Назад к списку Аналитика

Печатные СМИ: время любителей прошло безвозвратно

Наиболее грустные времена в период кризиса эксперты предрекают сегменту печатных СМИ. Владимир Евстафьев, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), генеральный директор РА издательства «ИМА-пресс» в своем выступлении на конференции «Отраслевые стандарты делового взаимодействия участников рынка печатных СМИ: активное преодоление кризиса» привел статистику, подтверждающую, что даже 2008-й год, ставший пиком рекламной активности, показал достаточно серьезное отставание прессы по рекламным объемам. Если общий рост индустрии в этом году составил примерно 20%, то печатные СМИ дали всего 14%. Объяснил он подобное положение вещей тем, что стоимость рекламного контакта с потребителем в прессе несоизмеримо выше, чем, предположим, на телевидении (4-7 долларов против 0,5).

И если до кризиса многие рекламодатели позволяли себе не считать деньги, и, все-таки, размещаться в многочисленных, появляющихся со скоростью грибов после дождя, изданиях, то сегодняшняя финансовая ситуация на мировом рынке вообще и России в частности вряд ли позволит шиковать.

Уже в конце декабря невооруженным глазом стала видна тенденция к оптимизации прессы – десятки изданий закрываются, другие сокращают свои расходы до минимума, не особо рассчитывая на приход в 2009 году мессии в лице богатого и щедрого рекламодателя. И вот уже армия безработных редакторов, менеджеров, пиарщиков сегодня строем марширует по кадровому рынку…

До возникновения нынешней ситуации в издательских домах наблюдалась постоянная потребность в широком спектре специалистов, всех, какие только бывают в издательском деле - от создания проекта до продажи печатной продукции, а также тех, кто отвечает за имидж компании. Пригождались все – и классные профессионалы, и те, кто лишь мнили себя таковыми, но работу, все же, находили, и, зачастую, за очень приличные деньги. Сегодня, несмотря на период сокращений и замораживание вакансий, предложения от работодателей все же есть.

Эксперты рекрутингового агентства ШТАТЫ.RU и специализированного портала MediaJOBS.RU провели анализ московского издательского кадрового рынка по открытым источникам (сайты компаний и job-порталы). Выяснилось, что в период с 15 ноября по 5 декабря издательские дома Москвы предлагают более 150 различных вакансий.

Возглавляет ТОП-10 свежих предложений позиция менеджера по продажам: 27 предложений от издательских домов с уровнем дохода от 10 000 до 100 000 руб. За ней следуют редакторы различной специализации (редактор рубрики, технический редактор, научный, литературный): 14 предложений со средним уровнем дохода в 32 000 рублей.
 

Также входят в ТОП позиции бухгалтера и главного бухгалтера: 11 и 8 предложений, средние зарплаты – 38 000 и 56 000 руб. соответственно.
Директора по продажам (от 70 000 до 100 000 руб.), по маркетингу (от 40 000 до 180 000 руб.), PR-директора (от 40 000 до 180 000 руб.) и коммерческие директора (от 70 000 до 100 000 руб.) также требуются, правда, в значительно меньшем количестве – 6-7 предложений.
 

Замыкают «десятку» заместитель директора по рекламе (2 предложения, 50 000 – 150 000 руб.), главный редактор женского ежемесячного журнала (2 вакансии, 80 000 – 87 000 руб.), корреспондент (2 предложения, 25 000 – 30 000 руб.) и курьер (2 вакансии, 9 000 – 15 000 руб.)

Так что же в действительности происходит на кадровом рынке печатных СМИ? Ситуацию комментирует старший консультант по подбору персонала по направлению «Издательства» рекрутингового агентства ШТАТЫ.RU Ванда Дремова:

«Менеджеры по продаже рекламы, по реализации печатной продукции, руководители коммерческих подразделений издательств различного уровня в кризисное время особенно востребованы изданиями, как люди, зарабатывающие деньги для компании. Нужно понимать, что сейчас условия работы «сейлзов» становятся менее комфортными – сокращаются проценты с продаж и фиксированная часть зарплат, вводятся ограничения по оплате корпоративной мобильной связи и т.д.

Если говорить о позиции коммерческого директора, то она и до кризиса была весьма актуальна и востребована. Настоящих профессионалов на этом рынке не так много, издательские дома конкурируют между собой за право обладать специалистом высокого уровня. С этим же связан и момент зарплатных ожиданий – уровень дохода на этой позиции достаточно высок, и не изменился во время кризиса, однако требования, предъявляемые к кандидатам на эту должность, сегодня значительно ужесточились.

Что касается позиций редакторов, корректоров, копирайтеров, верстальщиков, то здесь ситуация достаточно простая. Эти люди создают контент издания, определяют его содержание, и, соответственно, читательский интерес. Сейчас, когда покупательская способность потенциальных потребителей падает, изданиям необходимо заинтересовать их в приобретении конкретной газеты или журнала. Без интересного и содержательного контента эта задача невыполнима. Сегодня будут востребованы только настоящие профессионалы в своей области – например, редакторы и копирайтеры, которые умеют создавать материалы качественно и быстро, сообразуясь с целями и задачами издания – будь то коммерческие материалы или редакционные статьи. Те, кто просто любят писать «ни о чем», скорее всего, останутся за бортом.

Почти до нуля сократилась потребность в пиарщиках, так же как и в сотрудниках, занимающихся внутрикорпоративными коммуникациями. И это понятно, ведь в сегодняшних условиях нанимать людей, которые не приносят компании деньги здесь и сейчас, кажется расточительством. Правда, наиболее дальновидные руководители стараются, все-таки, не сокращать эти отделы. В период кризиса возрастает ценность правильных пиар-ходов - позиционирования компаний и поддержания их имиджа, и в последствии наверстать упущенное будет гораздо сложнее и дороже.

Что касается предлагаемых сегодня заработных плат, то, как показывает наша практика, они, в основном, остались на прежнем уровне. Требования к кандидатам стали жестче, и все бонусы стали еще более привязаны к конкретным результатам работы – это объективная реальность. Наметилась тенденция – попытаться привлечь на те же деньги более квалифицированных и опытных сотрудников. Соискатели, которые находятся в активном поиске достаточно продолжительное время, готовы снизить свои зарплатные ожидания на 15 – 25%. В то же время, люди, которые где-то работают, и теоретически были готовы сменить актуальное место работы на более привлекательное, сегодня боятся рисковать тем, что они имеют.

Я думаю, что какая-то ясность относительно развития проектов, перспектив рынка печатных СМИ, и, соответственно, потребности рынка в специалистах, появится не раньше начала марта. Пока же уловить тренд довольно сложно и прогнозировать ситуацию не берется никто.

Хочу высказать свое мнение, перефразируя общеизвестное высказывание булгаковского профессора Преображенского – «кризис в головах». Не стоит поддаваться паническим настроениям, всеобщего обвала рынка труда, в частности, в медиа, нет, и пока он не предвидится. Есть более жесткая ситуация усиления конкуренции, оптимизации бюджетов и кадров, и в этой ситуации придется жить и работать какое-то время. Вполне естественно, что более успешно это получится у опытных профессионалов, время любителей прошло безвозвратно».

Вера Рудик, Мария Семенова, MediaJOBS.RU