Назад к списку Аналитика

Работы на ТВ меньше. Кого примет Digital-рынок?

В конце октября, в рамках юбилейной конференции Национальной ассоциации телерадиовещателей, состоялся круглый стол «Кадры New Media - состояние, проблемы, перспективы подготовки». Портал Mediajobs.ru принимал участие в обсуждении темы и подготовил бриф мнений участников - известных менеджеров рынка Digital Media: медиаэксперта и интернет-продюсера Аскара ТУГАНБАЕВА, генерального директора группы компаний «РУМЕДИА» Михаила БЕРГЕРА, эксперта рынка Digital-рекламы Алексея ФИРСОВА, СЕО соцсети для мам Baby.ru Наталии МУШКАРЕВОЙ, заместителя гендиректора РБК по персоналу Юлии ШУЛЬГИ, генерального директора Школы новых медиа Ксении ИЛЬИНОЙ, гендиректора российского представительства CTS EVENTIM RU - Parter.ru Елены ГЛУХОВСКОЙ, руководителя центра образования и исследований «ТопЭксперт» Леонида ГРОХОВСКОГО и консультанта по развитию интернет-видеосервисов в России Елены САХАРОВОЙ.

Модераторы мероприятия - заместитель генерального директора НАТ Сергей СИМАКОВ и директор по развитию экспертного рекрутингового медиаагентства ШТАТЫ.RU Татьяна КАТКОВА намеренно пригласили к разговору о работе в Digital Media лидеров не только медийных Digital-проектов, но и e-commerce, Digital-маркетинга и обучения в сфере New Media. Естественно, каждый видел проблему с точки зрения собственного бизнеса, однако общие зоны интересов все-таки нашлись. Задал тон беседе Сергей Симаков, давший неутешительный прогноз относительно рынка труда в традиционных медиа. По его словам, уже в следующем году ожидается серьезное сокращение в рядах телевизионщиков, а это значит, что масса специалистов будет искать работу. В то же время, растет рынок новых медиа. Кому он готов предоставить работу?

Для участников дискуссии вопрос оказался не праздным - по словам многих представителей Digital Media, профессионалов, действительно, не хватает. Правда, потребности отрасли весьма специфичны.

Елена Сахарова:

«Как только произошла цифровая революция, получилось так, что у нас образовался дефицит специалистов по цифровому видео. Категорически не хватает программистов, причем, в любой отрасли - начиная от автоматизации предприятия, заканчивая строительством сайтов, высоконагруженных систем, видео в интернете и всего остального. Также в дефиците - абсолютно новые специалисты по работе с соцсетями. Их в принципе не готовят вузы, нет соответствующей методологии подготовки».

Аскар Туганбаев:

«Если говорить про мою специализацию, то я вижу, что на рынке, в первую очередь, нужны кросс-плаформенные продюсеры - люди, которые могут придумать, как контент будет взаимодействовать с каналами распространения - интерактивность, игры, мобильные телефоны, голосование, смарт-тв, планшеты… Таких людей пока нигде не учат, и основная проблема - это их образование».

Леонид Гроховский видит выход в курсах профессиональной переподготовки: «Они не такие объемные, как обучение в вузах, но позволяют решать такие задачи».

В период экономического кризиса меняются ожидания и требования к сотрудникам: «Раньше небольшие бизнесы, такие, например, как интернет-магазины, которым нужно было обеспечить приток клиентов, обслуживались в агентствах, вкладывали большие бюджеты в определенные маркетинговые эксперименты и не особенно следили за тем, какой результат это дает. Сейчас наступили сложные времена, компании считают каждый рубль. И сегодня есть два варианта, по которым идет маркетинговая политика компаний. Либо руководитель компании начинает сам заниматься своим развитием в области маркетинга и привлечением клиентов, либо оставляет одного сотрудника под названием «многорукий многоног», который может делать все - заниматься сайтом, привлекать трафик, заниматься конверсией, анализировать продажи и в принтере картриджи менять. Таким образом, растет спрос на людей, которые могут решать все задачи - может быть, не так профессионально, как узкие специалисты, но в большем объеме».

Наталия Мушкарева озвучила еще одну проблему, которая назрела достаточно давно, но пока, по ее мнению, не решена - это «перегретость» рынка:

«Специалисты, которые приходят на собеседования, в большинстве своем достаточно амбициозны и требовательны - в зарплатном плане, плане комфорта офиса, графика и так далее. Есть вчерашние студенты, готовые работать за 35-40 тысяч рублей, но их нужно учить практически с нуля, а на это нет ни времени, ни ресурсов. Сразу за ними идет когорта прожект-менеджеров с зарплатными ожиданиями в 120-150 тысяч рублей. Не хватает «золотой середины» - квалифицированных профессионалов, которые, с одной стороны, звезд с неба не хватают, а с другой - не требуют дополнительного вклада в их профессиональное обучение».

Выступление Наталии Мушкаревой дало старт новому витку дискуссии. Юлия Шульга считает, что дело не в отсутствии «средней прослойки» а, в правильном формулировании идеологии бизнеса:

«Хорошему специалисту нужно платить хорошие деньги. Среднюю прослойку нужно создавать самим. И это работа HR - договариваться c соискателями. Объяснять про миссию, деятельность компании, создавать идейный стержень, за которым пойдут. Я пойду работать на человека, которому поверю - в его идею, в то, что он обеспечит мой быт, даст мне стабильность, точку развития, свободу».

О миссии HR говорил и Аскар Туганбаев, правда, в несколько неожиданном ключе:

«HR сейчас безнадежно устарел. И внутренний, и внешний. Когда я работал в СТС Media, мы никогда не нанимали людей с помощью HR-отдела. Мы всегда действовали командно - сами подбирали человека под задачу. Сегодня связи становятся горизонтальными, так же как и бизнес-структуры. Вы уже не можете построить какую-то иерархию, которую нужно как-то структурировать, и объяснить HR-специалисту, кого именно вы хотите найти. Проще самим искать людей - по личным связям. Со мной, например, команда работает уже 12-15 лет, переходя из компании в компанию».

По мнению Туганбаева, для того, чтобы эффективно работать в новых условиях рынка, HR-специалисты должны перестроиться, переформатировать весь алгоритм поиска. Не искать людей «по формальным показателям», а учитывать то, что требования к соискателю на ту или иную позицию постоянно меняются - вместе с постоянно идущими вперед технологиями создания, продвижения и доставки контента.

Этот вывод стал отправной точкой для обсуждения еще одного важного вопроса - необходимости систематизации и определения функциональных обязанностей сотрудников. Ведь во многих компаниях под одними и теми же названиями вакансий зачастую скрывается совершенно разный набор функций и ожидаемых навыков (например, SMM-менеджер).

Елена Сахарова:

«Выпускник вуза, пытаясь найти себе работу, не понимая, чем отличается одна должность от другой с таким же названием, но в другой компании, какое-то время мечется, потом устраивается туда, куда его просто взяли, а через пять лет его уже никуда на другое место не возьмут, потому что у него есть один опыт, а на новом месте от него требуется принципиально другой. И таких жизненных историй много. Для людей сильных и мобильных это не трагедия - обучиться чему-то новому, радикально поменять сферу деятельности. Но есть и другие люди, и их немало. И они говорят о том, что хорошо было бы иметь какой-то реестр, который даст молодому специалисту и даже более возрастному, который переходит, например, из рынка традиционных медиа в digital, некое понимание того, кто есть кто, и чем занимается та или иная профессия».

Расширил тему Михаил Бергер. По его мнению, компаниям нужно описывать не функционал конкретного сотрудника, а сами бизнес-процессы: «Функционал нужен только для одного - чтобы уволить человека, и он не смог восстановиться по суду. Это в армии нужен функционал. В медиабизнесе - нужно требовать описание бизнес-процессов. И уже в эти бизнес-процессы встраиваются люди. И название профессий - тоже не самое важное. Допустим, мне нужен SMM-менеджер. Я не буду сам нанимать такого сотрудника, потому что ничего в его работе не понимаю. Я обращусь за помощью к профессионалам».

Также Михаил Бергер отметил, что, по его мнению, в условиях, когда работодатель может диктовать свои правила игры, у компаний нет проблем с наймом качественных профессионалов: «Не может быть проблем на падающем рынке. На растущем - может. Когда рынок растет, естественно, все стоит дорого и неадекватно. Сейчас - все карты в руках у работодателя. Ты, фактически, можешь решить любую проблему, найти любого необходимого специалиста».

Разговор вновь вернулся к специалистам из традиционных медиа - телевидения, радио, прессы, которые сегодня вынуждены искать применение своим навыкам в новой для них среде - Digital. Встроиться в систему с принципиально иным подходом и требованиями к специалистам для многих профессионалов из традиционных медиа - задача сложная. Получается, что, с одной стороны, в Digital не хватает качественных специалистов, так как их не готовят вузы; с другой - есть люди, имеющие серьезный опыт работы в традиционных медиа, но не представляющие, как применить свои знания в стремительно развивающихся Digital Media.

Промежуточную точку в дискуссии о зоне ответственности и отношении работодателей к кадровым вопросам в Digital Media поставил Алексей Фирсов. По его мнению, у традиционных медиа и Digital много общего:

«На ТВ есть люди, которые привыкли работать, хорошо знают свою отрасль. Здесь возможна синергия. Нет проблемы в кадрах, нет проблем с работой - есть огромная потребность в квалифицированных знаниях. Не надо бояться новых горизонтов и новых вещей. Границы между ТВ и Digital,  с точки зрения подачи видео, фактически нет, есть лишь разница в технологиях. Профессионалы, имеющие серьезный опыт работы в традиционных медиа и желание самосовершенствоваться, постоянно учиться чему-то новому, будут полезны всем и, в первую очередь, в новом мире - на стыке Digital и ТВ».

Конечно, за время, отведенное для работы круглого стола, обсудить все актуальные и животрепещущие вопросы кадрового рынка новых медиа было невозможно - были лишь намечены основные темы, волнующие сегодня и соискателей, и работодателей. Портал MediaJOBS обязательно продолжит обсуждение кадровых вопросов с лидерами компаний Digital Media - уже на собственной дискуссионной площадке.

Подготовила Мария Кигель

 

Вакансии Телевидение, Production, Радио, Didital Media