Назад к списку Аналитика

Работы на ТВ меньше. Кого примет Digital-рынок?

В конце октября, в рамках юбилейной конференции Национальной ассоциации телерадиовещателей, состоялся круглый стол «Кадры New Media - состояние, проблемы, перспективы подготовки». Портал Mediajobs.ru принимал участие в обсуждении темы и подготовил бриф мнений участников - известных менеджеров рынка Digital Media: медиаэксперта и интернет-продюсера Аскара ТУГАНБАЕВА, генерального директора группы компаний «РУМЕДИА» Михаила БЕРГЕРА, эксперта рынка Digital-рекламы Алексея ФИРСОВА, СЕО соцсети для мам Baby.ru Наталии МУШКАРЕВОЙ, заместителя гендиректора РБК по персоналу Юлии ШУЛЬГИ, генерального директора Школы новых медиа Ксении ИЛЬИНОЙ, гендиректора российского представительства CTS EVENTIM RU - Parter.ru Елены ГЛУХОВСКОЙ, руководителя центра образования и исследований «ТопЭксперт» Леонида ГРОХОВСКОГО и консультанта по развитию интернет-видеосервисов в России Елены САХАРОВОЙ.

Модераторы мероприятия - заместитель генерального директора НАТ Сергей СИМАКОВ и директор по развитию экспертного рекрутингового медиаагентства ШТАТЫ.RU Татьяна КАТКОВА намеренно пригласили к разговору о работе в Digital Media лидеров не только медийных Digital-проектов, но и e-commerce, Digital-маркетинга и обучения в сфере New Media. Естественно, каждый видел проблему с точки зрения собственного бизнеса, однако общие зоны интересов все-таки нашлись. Задал тон беседе Сергей Симаков, давший неутешительный прогноз относительно рынка труда в традиционных медиа. По его словам, уже в следующем году ожидается серьезное сокращение в рядах телевизионщиков, а это значит, что масса специалистов будет искать работу. В то же время, растет рынок новых медиа. Кому он готов предоставить работу?

Для участников дискуссии вопрос оказался не праздным - по словам многих представителей Digital Media, профессионалов, действительно, не хватает. Правда, потребности отрасли весьма специфичны.

Елена Сахарова:

«Как только произошла цифровая революция, получилось так, что у нас образовался дефицит специалистов по цифровому видео. Категорически не хватает программистов, причем, в любой отрасли - начиная от автоматизации предприятия, заканчивая строительством сайтов, высоконагруженных систем, видео в интернете и всего остального. Также в дефиците - абсолютно новые специалисты по работе с соцсетями. Их в принципе не готовят вузы, нет соответствующей методологии подготовки».

Аскар Туганбаев:

«Если говорить про мою специализацию, то я вижу, что на рынке, в первую очередь, нужны кросс-плаформенные продюсеры - люди, которые могут придумать, как контент будет взаимодействовать с каналами распространения - интерактивность, игры, мобильные телефоны, голосование, смарт-тв, планшеты… Таких людей пока нигде не учат, и основная проблема - это их образование».

Леонид Гроховский видит выход в курсах профессиональной переподготовки: «Они не такие объемные, как обучение в вузах, но позволяют решать такие задачи».

В период экономического кризиса меняются ожидания и требования к сотрудникам: «Раньше небольшие бизнесы, такие, например, как интернет-магазины, которым нужно было обеспечить приток клиентов, обслуживались в агентствах, вкладывали большие бюджеты в определенные маркетинговые эксперименты и не особенно следили за тем, какой результат это дает. Сейчас наступили сложные времена, компании считают каждый рубль. И сегодня есть два варианта, по которым идет маркетинговая политика компаний. Либо руководитель компании начинает сам заниматься своим развитием в области маркетинга и привлечением клиентов, либо оставляет одного сотрудника под названием «многорукий многоног», который может делать все - заниматься сайтом, привлекать трафик, заниматься конверсией, анализировать продажи и в принтере картриджи менять. Таким образом, растет спрос на людей, которые могут решать все задачи - может быть, не так профессионально, как узкие специалисты, но в большем объеме».

Наталия Мушкарева озвучила еще одну проблему, которая назрела достаточно давно, но пока, по ее мнению, не решена - это «перегретость» рынка:

«Специалисты, которые приходят на собеседования, в большинстве своем достаточно амбициозны и требовательны - в зарплатном плане, плане комфорта офиса, графика и так далее. Есть вчерашние студенты, готовые работать за 35-40 тысяч рублей, но их нужно учить практически с нуля, а на это нет ни времени, ни ресурсов. Сразу за ними идет когорта прожект-менеджеров с зарплатными ожиданиями в 120-150 тысяч рублей. Не хватает «золотой середины» - квалифицированных профессионалов, которые, с одной стороны, звезд с неба не хватают, а с другой - не требуют дополнительного вклада в их профессиональное обучение».

Выступление Наталии Мушкаревой дало старт новому витку дискуссии. Юлия Шульга считает, что дело не в отсутствии «средней прослойки» а, в правильном формулировании идеологии бизнеса:

«Хорошему специалисту нужно платить хорошие деньги. Среднюю прослойку нужно создавать самим. И это работа HR - договариваться c соискателями. Объяснять про миссию, деятельность компании, создавать идейный стержень, за которым пойдут. Я пойду работать на человека, которому поверю - в его идею, в то, что он обеспечит мой быт, даст мне стабильность, точку развития, свободу».

О миссии HR говорил и Аскар Туганбаев, правда, в несколько неожиданном ключе:

«HR сейчас безнадежно устарел. И внутренний, и внешний. Когда я работал в СТС Media, мы никогда не нанимали людей с помощью HR-отдела. Мы всегда действовали командно - сами подбирали человека под задачу. Сегодня связи становятся горизонтальными, так же как и бизнес-структуры. Вы уже не можете построить какую-то иерархию, которую нужно как-то структурировать, и объяснить HR-специалисту, кого именно вы хотите найти. Проще самим искать людей - по личным связям. Со мной, например, команда работает уже 12-15 лет, переходя из компании в компанию».

По мнению Туганбаева, для того, чтобы эффективно работать в новых условиях рынка, HR-специалисты должны перестроиться, переформатировать весь алгоритм поиска. Не искать людей «по формальным показателям», а учитывать то, что требования к соискателю на ту или иную позицию постоянно меняются - вместе с постоянно идущими вперед технологиями создания, продвижения и доставки контента.

Этот вывод стал отправной точкой для обсуждения еще одного важного вопроса - необходимости систематизации и определения функциональных обязанностей сотрудников. Ведь во многих компаниях под одними и теми же названиями вакансий зачастую скрывается совершенно разный набор функций и ожидаемых навыков (например, SMM-менеджер).

Елена Сахарова:

«Выпускник вуза, пытаясь найти себе работу, не понимая, чем отличается одна должность от другой с таким же названием, но в другой компании, какое-то время мечется, потом устраивается туда, куда его просто взяли, а через пять лет его уже никуда на другое место не возьмут, потому что у него есть один опыт, а на новом месте от него требуется принципиально другой. И таких жизненных историй много. Для людей сильных и мобильных это не трагедия - обучиться чему-то новому, радикально поменять сферу деятельности. Но есть и другие люди, и их немало. И они говорят о том, что хорошо было бы иметь какой-то реестр, который даст молодому специалисту и даже более возрастному, который переходит, например, из рынка традиционных медиа в digital, некое понимание того, кто есть кто, и чем занимается та или иная профессия».

Расширил тему Михаил Бергер. По его мнению, компаниям нужно описывать не функционал конкретного сотрудника, а сами бизнес-процессы: «Функционал нужен только для одного - чтобы уволить человека, и он не смог восстановиться по суду. Это в армии нужен функционал. В медиабизнесе - нужно требовать описание бизнес-процессов. И уже в эти бизнес-процессы встраиваются люди. И название профессий - тоже не самое важное. Допустим, мне нужен SMM-менеджер. Я не буду сам нанимать такого сотрудника, потому что ничего в его работе не понимаю. Я обращусь за помощью к профессионалам».

Также Михаил Бергер отметил, что, по его мнению, в условиях, когда работодатель может диктовать свои правила игры, у компаний нет проблем с наймом качественных профессионалов: «Не может быть проблем на падающем рынке. На растущем - может. Когда рынок растет, естественно, все стоит дорого и неадекватно. Сейчас - все карты в руках у работодателя. Ты, фактически, можешь решить любую проблему, найти любого необходимого специалиста».

Разговор вновь вернулся к специалистам из традиционных медиа - телевидения, радио, прессы, которые сегодня вынуждены искать применение своим навыкам в новой для них среде - Digital. Встроиться в систему с принципиально иным подходом и требованиями к специалистам для многих профессионалов из традиционных медиа - задача сложная. Получается, что, с одной стороны, в Digital не хватает качественных специалистов, так как их не готовят вузы; с другой - есть люди, имеющие серьезный опыт работы в традиционных медиа, но не представляющие, как применить свои знания в стремительно развивающихся Digital Media.

Промежуточную точку в дискуссии о зоне ответственности и отношении работодателей к кадровым вопросам в Digital Media поставил Алексей Фирсов. По его мнению, у традиционных медиа и Digital много общего:

«На ТВ есть люди, которые привыкли работать, хорошо знают свою отрасль. Здесь возможна синергия. Нет проблемы в кадрах, нет проблем с работой - есть огромная потребность в квалифицированных знаниях. Не надо бояться новых горизонтов и новых вещей. Границы между ТВ и Digital,  с точки зрения подачи видео, фактически нет, есть лишь разница в технологиях. Профессионалы, имеющие серьезный опыт работы в традиционных медиа и желание самосовершенствоваться, постоянно учиться чему-то новому, будут полезны всем и, в первую очередь, в новом мире - на стыке Digital и ТВ».

Конечно, за время, отведенное для работы круглого стола, обсудить все актуальные и животрепещущие вопросы кадрового рынка новых медиа было невозможно - были лишь намечены основные темы, волнующие сегодня и соискателей, и работодателей. Портал MediaJOBS обязательно продолжит обсуждение кадровых вопросов с лидерами компаний Digital Media - уже на собственной дискуссионной площадке.

Подготовила Мария Кигель

 

Вакансии Телевидение, Production, Радио, Didital Media

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Республика Татарстан
от 50 000 руб.
Подробнее
14 часов назад
Подробнее
Московская область - Север
от 80 000 руб.
Подробнее
7 часов назад
Подробнее
Санкт-Петербург
от 20 000 до 40 000 руб.
Подробнее
10 часов назад
Подробнее
по договоренности
Подробнее
17 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
17 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Посмотреть все вакансии