Назад к списку Аналитика

Медиаитоги-2011

Кадровые новости Громкие увольнения и назначения и другие актуальные для рынка труда темы в материале "Частного корреспондента".

Остаются считанные дни до конца 2011 года, принесшего множество самых разных событий — в том числе, и в медиасфере. «Частный корреспондент» вместе с экспертами выделяет самые важные события, произошедшие в медиа-отрасли в уходящем году.

Прежде всего, очевидным медиасобытием года оказался скандал с закрытием таблоида News of The World, который организовывал прослушку телефонов звезд и всемирное обсуждение этических границ в журналистике.

Следующим важным событием можно отметить перезапуск «Известий» под контроль ИД Арама Габрелянова — и вместе с тем новые ожидания от старейшего медиабренда.

В 2011 году была также самая продолжительная кибер-аттака на ЖЖ - предположительно из-за Алексея Навального: блоги не работали около недели.

Происходили «послевыборные» перестановки в ряде российских СМИ — увольнение главреда «КоммерсантЪ Власть» Максима Ковальского и отставка гендиректора ИД «КоммерсантЪ» Демьяна Кудрявцева. До этого был уволен заместитель главреда «Газеты.ру» Роман Баданин после его отказа размещать рекламу партии «Единая Россия».

В минувшем году, как и ранее, происходили как открытия СМИ (в частности, запустились телеканалы «КоммерсантЪ ТВ», «Перец»), так и закрытия изданий (например, сайта GZT.RU — наследника газеты «Газета», проект «Соль» Марата Гельмана).

Герман Клименко, владелец Liveinternet, считает, что в 2011 году свершился очевидный для всех интернетчиков факт перетока рекламных бюджетов из бумажных СМИ в интернет-издания. «Больше никто не спорит о том, есть ли у интернет-СМИ будущее. Скорее, обсуждаем, выживут ли бумажные СМИ хотя бы в узкоспециализированном виде. К примеру, я верю в то, что бухгалтерские издания будут жить», — утверждает Клименко. Кроме того, владелец Liveinternet отмечает, что в этом году была закрыта «Вебпланета» - и считает закрытие этого портала «парадоксальным»: «Индустрия с бюджетами больше чем бумажная пресса не может содержать одно специализированное издание — в этом, конечно, специфика интернета».

Виталий Ситницкий, руководитель интернет-проекта «Инфоротор», называет в числе самых значимых медиасобытий 2011-го года IPO Яндекса, а также глобальную политизацию всего Рунета: в 2011 году, по статистике «Инфоротора», рост популярности рубрики «Политика» в интернет-СМИ составил 50%.

По словам Ситницкого, Россия подошла к предвыборным кампаниям 2011-2012 с довольно развитым Интернетом. «Сетью в России пользуются, по некоторым оценкам, около 40 млн человек. При этом на выборах в Госдуму-2011 проголосовало порядка 60% населения страны. Размер интернет-аудитории и электоральной базы практически сравнялись. Думаю, поэтому за пользователей разразилась настоящая битва, прежде всего, в блогосфере.

И если раньше ЖЖ-пользователи считали, что SUP игнорирует демократию, игнорирует оппозиционные блоги, саботирует острые политические темы, «пляшет под дудку Кремля», то в 2011 году блогеры убедились — их голос может быть услышан, политические дискуссии могут быть замечены менеджментом ЖЖ, анонсы могут быть вынесены в проект LJ Times, никто специально не станет исключать записи из рейтинга», — говорит руководитель «Инофоротора».

Алексей Синельников, шеф-редактор Интернет-службы «АиФ», отмечает, что в уходящем году не оправдалось намерение Германа Грефа выстроить систему обратной связи с потребителем с помощью новых медиа. «Я помню его слова о том, что через соцсети он услышит полстраны, а потом эту технологию можно масштабировать на всю страну. Фантазии Германа Оскаровича можно слушать бесконечно, пока не столкнешься с его банком в реальности. Я, к сожалению, столкнулся. Мало только выслушивать жалобы, хорошо бы исправлять конкретную ситуацию. А то Греф давно в космосе, а его банк в XIX веке», — говорит Синельников.

По словам шеф-редактора интернет-службы «АиФ», интересен проект телеканала «Дождь» — «гражданинпоэт»: «Мне не все в нем нравится, но, безусловно, это попытка освоения нового языка медиа. Такие попытки пробиваются. Потихоньку приживаются демотиваторы и комиксы. А «гражданинпоэт» — это такой комикс, только в стихах». Кроме того, по мнению Синельникова, новой стратегией в мире СМИ стала премьера фильма «Высоцкий»: «…с точки зрения разнообразного мерчендайзинга вокруг, когда газеты продают коллекции книг и музыки, а Эрнст – фильмы, и делают это успешно с точки зрения бизнеса».

Заместитель редактора журнала GQ Ксения Соколова отмечает, что ярким событием стало появление на российском медиа-рынке лицензионного журнала «Интервью», основанного Энди Уорхоллом. «Также нельзя не отметить на медиарынке факт окончательной неудачи, постигшей Владимира Яковлева с его амбициозным проектом «Сноб», — считает Ксения Соколова.

Василий Гатов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), полагает, что в 2011 году телеканал «Дождь» стал медиасобытием года - не как произведение телевидения, а как общественный феномен. По словам Василия Гатова, в уходящем году стало значительнее усиление сетевого общества, которое стало активно влиять на медиа — не только в России, но и в большинстве стран мира.

Кроме того, по мнению Гатова, важным фактом оказался также запуск Siri (персонального помощника, разработанного под iOS, использующего обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации) в коммерческую эксплуатацию — при этом бояться надо не только Google (о чем говорил Эрик Шмидт), а и телевидению — причем гораздо больше.

Анна Ахмадиева, шеф-редактор Media-Day.ru, в числе прочих значимых в медиасфере событий-2011 называет переход журналистов в издатели. «Эту тенденцию я заметила еще в кризис, но тогда она в большей степени затронула другие сферы, — говорит Анна Ахмадиева. — В этом же году сразу несколько известных мне журналистов запустили свои медиапроекты в Интернете. Запустили на свои ограниченные средства, без весомых сторонних инвестиций, «олиграхических» денег, стартап-грантов — с финансовой подушкой запустить СМИ смогут многие. Но не многие смогут полдня проводить на репортажах, интервью, вторую часть дня посвящать работе, за которую им платят зарплату (есть и жить ведь нужно!), а по ночам отписывать материалы на свой портал. Издатели таких СМИ чаще работают и за журналиста, и за редактора, и за директора по развитию. В качестве примера приведу Олега Китаева из Ростова-на-Дону и его проект «Городской репортер» и Лилию Скопинцеву с ее первым «эмоциональным» СМИ «Позер».

Сергей Лаврухин, исполнительный директор «Группа ОНЭКСИМ» отмечает, что его внимание в 2011 году привлекли несколько событий. «Это конфликт между медиаолигархом Александром Лебедевым и главой MIRAX Сергеем Полонским. При этом их рядовой конфликт комментировал премьер-министр! Следующим любопытным событием стала покупка Hirst всего международного бизнеса у Hacchette Filippachi в результате чего на российском рынке сложилась довольно интересная ситуация, когда два крупнейших, конкурирующих между собой игрока рынка SANOMA и Шкулев имеют в партнерах одну компанию». Также, по словам Лаврухина, одним из значительных событий стала покупка Disney 49% в ТВ-3 за $300 млн.

Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер» заявляет, что в 2011 году российские медиа уверенно выходят на заметные в Европе позиции. «Сайт "Комсомольской правды" и "РИА Новостей" вошли в десятку самых популярных в Европе сайтов (исследование компании comScore). "Русский репортер" стал лидером продаж среди общественно-политических журналов, согласно Ассоциации распространителей печатной продукции, а так же весь год наблюдался взрывной рост рейтингов издания. Это на фоне и международного признания качества: пять номинаций в главном мировом конкурсе журнальной фотографии Pictures of the Year International, включая главный приз – "За лучшее использование фотографий в журнале", издание опередило мировые бренды — National Geographic и GEO», — говорит Лейбин.

Медиаэксперты также отметили, что в 2011 году произошло окончательное смещение политической активности из ЖЖ в Фейсбук, а соревнование в рейтингах сменяются соревнованием в количестве «лайков» и «фолловеров».

Лилия Скопинцева