Назад к списку Аналитика

Клондайк для профи

Рунет расстается с репутацией низкооплачиваемой работы. Сегодня топ-менеджер с именем на рынке, претендующий на позицию руководителя брендового интернет-проекта, может обсуждать компенсацию в $10-15 тыс. в месяц, а главный редактор или руководитель отдела продвижения – $3-7 тыс. Кто, сколько и почему получает за работу в Сети, читайте в материале E-xecutive.

Рунет расстается с репутацией низкооплачиваемой работы. Сегодня топ-менеджер с именем на рынке, претендующий на позицию руководителя брендового интернет-проекта, может обсуждать компенсацию в $10-15 тыс. в месяц, а главный редактор или руководитель отдела продвижения – $3-7 тыс. Кто, сколько и почему получает за работу в Сети, читайте в материале E-xecutive.

Сегодняшние особенности кадровой ситуации на рынке интернет-СМИ объяснимы объективными причинами. Интернет-сегмент – это самый молодой участок медиарынка. Среда бизнеса здесь только формируется, профессиональные ресурсы тоже находятся в стадии создания. В связи с этим в российском секторе Сети существует острая нехватка кадров, считают медиа-агентство «Штаты.RU» и портал Mediajobs.

При том, что в интернете есть признанные гуру успешного бизнеса и их знает по именам все интернет-сообщество, в целом для интернет-среды характерен дефицит управленческих компетенций, а также дефицит деловой культуры. «Квалифицированные руководители и менеджеры интернет-проектов – постоянная головная боль инвесторов, – говорит руководитель экспертного рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU» и портала Mediajobs Наталья Селезнева. – Пока еще большая удача, если в управляющем интернет-бизнесом удается найти и компетентность, и социальную адекватность. Большинство людей, знающих правила успеха интернет-бизнеса, - self-made men, они выросли из этой среды, без какой-либо специальной подготовки к управлению финансами и персоналом. В своей массе интернет-проекты сегодня управляются скорее способностями и талантами, чем компетенциями. И требуется время для прихода профессиональных технологий бизнес-администрирования на массовый интернет-рынок».
С экспертом согласен практик. «На всех уровнях не хватает профессионалов», - считает основатель и гендиректор креативной группы бoлоtov.ru Антон Болотов.


Как и для других специалистов интернет-СМИ, до недавнего времени причиной кадрового дефицита управленцев были низкие по сравнению с «традиционными» медиа заработные платы. Однако в течение последних лет российский бизнес в интернете активно развивается, появляется множество новых прибыльных проектов, и зарплаты интернет-специалистов постоянно растут. В «брендовых» интернет-проектах зарплаты ключевых фигур уже сопоставимы с зарплатами в печатных СМИ, на радио и даже на телеканалах, доходы становятся «белыми», в Рунете начинают действовать нормативные акты о защите авторских прав, все вместе обусловливает приход в интернет-издания все более квалифицированных кадров.


Работа в интернет-СМИ многим соискателям по ряду причин кажется сегодня более привлекательной, чем занятость в печатных изданиях. Первый мотив – относительная новизна, активное развитие и перспективность интернет-бизнеса. Рынок труда интернет-медиа открыт, здесь есть возможность быстрого развития карьеры. Людей творческих специальностей прельщает присущее интернету многообразие технологических и креативных решений. Кроме того, интернет-проектам присуща мультимедийность, что обеспечивает неограниченность самореализации внутри интернета. Другой важный момент – свобода от «внутрикорпоративных стандартов» при работе в интернет-изданиях, возможность участия в дистанционных проектах, когда офис виртуален и не ограничен географически. Помимо всего прочего, привлекательным для соискателей работы в интернет-СМИ стало появление в онлайновом пространстве компаний-брендов – сыграл свою роль так называемый фактор престижности.


Сейчас для интернет-медиа характерен дефицит профильного образования для специалистов. Существует проблема недостатка профессиональных компетенций технических директоров, программистов, корреспондентов и редакторов.


Подбор персонала для интернет-проектов, входящих либо в департаменты информационных технологий, либо в отделы маркетинга, – одна из новых специализаций на рынке труда. По словам консультанта медиа-агентства «Штаты.RU» по направлению «New Media/Интернет-СМИ» Анны Королевой, постоянно открытыми вакансиями на кадровом рынке интернет-СМИ в 2007 году оставались: руководители проектов, менеджеры проектов, главные редакторы для специализированных СМИ и менеджеры по продажам рекламы.

 

 

По просьбе Е-xecutive обзор кадровой ситуации в Рунете прокомментировали руководитель интернет проектов – главный редактор www.expert.ru Иван Давыдов и главный редактор Rabota.ru Екатерина Закомурная.


E-xecutive: Тенденции в обзоре отражены верно?

Иван Давыдов: Да. Я бы обратил особое внимание на дефицит грамотных журналистов. СМИ много. Большинство живет исключительно за счет рерайта новостных лент информационных агентств, и – спасибо блогосфере – тиражирования непроверенных слухов. Молодежь идет в такие СМИ, приобретает «опыт работы» – кавычки здесь не случайны, – а также необоснованные представления о собственных талантах и потенциальной стоимости услуг. В связи с этим, при переходе на работу в издание, где требования к текстам хотя бы чуть-чуть выше, происходят всякие неприятности и маленькие личные драмы.

Екатерина Закомурная: Да, на рынке интернет-медиа в 2007 году действительно ощущался острый дефицит квалифицированных кадров, в том числе управленческих. Этот тренд сохраняется и в 2008 году. Связана сложившаяся ситуация с двумя основными факторами.
Во-первых, российский интернет-рынок переживает настоящую «инвестиционную лихорадку» - стартапы появляются десятками и сотнями. Выходят на российский рынок и крупные западные интернет-игроки – например, сейчас весь Рунет, затаив дыхание, ожидает активной экспансии MySpace, хотя эксперты и не прочат ему громкого успеха в России. Тем не менее, это знаковое событие для кадрового рынка в интернет-бизнесе. Брендовые отечественные компании запускают новые продукты и сервисы, также требующие качественной реализации и эффективного управления.

Во-вторых, мы можем говорить о постоянном динамичном росте российской интернет-аудитории в целом, что также увеличивает спрос на специалистов в этом сегменте. Ситуация усугубляется еще и тем, что в российских вузах не готовят необходимое для сегодняшнего рынка количество квалифицированных кадров, и они просто не в состоянии утолить кадровый голод в сфере интернет-медиа.
Эти факторы и провоцируют рост спроса как на управленческие кадры – в первую очередь, руководителей проектов, CIO и главных редакторов, – так и на целые команды, включая технических специалистов, контент-менеджеров, SEO-оптимизаторов, менеджеров по рекламе и сейлз-менеджеров.


E-xecutive: Как вы решаете кадровую проблему при развитии интернет-проектов?


И.Д.: У нас есть несколько специалистов, которые в сфере интернет-СМИ работают давно, поэтому для работы пытаемся привлекать, в первую очередь, проверенных и закаленных бойцов, известных нам по ранее реализованным проектам. Но поскольку закаленные бойцы, как правило, рвутся в руководители, а нам, к сожалению, помимо руководителей, бывают нужны и рядовые сотрудники, ищем всеми доступными средствами, включая рекомендации знакомых, услуги профильных агентств и т.п. Кроме того, в «Эксперте» проходят практику студенты журфака МГУ, и мы заранее отмечаем тех, с кем впоследствии хотели бы продолжать сотрудничать.


E-xecutive: В каких областях наблюдается наиболее острый дефицит?


Е.З.: Не хватает профи на всех уровнях: специалистов, линейных руководителей, топов. Помимо «технарей», оптимизаторов и специалистов по интерфейсам, мы можем говорить о достаточно остром дефиците хороших «продвиженцев», глубоко понимающих технологии маркетинга и пиара на интернет-рынке. Не хватает также сейлз-менеджеров, ориентированных на сервисную, а не просто баннерную модель продаж в интернет-проектах.


E-xecutive: Вы согласны с данными об уровне заработных плат, приведенными в таблице?


Е.З.: Таблица вполне адекватно отражает картину, однако вилка может варьироваться в обе стороны в зависимости от масштабов, известности, «раскрученности» проекта. Перегретость кадрового рынка позволяет кандидатам на управленческие и ключевые позиции заявлять завышенные зарплатные ожидания. Например, топ-менеджер с именем на рынке, претендующий на позицию руководителя брендового интернет-проекта, может обсуждать компенсацию в $10-15 тыс., а главный редактор или руководитель отдела продвижения – $3-7 тыс. Но это, скорее, единичные случаи, обусловленные конкретными кандидатами и конкретными проектами. В целом же, цифры, представленные в таблице, отвечают реалиям российского рынка интернет-медиа, поскольку помимо крупных проектов, существует масса мелких, которые не в состоянии предложить кандидатам очень высокие компенсации.


Обзор тенденций подготовила Алена Спивакова, Mediajobs
Комментарии экспертов собрал Андрей Семеркин, E-xecutive