Назад к списку Аналитика

Кадровый потенциал электронных СМИ и телепроизводства: итоги и новые возможности

Каких специалистов не хватает сегодня на рынке труда электронных СМИ, почему профильное образование не гарантирует успешного трудоустройства в телепроизводстве, где и как искать работу желающим попасть на телевидение - эти и другие вопросы затронуты в ежегодном отраслевом отчете, опубликованном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Специалисты рекрутингового медиаагентства ШТАТЫ.RU и портала MediaJOBS.RU провели экспертные исследования рынка труда, которые вошли в отраслевой отчет. Полностью отчет можно прочитать на портале Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В первом квартале 2011 года количество вакансии?, опубликованных в открытом доступе, выросло до 20% по сравнению с тем же периодом 2010 года, что можно было считать свидетельством выхода отраслевого рынка из кризиса. К середине года ситуация изменилась к лучшему не только по числу вакансии?, но и по их качеству. Впервые после двух лет кризиса в открытом доступе появились высокооплачиваемые вакансии генеральных директоров, программных директоров, генеральных продюсеров, директоров по маркетингу. Однако в отличие от докризисного экстенсивного периода развития отрасли – с большим числом новых, хорошо финансируемых проектов и, соответственно, высоким спросом на специалистов и топ-менеджеров, а также порои? неоправданным ростом их зарплат (кандидаты диктовали работодателю условия, на которых они готовы переи?ти в новые проекты), 2011 год не увеличил число рабочих мест в отрасли. Количество новых проектов было незначительно, а открывающиеся вакансии в большеи? степени были связаны с восстановлением сокращенных в кризис позиции? или с ротациеи? персонала. Как и в кризис, условия на рынке по-прежнему продолжали диктовать работодатели. Конец 2011 года (в связи с прогнозами на финансовые итоги текущего года и на рекламные бюджеты следующего) снова «заморозил» рынок: в декабре прекратился рост вакансии?, руководители департаментов на ряде телеканалов получили директивы о сокращении специалистов, работающих по контракту.

Репрезентативные исследования по рынку труда в медиаотрасли практически отсутствуют. Периодические обзоры предоставляет созданныи? при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ специализированныи? отраслевои? портал о работе в медиа и рекламе MediaJOBS.RU – на основании публикуемых на портале вакансии? и резюме, а также с учетом мониторинга профильных вакансии? на других открытых ресурсах. Эти обзоры отражают состояние рынка труда в Москве.

Топ-35 вакансии? в отраслях «Телевидение»?и «Телепроизводство», г. Москва, I-III кварталы 2011 год

Режиссер монтажа/Видеомонтажер

 129

Редактор

  97

Журналист/Корреспондент

  83

Телеоператор/Видеооператор

  71

Менеджер по продажам рекламы

  50

Продюсер

  42

Режиссер

  42

Дизаи?нер/Художник

  39

Видеодизаи?нер

  35

Шеф-редактор

  30

Бродкаст-дизаи?нер

  25

Ведущии? программы/новостеи?

  18

Видеоинженер/Инженер видеомонтажа

  17

Продюсер/Режиссер эфирное промо

  15

 Сценарист/Автор

  14

Директор/Менеджеры по дистрибуции телеканалов

  12

PR-директор/PR-менеджер

  12

 Аналитик

  12

 Бренд-менеджер

  10

Звукорежиссер/Саундпродюсер

  10

Системныи? инженер, бродкаст

   8

Специалист по планированию эфира

   8

Web-дизаи?нер

   7

Музыкальныи? редактор

   5

Арт-директор/Креативныи? директор

   4

Звукоинженер

   4

Оператор ТЖК

   4

 Инженер ТВ-выпуска

   4

Генеральныи? директор телекомпании/радиостанции

   3

Руководитель/Специалисты по закупке контента

   3

Техническии? директор/Главныи? инженер

   3

 Директор по видеопроизводству

   3

Директор по исследованиям

   2

 Директор съемочнои? группы

   2

Руководитель интернет-проектов/Digital-директор

   2

Программныи? директор

   2

Директор по маркетингу

   2

Финансовыи? директор

   2

Источник: MediaJOBS.RU, Штаты.RU (анализировалось число вакансии?, размещенных для Москвы на общих россии?ских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU).

Рынок соискателеи? в медиабизнесе очень специфичен. За исключением отдельных специальностеи?, отрасль переполнена желающими работать на телевидении и в телепроизводстве. В среднем 1 000 новых резюме менеджеров и специалистов только с профильным опытом или образованием ежемесячно пополняют банк резюме портала MediaJOBS.RU. Всего в банке портала около 50 000 профильных для отрасли специалистов – либо получивших образование, либо имеющих опыт работы в медиа: телерадиовещании, телепроизводстве и рекламе. С учетом того, что в 2011 году даже в Москве среднемесячное число вакансии? для всего медиабизнеса составляло не более 400, а для телерадиовещания и производства программ не превышало 200, безусловно, в количественном отношении можно говорить о перенасыщении рынка кандидатов. Статистика демонстрирует перепроизводство кадров по таким традиционным творческим специальностям, как корреспонденты, редакторы, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, дизаи?неры, копираи?теры, сценаристы и PR-менеджеры. Потребность компании? в таких специалистах высока, вакансии публикуются регулярно, но при довольно большом банке резюме по этим специальностям уровень квалификации не часто отвечает требованиям компании?-работодателеи?, опыт соискателеи? недостаточен для того, чтобы компания предложила им работу.

Как видно из таблицы, в сфере телепроизводства на столичном рынке труда в 2011 году самои? востребованнои? являлась специальность режиссера монтажа/видеомонтажера (129 вакансии?). По числу вакансии? на рынке 2011 года телепроизводство явно лидировало.

Телеканалам требовалось значительно меньше новых сотрудников, но среди немногих вакансии? на телевидении были вакансии (2-3 за год) генеральных, финансовых, технических, программных директоров, директоров по маркетингу, исследованиям и интернет-проектам. Среди прочих категории? лидировали вакансии технических специалистов, и традиционно – специалистов по продажам рекламных возможностеи?.

Статистика может создать иллюзию, что, например, креативные, или арт-директора, программные директора, технические директора – вполне благополучные профессиональные группы на рынке телевидения и телепроизводства, и в достаточном количестве присутствуют в отрасли. Но в деи?ствительности высокие численные показатели предложения по этим специальностям связаны с тем, что сами вакансии единичны, открываются краи?не редко. Высококвалифицированных кандидатов на эти вакансии настолько мало, что рынок, как правило, знает их поименно.

Количественные показатели, скорее, дают представление о том, сколько людеи? работают или хотели бы работать на телевидении и в телепроизводстве по определенным специальностям. Для получения более объективнои? картины необходима оценка качества этого ресурса и понимание того, насколько компаниям достаточна квалификация этих соискателеи?.

Соотношение числа резюме на одну вакансию в открытых источниках, г. Москва, 2011 год

Прим.: Анализировалось число вакансии? и профильных резюме, размещенных в открытом доступе на период публикации соответствующих вакансии? на общих россии?ских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU в течение 2011 года.

Суммируя количественные показатели рынка открыто публикуемых вакансии? и резюме с результатами опросов крупнеи?ших работодателеи? отрасли, проведенных в 2011 году экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» на тему «Проблемные вакансии и дефицитные специалисты телевидения и телепроизводства», дефицитными для рынка в первую очередь можно назвать следующие 10 профессиональных групп:

1) журналисты/корреспонденты, владеющие мультимедии?ными технологиями; 2) технические специалисты (ТВ и IT-технологии) ;?3) сценаристы и авторы программ;?4) продюсеры;

5) креативные и арт-директора;?6) режиссеры программ;?7) специалисты по дистрибуции телевизионного контента и телеканалов (в первую очередь в сегменте Pay TV) ;?8) специалисты по закупке контента и программированию каналов;?9) руководители интернет-проектов, digital-директора;?10) специалисты по маркетингу для новых медиа. Среди относительно новых и поэтому остродефицитных специальностеи? телевизионного бизнеса необходимо выделить специализацию рынка платных ТВ-каналов, где существует дефицит директоров и менеджеров по закупкам и дистрибуции контента, продажам рекламы, директоров по маркетингу в силу отсутствия достаточного числа специалистов с опытом работы именно в этои? сфере.

Еще более проблемным является кадровыи? рынок активно развивающеи?ся ниши интернет-агрегаторов видеоконтента. Мультимедии?ные порталы, производители, агрегаторы и дистрибуторы видеоконтента работают на стыке интернет-технологии?, интернет-маркетинга и производства медии?ного контента. Профессионалов с таким синтетическим опытом – как технических, так и специалистов по программированию и дистрибуции – компании выращивают практически с нуля.

В целом эксперты сходятся в следующем. Низкии? уровень вузовскои? подготовки специалистов, а зачастую и отсутствие обучающеи? базы по ряду специальностеи? – прогрессирующая проблема всего россии?ского рынка труда. Решение вопроса дефицита квалифицированных кадров для телевизионного бизнеса остро требует развития отраслевои? системы профессиональнои? подготовки и повышения квалификации. Это возможно лишь через объединение инициатив и ресурсов самих компании?, поставщиков продуктов и услуг, вузов, центров профессиональнои? подготовки и профессиональных ассоциации?, заинтересованных в кардинальном росте компетенции? кадрового ресурса отрасли.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 часов назад
Подробнее
Москва
от 50 000 до 70 000 руб.
Подробнее
04 сентября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
11 часов назад
Подробнее
Московская область - Север
по договоренности
Подробнее
21 час назад
Подробнее
Московская область - Север
по договоренности
Подробнее
22 часа назад
Подробнее
Московская область - Юг
40 000 руб.
Подробнее
18 сентября
Подробнее
Московская область - Восток
40 000 руб.
Подробнее
18 сентября
Подробнее
Москва
40 000 руб.
Подробнее
18 сентября
Посмотреть все вакансии