Назад к списку Аналитика

Кадровый рынок телерадиовещания: перепроизводство или дефицит?

В октябре 2006 года состоялось заседание коллегии федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, посвященное проблемам профессиональной подготовки кадров для индустрии СМИ. Наряду с главной темой -- качеством профессионального образования -- обсуждалась и тема необходимости системного исследования и прогнозирования кадровых потребностей медиаиндустрии. Журнал “Broadcasting” неоднократно на своих страницах рассказывал о проблеме подготовки профессиональных кадров для телерадиовещания. Данный материал продолжает эту тему.

В октябре 2006 года состоялось заседание коллегии федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, посвященное проблемам профессиональной подготовки кадров для индустрии СМИ. Наряду с главной темой -- качеством профессионального образования -- обсуждалась и тема необходимости системного исследования и прогнозирования кадровых потребностей медиаиндустрии. Журнал “Broadcasting” неоднократно на своих страницах рассказывал о проблеме подготовки профессиональных кадров для телерадиовещания. Данный материал продолжает эту тему.

Проблема кадровых ресурсов медиаиндустрии давно ждет системных решений. Руководители компаний говорят о дефиците хороших специалистов, на индустриальных конференциях и в прессе регулярно ставятся вопросы качества подготовки кадров, растет число частных школ и курсов, активно обсуждаются планы создания новых общефедеральных образовательных центров, и при этом тысячи вчерашних выпускников профильных институтов и факультетов не могут получить работу в медиасфере за отсутствием достаточной квалификации.

Время дилетантов прошло

Истоки этих коллизий не только в системе подготовки кадров, но и в отсутствии достоверной статистики по рынку труда: каково сейчас соотношение спроса и предложения на конкретных специалистов и определенные профессиональные знания?

Что мы знаем сегодня о рынке труда медиаиндустрии?

Более пятнадцати лет назад индустрия ушла от плановой экономики. Стихийное рыночное развитие отрасли дало тот “кадровый вброс” талантливых и целеустремленных людей самых разных профессий в новые медиаструктуры, который во многом определил успехи российского медиабизнеса. Сегодня пионеры коммерческого вещания начала 1990-х – это сложившиеся профессионалы, управленцы и даже медиамагнаты, и именно они наиболее требовательны к уровню профессионализма новых кадров для своих компаний. Индустрия стала высокотехнологичным процессом и остро конкурентным бизнесом. Время дилетантов прошло.

Каков объем рынка труда нынешней медиаиндустрии? Сколько и какие профессионалы нужны отрасли? Сегодня лицензии на вещание имеет более 14 тыс. электронных СМИ. В Рунете работает более 180 тыс. Интернет-сайтов. Эмпирическим путем известно, что штат крупных телевизионных сетей достигает (в ряде случае превышает) 1 тыс. человек, а штат местной радиостанции в районном центре может состоять, к примеру, из 5 сотрудников.

Компании, работающие на разных по экономическому ресурсу рынках, с разным объемом аудитории и программными форматами имеют разные кадровые потребности. Для изучения и учета этих потребностей не требуется сверхусилий. Такой информацией телекомпании и радиостанции любого уровня охотно поделятся. Для этого необходимо лишь организующее начало. На коллегии ФАПМК было выдвинуто предложение о создании объединенного аналитического центра по кадровым ресурсам медиаотрасли с участием ведущих индустриальных ассоциаций и вузов. Думаю, что в число задач этого центра войдет и систематизация фактических данных по структуре, объемам и запросам рынка труда с учетом экономических и культурных особенностей различных территорий России.

Кто нужен медиарынку?

Как выглядит современный реестр медиаспециальностей и какие конкретно знания и навыки наиболее дефицитны сегодня для медиакомпаний? Современные технологии стремительно меняют процесс производства телепродукции, радиопрограмм и Интернет-изданий. Стихийная подготовка кадров, не опирающаяся на статистику и тенденции реального рынка труда, как часто еще происходит сегодня, имеет серьезные издержки: с одной стороны, перепроизводство кадров, которые не отвечают требованиям современных технологий производства и бизнес-развитию медиасферы, с другой -- дефицит профессионалов для решения ряда ключевых задач медиакомпаний. На поиск каких специалистов компании выделяют средства в первую очередь? Исследования нашего агентства свидетельствуют, что сегодня этот дефицит касается не столько специалистов творческих профессий (режиссер, оператор, редактор, корреспондент) и даже не технических, а специалистов по маркетингу, программированию, медиааналитиков, экономистов и финансистов (в том числе знающих международную систему отчетности), топ-менеджеров. Традиционно в дефиците креативные люди -- креативный продюсер, арт-директор, сценаристы.

Срез экспертного мнения

Накануне коллегии федерального Агентства “Штаты.ru” провели экспертный опрос топ-менеджеров крупнейших медиахолдингов Москвы по теме “Кадровые ресурсы медиаиндустрии”. Его итоги, конечно, нельзя считать репрезентативными для отрасли в целом, но они, безусловно, интересны как срез экспертного мнения и показатель ряда тенденций, которые мы выделили ниже. Предложив участникам опроса базовый список специальностей телерадиовещания, мы просили их оценить уровень профессионализма различных групп. Наиболее противоречивые ответы были получены в оценке топ-менеджемента, финансового менеджемента и продюсеров. Одни респонденты считали, что среди топ-менеджемента много сильных профессионалов, другие оценивали эти категории низшим баллом. Скорее всего, эти оценки отражали положение дел в компаниях, где работают респонденты. (Опрос проводился с гарантией конфиденциальности).

Высокие оценки (вариант ответа: “много сильных профессионалов”) чаще всего совпадали по категориям “режиссеры”, “операторы”, “редакторы”, “технические специалисты” (инженеры, инженеры видеомонтажа). Попали в эту почетную категорию и юристы медиахолдингов. Оценки по дефициту профессионалов (“мало сильных профессионалов”) совпали по следующим позициям: “маркетологи”, “бренд-менеджеры”, “сценаристы”, “арт-директоры”, “IT-специалисты”. На вопрос “Дефицит каких профессиональных знаний вы прогнозируете на ближайшие пять лет в связи с изменением технологий и рынка медиа?” большинство менеджеров дали следующие ответы: технологии (в том числе IT-технологии), маркетинг, исследования аудитории, профессиональная подготовка в производстве и программировании, знания телевизионной специфики топ- и финансовыми менеджерами. На вопрос “Какое количество сотрудников вашей компании/вашего департамента имеет профильное (по специальности) и непрофильное образование?” были даны следующие оценки:

телевидение: профильное высшее образование имеют не более 70% сотрудников, непрофильное высшее образование -- от 20 до 60%;

радио: процент непрофильного образования свыше 70%. Вот несколько цитат из анкет с вопросом о профильном образовании сотрудников компаний. “Юристы, финансисты, инженеры, медиаисследования, IT -- профильное 100%. Остальное -- как получится”. “При правильной организации работы на образование обращают внимание в последнюю очередь, но наличие высшего – обязательно”. “Топ-менеджмент в большинстве имеет непрофильное образование (не медиа и не менеджмент), получают второе (чаще МВА) уже в расцвете карьеры”. На вопрос “Какое образование наиболее эффективно сегодня для профессиональной карьеры в медиа?” наиболее часто давали ответы:

• высшее образование в профильных вузах и на профильных факультетах;

• высшее образование, не связанное с медиа (например, общий менеджмент, финансовый менеджмент, экономика, информационные технологии, маркетинг, качественное гуманитарное образование и др.,) с дальнейшей стажировкой в медиакомпаниях.

В пользу второй точки зрения, приводились следующие аргументы.

1. Телевидение. “Некоторые профильные вузы сами чрезвычайно непрофессиональны; в них преподают люди, весьма далекие от того, чтобы быть профессионально успешными; они мало чему могут научить. Кроме того, платные формы обучения препятствуют отсеву явно неспособных. Необходимо качественное базовое образование плюс последующее обучение в процессе работы на телевидении на “неквалифицированных” должностях”.

2. Радио. “Идеальный вариант образования -- профильный вуз, затем -- мастер-классы признанных специалистов. Реальный вариант -- практически любое вменяемое высшее образование (главное, чтобы, как в анекдоте, человек хороший попался) плюс подготовка и обучение специалистов внутри компаний, плюс повышение квалификации через мастер-классы. Проблема в другом -- это хорошо работает для регионов, а для Москвы в условиях конкуренции холдингов никто особо не будет делиться секретами, и мастер-классы практически исключены. Все сводится к подготовке и обучению внутри компаний”. “К сожалению, отсутствует базовый стандарт профильного образования”.

На вопрос “Какие другие проблемы современного рынка труда медиаиндустрии вы хотели бы отметить?” в анкетах отвечали:

• “Общее падение уровня профессионализма. Раньше “должность” (или, как сейчас говорят, “позиция”) была результатом многолетнего процесса набора опыта, общения внутри соответствующего цеха в условиях высокой требовательности и жестокого наказания за промахи или ошибки. А сегодня случайное стечение обстоятельств, личное знакомство или еще более неблаговидные причины приводят человека в телевизионные проекты. В разношерстной команде ему не у кого учиться: он даже не знает, чего он не знает, и через год ему уже кажется, что он “может претендовать на большее”;

• “Разрушена не только система критериев качества, но и система профессиональной оценки результатов труда”;

• “Много специалистов не знакомы с техникой и технологиями в бизнесе (тайм- и проджект-менеджемент). Поэтому предпочтительно брать людей с этими навыками и обучать медиаиндустрии, чем наоборот”;

• “Очень узкий рынок, постоянная конкуренция и перетягивание специалистов с канала на канал. Одни и те же люди (в основном творческих профессий) работают на разных каналах. Нет разнообразия и притока “свежей крови” и свежих идей”.

• “Небольшое количество квалифицированных кандидатов на радиовещательном рынке (в связи с достаточной его узостью) и высокая конкуренция среди работодателей в борьбе за данных кандидатов. Невозможность приема на работу на должности руководителей эфирных служб и продюсеров лиц не из радиовещания, так как на адаптацию кандидата “с улицы” требуется довольно длительный срок. Еще одна проблема -- отсутствие квалифицированных кандидатов из регионов (хотя несколько лет назад поток сильных специалистов был просто огромен) в связи просто с диким отставанием регионального рынка от московского”.

Сколько стоят профессионалы?

Еще один “системный” вопрос, ждущий исследования: Какова финансовая часть современного рынка труда в СМИ? Медиаотрасль не имеет сегодня регулярных обзоров заработных плат и стоимости тех или иных специалистов, а этот аспект является неотъемлемой частью цивилизованного рынка труда. В любой западной стране выходят ежегодные обзоры динамики заработных плат, детализированные по регионам вещания, формату станций и по конкретной специальности. Насколько российские компании-работодатели готовы открыть такую информацию? -- тема для обсуждения профессиональными объединениями и институтами. Выборочный опрос агентства (“Готова ли ваша компания принять участие в общеиндустриальном обзоре заработных плат сотрудников телерадиокомпаний?”) дал интересные результаты: 40% ответивших готовы открыть такую информацию “частично”, при условии, что это сделают и их конкуренты. В таблице приведен обзор заработных плат специалистов телевизионных и радиокомпаний московского рынка, составленный агентством на основании собственной практики подбора специалистов для медиакомпаний и анализа вакансий, наиболее часто публикуемых в Интернете. Эти данные не включают заработные платы руководителей, и очевидно, что подобная статистика сильно отличается от статистики по региональным рынкам.

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, мы видим, что проблема кадров медийного рынка не имеет однолинейного решения. С одной стороны, сотни претендентов на вакансии по заявкам телеканалов, радиостанций и медиахолдингов не отвечают профессиональным требованиям работодателей, с другой -- в банке нашего агентства находятся десятки резюме действительно сильных профессионалов, которые могут составить капитал медийной компании, но “мест нет”, или они заняты теми, кто, уступая в профессиональном отношении, не заинтересован в появлении рядом с собой конкурента.

Отсюда и следующий вопрос: Как влияет на решение кадровых проблем корпоративность медийного кадрового рынка и непрозрачность критериев выбора специалиста? Но это тема уже другой статьи.