Назад к списку Аналитика

Медиа в 2017: правила выживания

Качественная работа редакций все больше напоминает волонтерство, а читатели — «инопланетян», искать подход к которым нужно каждый раз заново. Так считают участники дискуссии «Как нужно заниматься журналистикой в 2017 году», которая состоялась на конференции MediaMakers. Исследователь, профессор факультета коммуникаций НИУ ВШЭ Анна Качкаева, главред Sports.ru и телеведущий Юрий Дудь, креативный продюсер канала РБК Александр Уржанов в процессе беседы сформулировали шесть правил, которые помогут журналистам быть услышанными, сохранить репутацию и не остаться голодными.

1. Привыкайте к новым платформам, моделям и конкурентам

Когда-то этот мир был поспокойнее: вы учились на журфаке, годами тренировались писать заметки, потом — делать аналитику и так далее.

Сегодня журналисту нужно постоянно перестраиваться и переучиваться. Появляются новые вызовы, такие как нативная реклама — по исследованиям Стэнфорда, 80% молодых респондентов не отличают спонсорского контента от редакционного.

Развиваются краудсорсинговые медиа, где автор не ассоциируется с брендом площадки, и все зависит от его, автора, силы слова. Современные видеоблогеры, похоже, станут для молодого поколения тем, чем стала Алла Пугачева для поколения старшего.

Наконец, редакции вынуждены конкурировать не только с платформами и друг с другом. На рынок медиа выходят технологические компании и другие бренды, которые раньше воспринимались исключительно как рекламодатели, а сегодня сами учатся производить контент.

2. Интересуйтесь новым

Когда мир ежегодно меняется, нельзя просто взять и сказать: «Мне оно неинтересно, писать и изучать не буду». Возможно, вы тоже не понимаете, почему тысячам людей нравится наблюдать, как другие играют в Counter Strike, но киберспорт — это модно, это не может не заинтересовать вас.  

Если вы отказываетесь интересоваться, «потому что вещь вам не близка» — это снобизм, который с большой вероятность оставит вас за бортом будущего.

3. Учитесь писать код

Условный Python (язык программирования, рекомендуемый многим новичкам) — не тот язык, на котором вы привыкли общаться с аудиторией. Но аудитория любит интерактивность, и создать игру или тест по мотивам резонансного события — ваш шанс выделиться и привлечь внимание.

Современному журналисту приходится осваивать инструменты, о владении которыми он бы не задумался еще пару лет назад. К счастью, сегодня есть масса платформ, которые помогают освоить логику программирования в игровой форме.

4. Учитесь визуализировать

Инфографика, гифки, мемы — понятный и привычный современной аудитории язык коммуникации. Даже лонгриды имеют значимую визуальную составляющую.

Современный читатель не всегда может, да и не обязан разделять форматы — ему просто важно, «чтоб было клево». Заметьте, не «с вами», а «клево», потому что вы читателю не очень-то и нужны.

Журналистика потребляется глазами, а учитывая развитие виртуальной и дополненной реальности, скоро она станет еще более визуальнозависимой.

5. Учитесь продавать

Роль рекламных отделов в жизни медиа огромна. Но вместо того, чтобы ждать весточки от рекламщиков: «Мы придумали без вас и продали, а теперь вы реализуйте так, чтобы был выхлоп и вам самим не стыдно было», — современная редакция может сама играть роль агентства, которое в состоянии предложить потенциальному рекламодателю 5-7 идей контента.

Частичное совмещение функций редактора и продажника — это и отличный опыт, и возможность делать не стыдные вещи, зарабатывая на них.

6. Живите одним днем

Ваша карьера может закончиться сегодня вечером — хотя бы потому, что может выйти новый закон, по которому будет нельзя что-то еще. Фокусируйтесь не только на обязательном во все времена качестве, но и на создании резонанса. Живите нынешним днем — это поможет придумывать смелое и свежее сегодня. Ведь самое страшное в 2017 году — не быть услышанным.

Алексей Корнеев