Назад к списку
Аналитика

Как переживают весну 2020 сотрудники медиа, кино и рекламы

«У меня хотя бы есть работа», — стало мантрой многих российских сотрудников, уставших от удаленки и самоизоляции. Mediajobs.ru расспросил пользователей и экспертов о том, какие настроения преобладают на рынке труда этой весной и как быть тем, для кого перемены — неизбежность.

Вице-премьер Татьяна Голикова на недавнем заседании Совета Федерации заявила, что безработица в России за два месяца карантинных ограничений выросла на 29,5%. Восемь банков из 30 крупнейших зафиксировали в апреле снижение зарплат своих клиентов. И это не всё: экономисты ждут падения фонда оплаты труда компаний во втором квартале на 40–60%. Это общая ситуация на рынке труда. Mediajobs.ru провёл опрос среди своей аудитории, чтобы узнать, как чувствуют себя сотрудники медиа, рекламы, маркетинга, PR, кино- и телепроизводства в эти непростые времена.

В опросе приняли участие специалисты из разных сфер деятельности, больше всего оказалось представителей СМИ (39%), Production, кино (29%), а также маркетинга, рекламы и PR (21%). Во всех этих группах отмечают снижение количества вакансий на рынке. В СМИ спад заметили 59% респондентов, в кино и продакшнах — 70%, а в рекламе, PR и маркетинге — 57%.

Кризис в киноиндустрии

Опрос ожидаемо показал, что больше всех страдает кино- и телепроизводство. 49% участников признались, что совсем не работают в этот период, еще 44% перешли на удаленный режим работы. В том числе 14% от общего количества респондентов в группе работали удаленно еще до режима самоизоляции. При этом 27% не заметили изменений в количестве вакансий, а 4% даже считают, что их стало больше. Некоторые нашли способ адаптироваться к новым условиям работы: к примеру, сделали упор на организацию онлайн-курсов и семинаров или начали создавать небольшие проекты на злобу дня — быстро и дешево.

— Мы с командой провели недельный проект KOVIN WEEK, — рассказывает Дмитрий Ковин, руководитель компании KOVIN VIDEO. — Изолировались в квартире и по плану в течение недели общались с представителями бизнеса разных сфер (бьюти, рестораны, фитнес, промышленность и других), выявляли их маркетинговые задачи и в течение одного дня, без каких либо ресурсов и возможностей снимали ролик в домашних условиях. В конце дня выдавали результат. Все это проходило онлайн, за нами наблюдала аудитория, все видели, что и как мы делаем. Появились сложности, так как объявили жесткие условия самоизоляции, и мы разъехались спустя несколько дней, но не перестали делать контент. По итогу у нас появился новый продукт, который мы адаптировали под условия кризиса (принцип: быстро, доступно по цене и креативно), и появились заказы, на эту услугу уже в первый же день.

И всё же основное количество тех, кто занят в производстве фильмов и телевизионного контента, не испытывает оптимизма. Участники опроса рассказали Mediajobs.ru, что проекты, в которых они должны были участвовать, заморожены либо отменены, заказов мало, финансирование сокращается. Некоторые отправлены в бессрочный отпуск без сохранения заработной платы. Сложности для большого кино скорее всего будут появляться и после снятия ограничений. Пока платформы VOD фиксируют рекорды просмотров, обычные кинотеатры начинают закрываться насовсем.

— Кинопоказ запрещен на законодательном уровне, что, естественно, отразилось на работе персонала, — комментирует ситуацию Анастасия Купаева, HR-консультант, специалист по подбору персонала в сети кинотеатров. — Часть сотрудников перевели на другие работы, часть продолжает трудиться удаленно, но большинство (кассиры, билетеры и так далее) остаются дома. Кто-то уволился для постановки на учет в ЦЗ для получения выплат, кто-то нашел другую работу, но есть и те, кто ждет открытия. Компания делает все возможное, чтобы ушедший персонал оставался лоялен: помогает с составлением резюме, дает рекомендации. Карантин и самоизоляция сильно ударили по сфере развлечений. Открытие планируется в конце августа, но собственник понимает, что возможна вторая волна, поэтому сейчас все силы управляющей компании направлены на аналитику и просчет, на разработку стратегии. Подбор остановлен полностью. Когда будет известна дата открытия кинотеатров, надо будет оперативно закрыть образовавшиеся дыры и поиск будет активным. После снятия ограничений индустрия еще долго будет восстанавливаться. Чаще всего кинотеатры находятся на территории ТРЦ, а это обязательства по аренде. Дорогостоящее оборудование берется в лизинг. Простой длиной в несколько месяцев — это не только убытки, но и накопление долгов. Мы надеемся, что после снятия ограничений клиенты смогут вернуться в кинозалы.

Рекламная пауза

Чуть лучше чувствуют себя сотрудники в отраслях рекламы, PR и маркетинга. 63% участников опроса Mediajobs.ru работают удаленно, при этом 24% от общего количества респондентов в этих группах работали так еще до режима самоизоляции. 37% не работают вовсе. Отдельные респонденты жалуются на сокращение как команды в общем, так и заработной платы оставшихся сотрудников. Только 11% считают, что вакансий стало больше в последнее время, а 57% замечают сокращение предложений работы. Остальные изменений не заметили. Впрочем, это средняя температура по больнице, которая сильно разнится в зависимости от отраслей. Скажем, digital чувствует себя гораздо лучше, чем наружная реклама.

— Сейчас особенно востребованы специалисты IT и digital сегмента — в особенности разработчики и те, кто смогут привлекать денежные средства в компанию (sales-менеджеры и performance маркетологи) — говорит Екатерина Гаврилова, основатель и генеральный директор рекрутингового агентства DigitalHR. — Большинство компаний готовы нанимать специалистов уровня senior, но поставили на паузу все junior-позиции. Количество заявок у нас в какой-то момент снизилось, так как многие руководители компаний пытались оптимизировать расходы, а сейчас постепенно возвращается на докризисный уровень. Ряд компаний оптимизировали расходы на заработные платы сотрудников. Вследствие этого освободилось много сильных специалистов, которые раньше не находились в поиске работы. Хотя многие всё же с осторожностью подходят к вопросу смены компании, так как боятся неопределенности. Ряд компаний поставили на паузу найм новых сотрудников. Для них важно в нынешних экономических условиях правильно перераспределить ресурсы. Больше всех просели сферы, каким-либо образом связанные с оффлайн-деятельностью. Но компании, связанные с e-commerce, видеонаблюдением или VR-средой, продолжают расширяться.

Медиа и депрессия

Что касается средств массовой информации, большинство из них входят в категорию непрерывно действующих организаций, продолжают работу и поиск новых сотрудников в штатном режиме, разве что перевели на удаленку кого могли. В офис вынуждены приезжать те, без кого по ряду причин совсем нельзя обойтись — среди респондентов опроса Mediajobs.ru таких 16% от общего количества в категории СМИ. Еще 59% работают из дома (для 15% опрошенных в этой группе такой формат действовал и до введения режима самоизоляции). И все же 22% опрошенных отметили, что сейчас у них работы нет совсем. 54% отмечают снижение количества предложений трудоустройства, 10% считают, что вакансий стало больше, 37% не заметили изменений на рынке труда.

Отдельные респонденты в этой группе жалуются на сложности с трудоустройством, а также на сокращение объемов работы и зарплат: «Перевели на удаленную работу и снизили зарплату до МРОТ», «Отменились командировки. Стало очень мало съемок», «Если раньше работала 5-6 дней в неделю, сейчас 2-3 дня в неделю», — рассказали участники опроса.

— Сейчас наступило «время синиц», тех самых, которые лучше журавлей, — считает Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива». — Если у вас есть работа и за нее платят, это отлично! Даже если платят частично, с задержками, но платят — это очень хорошо. Ближайшие несколько месяцев компании проведут в борьбе за свое существование, за место на рынке, за клиентов, за восстановление оборотных средств. Они будут оптимизировать бюджеты, в том числе и бюджеты ФОТ (фонда оплаты труда), будут сокращать неэффективных, лишних, недостаточно обученных и результативных сотрудников. Постарайтесь не попасть в их число! Будьте проактивны, проявляйте энергию, инициативу, старайтесь помочь своей компании преодолеть это сложное кризисное время. Постепенно, возможно к началу 2021 года, деловая активность восстановится и компании вернутся к прежнему уровню продаж, производства, планам по развитию. И тогда для специалистов снова будут открываться «окна возможностей», можно будет строить планы по развитию карьеры, искать работу не только «денежную», но и перспективную, интересную, творческую. А сейчас нужно просто удержаться в рынке.

Время перемен

Рекрутеры отмечают, что сейчас многие предпочитают «синиц в руках», но и поиск «журавлей» не останавливается.

— Мы консалтинговое агентство для соискателей, работаем с 2013 года. Это не первый кризис на рынке труда, который мы проходим вместе с нашими клиентами, — вспоминает Александра Грак, руководитель кадрового агентства для соискателей ИМ Консалтинг. — За последний месяц-полтора снизилось количество обращений. Но это естественная реакция на неопределенность. А сейчас снова есть позитивная динамика. Людям нужна работа. Старые клиенты или клиенты, находящиеся в пассивном поиске, интересуются ситуацией на рынке труда и возможными прогнозами. Основной вопрос — стоит ли сейчас искать работу. Новые клиенты спрашивают, как эту работу найти в текущих условиях. Стало больше обращений по рекомендации старых клиентов. И это естественно. Работа с карьерным консультантом — это не только профессиональная поддержка, но самый эффективный способ решить вопросы поиска работы.

По словам карьерных консультантов, в последнее время изменилась специфика обращений к ним.

— С конца марта ожидаемо вырос поток обращений от соискателей с просьбами помочь в поиске работы, — говорит Наталья Сторожева. — Основные запросы можно классифицировать так: «Меня уволили. Как искать работу?», «Я боюсь, что меня уволят, что делать?», «Ежедневно рассылаю резюме, но никто не отвечает, что не так?», «Помогите составить/ отредактировать резюме», «Предстоит Skype/Zoom собеседование, как подготовиться?», «Прохожу много собеседований, но никуда не берут». Эти и другие запросы мы получали и раньше, но сейчас в обращениях соискателей чувствуется тревога, обостренный нерв, страх за свое будущее. И это объяснимо: рынок труда ежедневно пополняется сотнями сокращенных и «оптимизированных» сотрудников. Тревожатся и те, кого еще не уволили, они боятся за свое будущее, не чувствуют стабильности и той самой уверенности в завтрашнем дне. Почти исчезли запросы на карьерное консультирование в стиле: «Мне не нравится моя работа, хочу что-то более креативное», «Я чувствую, что не развиваюсь, нужны новые вызовы», «Меня утомляет мой руководитель, что делать?».

Для некоторых поиск нового места — необходимость. Если человек уже остался без работы или условия в текущей организации стали для него неприемлемыми, приходится выходить на рынок. В этом случае стоит не только трезво оценить и грамотно презентовать свои возможности, но и взвешенно подойти к выбору нового места работы.

— Если вы решили приступить к поискам, то для начала проанализируйте свой предыдущий опыт, — подсказывает Екатерина Гаврилова. — Определите свои сильные стороны, какую пользу вы сможете принести будущей компании. Вложитесь в своё развитие, оптимизируйте навыки тайм-менеджмента, будьте готовы к компромиссам и работе на результат. При трудоустройстве обращайте внимание на гибкость компании и постарайтесь выяснить максимум информации про внутренние процессы до того, как примете решение.

Собеседования по видеосвязи не дают возможности оценить офис, атмосферу и будущих коллег. Стоит тщательно изучит будущего работодателя, особенно если компания не на слуху.

— Самое важное — без паники, — советует Александра Грак. — Только трезвый ум и системный подход к поиску работы дадут результаты. Рынок труда и без того был непростой. А будет еще «жестче». Но это новые реалии, к которым необходимо максимально быстро адаптироваться. В условиях жесткой конкуренции важно понимать свою ценность для возможного работодателя. Грамотно составить резюме. Использовать эффективную стратегию поиска работы. Готовиться к каждому собеседованию. Вроде бы все банально. Но и волшебной таблетки не существует.

Тот, кто остался в этот период без работы, может потратить освободившееся время не только на поиск новых возможностей, но и на повышение профессиональной квалификации.

— Если вам все же нужно искать работу в это непростое время, постарайтесь проанализировать ситуацию в своей отрасли: сколько открытых вакансий, сколько потенциальных соискателей, какие предложения по зарплате, — рекомендует Наталья Сторожева. — Подумайте, что может быть особо ценным для работодателя: знание специализированных программ? Владение иностранным языком? Конфигурация определенных навыков? Сейчас будет правильной стратегией инвестировать в свое образование, повышение квалификации. Речь не о дорогих и престижных «корочках», а о конкретных, практически применимых знаниях и навыках. Их можно получить, участвуя в недорогих, часто бесплатных, семинарах, курсах, мастер-классах. По-прежнему книги — великий источник знаний, а также современные платформы онлайн-образования. Ресурсов великое множество, и сейчас каждый может подобрать для себя подходящий вариант.

Евгения Майорова

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
по договоренности
Подробнее
12 часов назад
Подробнее
от 20 000 до 25 000 руб.
Подробнее
22 часа назад
Подробнее
Россия
по договоренности
Подробнее
10 июля
Подробнее
Москва
от 80 000 до 90 000 руб.
Подробнее
10 июля
Посмотреть все вакансии