Назад к списку Аналитика

Кризис и кадры в сфере медиа: кого уволят, не стесняясь?

По материалам индустриальной конференции «Кадры для электронных медиа», 19 ноября 2008 года, « НАТЭКСПО-2008». Мировой финансовый кризис постепенно распространяется и на сферу электронных медиа. Необходимость сокращения штатов и другие кадровые издержки заставляют сегодня говорить не просто о возможных изменениях в судьбах людей, работающих на радио и телевидении, но и о будущем отрасли в целом. Однако ключевые фигуры индустрии медиа считают, что, несмотря на падение рекламного рынка, кризисом надо воспользоваться, чтобы привести экономику отрасли в порядок. Кроме того, по мнению специалистов, финансовый кризис позволит трезво пересмотреть кадровую политику в сфере медиа и вопросы подготовки молодых специалистов.

Однако ключевые фигуры индустрии медиа считают, что, несмотря на падение рекламного рынка, кризисом надо воспользоваться, чтобы привести экономику отрасли в порядок. Кроме того, по мнению специалистов, финансовый кризис позволит трезво пересмотреть кадровую политику в сфере медиа и вопросы подготовки молодых специалистов.
Экспертное мнение по этим вопросам прозвучало на конференции «Кадры для электронных медиа», которая была организована Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и порталом MеdiaJOBS.RU при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.
«Каждый день я получаю новости о том, что на одном канале сократили штат на 20 процентов, на другом канале на 30 процентов, — поделился президент НАТ Эдуард Сагалаев. — По моим примерным оценкам, 20 процентов — это минимум, который касается и персонала, и зарплат».
Кроме того, как оценивает ситуацию Эдуард Сагалаев, в следующем году «контент многих каналов будет состоять из повторов», что, безусловно, приведет к сокращению рабочих мест, а в совокупности с резким падением рекламного рынка, который эксперты осторожно оценивают на первый квартал в 30–40 процентов по сравнению с 2008 годом, «это повлечет за собой серьезнейшие процессы», связанные с многочисленными уходами из профессии. И эта проблема сейчас во многих сегментах медиаиндустрии и целого ряда компаний выходит на первый план.
Как считает Эдуард Сагалаев, плюс складывающейся ситуации может состоять как раз «в жестком отборе», потому что востребованных, креативных, по-настоящему талантливых людей сокращения и снижение уровня оплаты труда должны коснуться в последнюю очередь.
Осторожный оптимизм он высказал и в связи с переходом России на цифровые технологии. Есть основания полагать, что до конца года будет принята федеральная целевая программа. «И это тот самый потенциал, который может дать новое пространство, в смысле поляны для применения сил многих специалистов в медиаиндустрии: профессиональных, журналистских, менеджерских, технических и многих других», — считает президент НАТ.
Модератор конференции Наталья Селезнева — генеральный директор индустриального портала MеdiaJOBS.RU и экспертного рекрутингового медиаагентства Штаты.RU отметила, что тема качества профессиональных ресурсов отрасли и проблемы, с которыми сталкиваются топ-менеджеры и менеджеры департаментов в этом бизнесе, были и остаются весьма актуальными независимо от кризиса. «Кризис лишь сделал эту тему более популярной, — подчеркнула она, — обострил внимание к рынку труда и проблемам, связанных с людьми, - какие специалисты дефицитны или избыточны, сколько они стоят на самом деле, сколько рабочих мест необходимо и будет оставлено в период кризиса».
Сегодня горячая тема будущего рынка труда и каждого работника сферы телерадиовещания наложилась на базовую, структурную проблему, связанную с уровнем профессиональной подготовки, востребованностью тех или иных специалистов.
«В ближайшее время более востребованным будет кризисный менеджмент, больше, чем профессиональный менеджмент», — считает Александр Полесицкий, генеральный директор «Европейской Медиа Группы» (ЕМГ).
Говоря о «животворящем кризисе», о том, что он «очистит рынок», и благодаря ему мы придем к ситуации гораздо более правильной, нежели та, что сложилась в медиаиндустрии сегодня, генеральный директор крупнейшего радиохолдинга подчеркнул, что «есть искушение так говорить, особенно, когда ты понимаешь, что в обозримом будущем за воротами окажешься не ты».
По оценке Александра Полесицкого, «существует нехватка специалистов, в том числе и в области вещания», которая в какой-то степени была предопределена в прошлые годы избыточным спросом, связанным с ростом числа радиостанций. «Их станет меньше, — отмечает он, — соответственно, непрофессиональных специалистов в отрасли станет меньше. Соответственно, проблема кадров станет, с одной стороны, менее острой, потому что не нужно будет наполнять такое количество ресурсов людьми, с другой стороны, станет еще более острой, потому что требования к профессионализму повысятся».
Говоря о грядущих сокращениях в отрасли в связи с кризисом, Александр Полесицкий не без сожаления поддержал уже сложившееся мнение многих экспертов о том, что это, в первую очередь, будут специалисты по связям с общественностью. Представителям журналистики, по его мнению, повезет больше, поскольку в условиях кризиса потребность в информации будет только расти.
Александр Полесицкий уверен, что нас ждут «месяцы достаточно непредсказуемые». Возможны разные сценарии развития кризиса: от нереально оптимистического («ноль процентов падения») до радикально-реалистического («50 процентов — за счастье»). И самые благие намерения разобьются о необходимость сокращения. «Соответственно, будет то, что уже происходит, что началось в первую очередь в принте, за пределами Национальной ассоциации телерадиовещателей, а потом пошло на телевидение. На радио придет самым последним. Мы пока пытаемся придерживаться сценария неких точечных решений, отказываться от чего-то, что в жестких условиях является роскошью, но не переходить к массовому сокращению объема деятельности, в силу того, что есть ресурсы, есть понимание как со всем этим сражаться», - заявил г-н Полесицкий.
Александр Дулерайн, заместитель генерального директора ТНТ, уверен, что «маркетинг во время кризиса — это одно из самых надежных последних оружий», которое необходимо для того, чтобы удержать и аудиторию, и продажи.
Что же касается кадровой сферы, то, по его мнению, одна из самых больших бед — это как раз отсутствие профессиональных телевизионных маркетологов. «Их шесть-восемь человек, — уточняет Александр Дулерайн. — Я не думаю, что кризис их серьезно коснется, потому что без них никуда не денешься. Как их нанять и удержать? Их нереально нанять готовых, как правило, они переходят с канала на канал, их можно только воспитывать, чем мы и занимаемся на канале».
Есть еще две важные позиции на современном телевидении не обеспечены профессиональными кадрами в достаточной мере. Одна из этих позиций — промо-мейкеры. Сегодня это очень трудоемкий процесс, в котором чаще всего занята группа людей. «Что будет происходить с этим? Наверное, будет уменьшаться количество людей, которые это делают, но, наверное, этим будут заниматься все более способные юноши и девушки», — считает Александр Дулерайн. Вторая «дефицитная» позиция — специалисты по медиапланированию промо. «Мы пытаемся этим заниматься на ТНТ, но речь идет о создании какой-то специальной профессии, такой не существует пока», — поделился заместитель генерального директора телеканала.
Генеральный директор «СТС-Регион» Сергей Петров считает, что есть три фактора, которые повлияют на положение дел с кадрами в следующем году: во-первых, стандартная оптимизация, которая закладывается в каждой компании на этапе бюджетного планирования; во-вторых, изменение бизнес-моделей взаимодействия сетей и региональных вещателей как в области рекламы, так и в области программирования; а в третьих, конечно, кризис.
«Чем быстрее компании осознают масштаб изменений, тем легче им будет перенести достаточно сложные времена, — анализирует ситуацию Сергей Петров. — И если мы говорим про национальный рынок, понятно, что это минимум 30 процентов снижения бюджетов рекламодателей. Если говорить про региональный рынок, у меня такие ощущения, что это будет даже большее падение, чем 30 процентов, потому что есть на то основания – консолидация рекламных бюджетов на национальном уровне».
Понятно, что в этом случае каждая компания в регионе принимает для себя самостоятельное решение, как она будет выживать. И в зависимости от этого будут или не будут сокращаться те или иные направления, те или иные статьи расходов.
Что касается непосредственно «СТС Медиа», то Сергей Петров высоко оценивает шансы компании пережить кризис без существенных потерь. «Мы к кризису готовы, — заявил он. — С точки зрения персонала у нас нет так называемого неадекватного баланса, который, возможно, накопили региональные компании. Безусловно, у нас будет оптимизация. И, надеюсь, что нам удастся не сокращать ключевые для нас позиции». В частности, речь идет, например, о специалистах по локальному продвижению, чьи позиции за последние годы стали весьма важными.
«С точки зрения оптимизации офиса, у нас как бы работа делится на два направления, — рассказал Сергей Петров. — Вы знаете, что у нас прошла реструктуризация холдинга за прошедшие два месяца, и в связи с этим поменялись серьезно бизнес-процессы и модели управления компаниями в холдинге. Часть людей покинули компании, часть покидают. Этот процесс неизбежный. Это и «белые», и «синие воротнички», и творческий персонал.
Конечно, мы будем выводить какие-то профессии на аутсорсинг, уборщиц, водителей не обязательно держать в штате. Благо, аутсорсинг-компании уже появились не только в Москве, но и в крупных регионах, это позволит серьезно штат уменьшить».
Опираясь на мнение специалистов компании «Прайс Уотерхаус», Сергей Петров добавил: «Кризис - это время, когда вы можете спокойно уволить того человека, которого прежде стеснялись уволить. И эта категория сотрудников должна быть первой, с точки зрения оптимизации. Вторая истина, которую нужно нам принять, - кризис не значит отсутствие конкуренции за реальных «звезд», людей, которые обеспечивают главную ценность компании. За ними охота будет только продолжаться и, более того, усилится. Поэтому компании должны всячески удерживать людей, генерирующих основную ценность компании. И еще у вас есть возможность, если какой-то высокооплачиваемый сотрудник покидает компанию, промотировать других сотрудников с более низких позиций».
Михаил Пономарев, директор Дирекции информационного вещания «ТВ Центр», продолжая тему «животворящих последствий кризиса», отметил: «Для меня они в первую очередь, возможно, ожидаются не только в том, что мы «почистим» кадры или получим другие, которые подешевеют, но и в том, что мы «почистим» концепции.
В плане кадров, по его мнению, в новостном секторе не хватает квалифицированных режиссеров. Зачастую ими становятся инженеры, хорошо разбирающиеся в технике, но «не способные творить». Другая беда — недостаточный уровень профессиональной подготовки молодых журналистов.
«Я очень надеюсь, — поделился Михаил Пономарев, — что, во-первых, федеральные каналы сейчас начнут сбрасывать «балласт», а в этом «балласте» всегда найдется много хороших людей, которых не хватает, например, мне в Дирекции. И второе, я очень рассчитываю на то, что сейчас произойдет какое-то переформатирование жанра».
Еще один важный момент — взаимодействие с другими подразделениями компании в период кризиса и компетентность тех, кто принимает решения. В связи с этим Михаил Пономарев рассказал такой случай: «Приходит кризис-менеджер, который говорит: «А почему у тебя в аппаратной 10 человек? Новости идут 10 минут — 10 человек, идут 30 минут — 10 человек?». Я ему объясняю, что есть самолет «Боинг», чтобы он взлетел, должно сидеть шесть человек экипажа независимо от того, полный салон или никого нет. Если сейчас такие управляющие придут, будет совсем плохо».
Президент группы компаний «Окно-ТВ» Александр Волов обратил внимание на вопрос нехватки технических профессиональных кадров: «На сегодняшний день существует огромная проблема с этим, и связана она, в основном, с тем, что поменялись принципы работы технологий. Сейчас телевидение и радиовещание пошло в сторону IT, причем резко, быстро, в течение двух лет. Специалистов до этого не готовилось по данному направлению. И вузы, которые сейчас работают, не готовят, потому что в стране таких специалистов практически нет, их буквально человек десять». Александр озвучил ошеломляющие цифры: «Только московскому телевидению и радиовещанию необходимо порядка 2000 квалифицированных специалистов, обученных, знающих область IT и телевидения. Сейчас на каналах федеральных по 1-2 специалиста в лучшем случае».
Он также выразил надежду, что кризис, возможно, все-таки, поможет привлечь новых людей, которые будут хотеть обучаться и задавать новую стратегию в развитии техники.
Александра Волова поддержал и Дмитрий Яловой, технический директор «СТС-Регион» с 1999 по 2006 год. Он, в частности, отметил, что «вся медиа индустрия работает на технике, на электронике, и без нее медиаиндустрии наверное бы не было». По словам Ялового, технических специалистов, необходимых сегодня на телевидении, можно лишь воспитать, вырастить из из тех, кто выпускается после вузов. Но проблема состоит в том, что по-настоящему «талантливые мастера» сегодня не готовы идти на телевидение, они работают в радиомастерских и получают там гораздо большие деньги, чем им могут предложить на ТВ. По его мнению, сегодня такие специалисты недооценены на рынке.
Елена Афанасьева, директор Дирекции креативного планирования интернет-вещания Первого канала, согласна с тем, что на сегодняшний день трудно найти IT-специалистов, подготовленных для работы в сфере медиа.
Говоря о кадровой политике Первого канала, она отметила, что основной критерий, по которому отбирают специалистов — желание работать, а главный подход к решению проблемы кадров — открытость массового рекрутинга.
«То, что произошло в медийной сфере, — охарактеризовала ситуацию Елена Афанасьева, — это отражение всей «лопнувшей экономики большого мыльного пузыря», но в телевидении она в последние годы была особенно воплощена в том, что при росте рекламы галопирующими темпами, чего не было нигде в мире, стоимость контента росла еще быстрее. А в стоимости контента это была, в первую очередь, стоимость оплаты труда. И она росла так, что объяснить логически это невозможно».
А еще Елена Афанасьева напомнила всем, что китайское обозначение слова «кризис» — это два иероглифа: один — опасность, другой — благоприятная возможность, и это как раз то, что переживает сейчас медиасфера, и особенно медиарекрутинг.