме, если рынок наполняется теми, кто сокращен?
Дело в том, что сфера медиа все равно расширяется, появляется все больше каналов и возможностей – Интернет, спутниковая связь. Я думаю, что продолжение развития будет, и специалисты будут востребованы. Я даже своему сыну сейчас как раз рекомендую стать именно техническим специалистом.
Я понимаю, все хотят работать в этом «гламурном» бизнесе. Но есть много специалистов технических, которые не стоят на переднем крае, перед камерой. Чаще всего о таких вакансиях люди узнают от своих друзей, от коллег, находят работу по слухам. Возможно, это также является одним из факторов, обуславливающих дефицит технических специалистов в сфере медиа.
 

Беседовала Мария Семенова, MediaJOBS.RU