Назад к списку Аналитика

Кадровый потенциал электронных СМИ и телепроизводства: итоги и новые возможности

Каких специалистов не хватает сегодня на рынке труда электронных СМИ, почему профильное образование не гарантирует успешного трудоустройства в телепроизводстве, где и как искать работу желающим попасть на телевидение - эти и другие вопросы затронуты в ежегодном отраслевом отчете, опубликованном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Специалисты рекрутингового медиаагентства ШТАТЫ.RU и портала MediaJOBS.RU провели экспертные исследования рынка труда, которые вошли в отраслевой отчет. Полностью отчет можно прочитать на портале Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В первом квартале 2011 года количество вакансии?, опубликованных в открытом доступе, выросло до 20% по сравнению с тем же периодом 2010 года, что можно было считать свидетельством выхода отраслевого рынка из кризиса. К середине года ситуация изменилась к лучшему не только по числу вакансии?, но и по их качеству. Впервые после двух лет кризиса в открытом доступе появились высокооплачиваемые вакансии генеральных директоров, программных директоров, генеральных продюсеров, директоров по маркетингу. Однако в отличие от докризисного экстенсивного периода развития отрасли – с большим числом новых, хорошо финансируемых проектов и, соответственно, высоким спросом на специалистов и топ-менеджеров, а также порои? неоправданным ростом их зарплат (кандидаты диктовали работодателю условия, на которых они готовы переи?ти в новые проекты), 2011 год не увеличил число рабочих мест в отрасли. Количество новых проектов было незначительно, а открывающиеся вакансии в большеи? степени были связаны с восстановлением сокращенных в кризис позиции? или с ротациеи? персонала. Как и в кризис, условия на рынке по-прежнему продолжали диктовать работодатели. Конец 2011 года (в связи с прогнозами на финансовые итоги текущего года и на рекламные бюджеты следующего) снова «заморозил» рынок: в декабре прекратился рост вакансии?, руководители департаментов на ряде телеканалов получили директивы о сокращении специалистов, работающих по контракту.

Репрезентативные исследования по рынку труда в медиаотрасли практически отсутствуют. Периодические обзоры предоставляет созданныи? при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ специализированныи? отраслевои? портал о работе в медиа и рекламе MediaJOBS.RU – на основании публикуемых на портале вакансии? и резюме, а также с учетом мониторинга профильных вакансии? на других открытых ресурсах. Эти обзоры отражают состояние рынка труда в Москве.

Топ-35 вакансии? в отраслях «Телевидение»?и «Телепроизводство», г. Москва, I-III кварталы 2011 год

Режиссер монтажа/Видеомонтажер

 129

Редактор

  97

Журналист/Корреспондент

  83

Телеоператор/Видеооператор

  71

Менеджер по продажам рекламы

  50

Продюсер

  42

Режиссер

  42

Дизаи?нер/Художник

  39

Видеодизаи?нер

  35

Шеф-редактор

  30

Бродкаст-дизаи?нер

  25

Ведущии? программы/новостеи?

  18

Видеоинженер/Инженер видеомонтажа

  17

Продюсер/Режиссер эфирное промо

  15

 Сценарист/Автор

  14

Директор/Менеджеры по дистрибуции телеканалов

  12

PR-директор/PR-менеджер

  12

 Аналитик

  12

 Бренд-менеджер

  10

Звукорежиссер/Саундпродюсер

  10

Системныи? инженер, бродкаст

   8

Специалист по планированию эфира

   8

Web-дизаи?нер

   7

Музыкальныи? редактор

   5

Арт-директор/Креативныи? директор

   4

Звукоинженер

   4

Оператор ТЖК

   4

 Инженер ТВ-выпуска

   4

Генеральныи? директор телекомпании/радиостанции

   3

Руководитель/Специалисты по закупке контента

   3

Техническии? директор/Главныи? инженер

   3

 Директор по видеопроизводству

   3

Директор по исследованиям

   2

 Директор съемочнои? группы

   2

Руководитель интернет-проектов/Digital-директор

   2

Программныи? директор

   2

Директор по маркетингу

   2

Финансовыи? директор

   2

Источник: MediaJOBS.RU, Штаты.RU (анализировалось число вакансии?, размещенных для Москвы на общих россии?ских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU).

Рынок соискателеи? в медиабизнесе очень специфичен. За исключением отдельных специальностеи?, отрасль переполнена желающими работать на телевидении и в телепроизводстве. В среднем 1 000 новых резюме менеджеров и специалистов только с профильным опытом или образованием ежемесячно пополняют банк резюме портала MediaJOBS.RU. Всего в банке портала около 50 000 профильных для отрасли специалистов – либо получивших образование, либо имеющих опыт работы в медиа: телерадиовещании, телепроизводстве и рекламе. С учетом того, что в 2011 году даже в Москве среднемесячное число вакансии? для всего медиабизнеса составляло не более 400, а для телерадиовещания и производства программ не превышало 200, безусловно, в количественном отношении можно говорить о перенасыщении рынка кандидатов. Статистика демонстрирует перепроизводство кадров по таким традиционным творческим специальностям, как корреспонденты, редакторы, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, дизаи?неры, копираи?теры, сценаристы и PR-менеджеры. Потребность компании? в таких специалистах высока, вакансии публикуются регулярно, но при довольно большом банке резюме по этим специальностям уровень квалификации не часто отвечает требованиям компании?-работодателеи?, опыт соискателеи? недостаточен для того, чтобы компания предложила им работу.

Как видно из таблицы, в сфере телепроизводства на столичном рынке труда в 2011 году самои? востребованнои? являлась специальность режиссера монтажа/видеомонтажера (129 вакансии?). По числу вакансии? на рынке 2011 года телепроизводство явно лидировало.

Телеканалам требовалось значительно меньше новых сотрудников, но среди немногих вакансии? на телевидении были вакансии (2-3 за год) генеральных, финансовых, технических, программных директоров, директоров по маркетингу, исследованиям и интернет-проектам. Среди прочих категории? лидировали вакансии технических специалистов, и традиционно – специалистов по продажам рекламных возможностеи?.

Статистика может создать иллюзию, что, например, креативные, или арт-директора, программные директора, технические директора – вполне благополучные профессиональные группы на рынке телевидения и телепроизводства, и в достаточном количестве присутствуют в отрасли. Но в деи?ствительности высокие численные показатели предложения по этим специальностям связаны с тем, что сами вакансии единичны, открываются краи?не редко. Высококвалифицированных кандидатов на эти вакансии настолько мало, что рынок, как правило, знает их поименно.

Количественные показатели, скорее, дают представление о том, сколько людеи? работают или хотели бы работать на телевидении и в телепроизводстве по определенным специальностям. Для получения более объективнои? картины необходима оценка качества этого ресурса и понимание того, насколько компаниям достаточна квалификация этих соискателеи?.

Соотношение числа резюме на одну вакансию в открытых источниках, г. Москва, 2011 год

Прим.: Анализировалось число вакансии? и профильных резюме, размещенных в открытом доступе на период публикации соответствующих вакансии? на общих россии?ских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU в течение 2011 года.

Суммируя количественные показатели рынка открыто публикуемых вакансии? и резюме с результатами опросов крупнеи?ших работодателеи? отрасли, проведенных в 2011 году экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» на тему «Проблемные вакансии и дефицитные специалисты телевидения и телепроизводства», дефицитными для рынка в первую очередь можно назвать следующие 10 профессиональных групп:

1) журналисты/корреспонденты, владеющие мультимедии?ными технологиями; 2) технические специалисты (ТВ и IT-технологии) ;?3) сценаристы и авторы программ;?4) продюсеры;

5) креативные и арт-директора;?6) режиссеры программ;?7) специалисты по дистрибуции телевизионного контента и телеканалов (в первую очередь в сегменте Pay TV) ;?8) специалисты по закупке контента и программированию каналов;?9) руководители интернет-проектов, digital-директора;?10) специалисты по маркетингу для новых медиа. Среди относительно новых и поэтому остродефицитных специальностеи? телевизионного бизнеса необходимо выделить специализацию рынка платных ТВ-каналов, где существует дефицит директоров и менеджеров по закупкам и дистрибуции контента, продажам рекламы, директоров по маркетингу в силу отсутствия достаточного числа специалистов с опытом работы именно в этои? сфере.

Еще более проблемным является кадровыи? рынок активно развивающеи?ся ниши интернет-агрегаторов видеоконтента. Мультимедии?ные порталы, производители, агрегаторы и дистрибуторы видеоконтента работают на стыке интернет-технологии?, интернет-маркетинга и производства медии?ного контента. Профессионалов с таким синтетическим опытом – как технических, так и специалистов по программированию и дистрибуции – компании выращивают практически с нуля.

В целом эксперты сходятся в следующем. Низкии? уровень вузовскои? подготовки специалистов, а зачастую и отсутствие обучающеи? базы по ряду специальностеи? – прогрессирующая проблема всего россии?ского рынка труда. Решение вопроса дефицита квалифицированных кадров для телевизионного бизнеса остро требует развития отраслевои? системы профессиональнои? подготовки и повышения квалификации. Это возможно лишь через объединение инициатив и ресурсов самих компании?, поставщиков продуктов и услуг, вузов, центров профессиональнои? подготовки и профессиональных ассоциации?, заинтересованных в кардинальном росте компетенции? кадрового ресурса отрасли.