Назад к списку Аналитика

Профессия: репортер

В далеком 1960 году гениальный итальянский режиссер Федерико Феллини снял замечательный фильм «La dolce vita» («Сладкая жизнь») по собственному сценарию. Герой киноленты Папараццо — назойливый и бесцеремонный фотокорреспондент, охотящийся за кадрами из частной жизни знаменитостей. С тех пор этим именем называют горе-журналистов, стремящихся во что бы то ни стало завладеть скандальной информацией. Но речь пойдет не о них, ведь в заголовок статьи вынесено название фильма другого итальянского гения, Микеланджело Антониони, — «Профессия: репортер».

В далеком 1960 году гениальный итальянский режиссер Федерико Феллини снял замечательный фильм «La dolce vita» («Сладкая жизнь») по собственному сценарию. Герой киноленты Папараццо — назойливый и бесцеремонный фотокорреспондент, охотящийся за кадрами из частной жизни знаменитостей. С тех пор этим именем называют горе-журналистов, стремящихся во что бы то ни стало завладеть скандальной информацией. Но речь пойдет не о них, ведь в заголовок статьи вынесено название фильма другого итальянского гения, Микеланджело Антониони, — «Профессия: репортер».

В повседневной жизни давно стало привычным выражение «репортаж с места событий». Причем этим событием может стать политическое или спортивное мероприятие, криминальное происшествие, торжество (юбилей, день города и т.д.), явление природы… Да мало ли что происходит на свете! И обо всем рассказывает именно репортер. Он первым видит, слышит и в общих чертах анализирует ситуацию, а затем уже повествует о ней читателю или зрителю, то есть сам становится частью случившегося. Профессия эта увлекательная, удивительная, сочетающая в себе и настоящее творчество, и рутинную организацию производства. Не ошибусь, сказав, что репортеры — особая каста корреспондентов, стоящая на передовых позициях информационного фронта. Данная специальность подойдет людям, которые работают по принципу «пришел, увидел, передал», тем, кто не склонен к терпеливому многочасовому копанию, изучению и «рассматриванию под микроскопом» определенной темы и нудному же ее «раскручиванию». Встречается и такой тип репортажа, как журналистское расследование, но им занимаются обычно несколько человек, а в кадре, естественно, один — репортер.

Астрологи в плане кипучей профессиональной журналистской деятельности выделяют Близнецов как наиболее коммуникабельных, но это, разумеется, не препятствие для других знаков зодиака. Да и среди тех же Близнецов встречаются люди абсолютно разных профессий: Иосиф Бродский, Пол Маккартни, Мэрилин Монро, Петр I, Адам Смит, Анатолий Карпов, Поль Гоген, Андрей Сахаров. Все дело в природной склонности к восприятию и немедленной передаче полученной информации. Не факт, что необходимые сведения напишут в пресс-релизе и поднесут на блюдечке с голубой каемочкой в пресс-центре. Порой их приходится добывать самому репортеру, и без умения контактировать с разными, причем не всегда дружественно настроенными собеседниками не обойтись. А обратиться с волнующим вопросом к незнакомому человеку, да еще и постараться узнать его истинную точку зрения, трудно.

Несколько лет назад в одном месте собралось много известных людей из мира шоу-бизнеса, и я должна была срочно узнать их мнение по поводу не совсем относящейся к эстраде проблемы. Первое время опрос никак не клеился, так как тема никого из присутствующих, кроме меня и, безусловно, зрителей, не интересовала. А на ночь уже назначили монтаж, на утро — эфир. Тогда я решила изменить тактику: сначала узнавала у звезд об их творческих планах и только в конце задавала нужный вопрос. Своеобразная уловка действовала безотказно: знаменитости, разговорившись о себе, любимых, не замечали подвоха и с легкостью, очень искренне отвечали. Получается, для репортера важно уметь быстро сориентироваться, найти подход, чтобы получить необходимые сведения. Для этого у каждого корреспондента существуют свои профессиональные приемы, источники информации… Не хуже, чем у сыщиков. Где же научиться всему вышеперечисленному? На факультете журналистики МГУ, в МГИМО или в других соответствующих данной профессии вузах? Безусловно, здорово, если репортер криминальной хроники — юрист по специальности. Вообще, иметь какое-либо высшее образование по тематике своих дальнейших выступлений в прессе и на телевидении желательно, но не обязательно. Почему? Дело в том, что для корреспондента показаться не очень сведущим в какой-либо области человеком не так страшно, а иногда даже полезно, ведь он смотрит на событие словно глазами зрителя. Главное — палку не перегнуть, не показаться совсем уж невежественным. Безусловно, необходимо готовиться к репортажу заранее, равно как и хотя бы приблизительно представлять, что в конце концов должно получиться.

Вопросы собеседникам лучше задавать простые, без каверзностей и подвохов, но вместе с тем интересные, этакие своеобразные «Пять тысяч Где, семь тысяч Как, сто тысяч Почему» (Редьярд Киплинг). И еще один момент: лучше исключить штампы-вопросы, чтобы не получить штампы-ответы. Кстати, хочу огорчить: на факультете журналистики тонкостям ремесла не обучат. Нужные и всесторонние знания там обязательно дадут, и специализация, безусловно, будет иметь место, но это только азы профессии. Из вас никогда не получится успешного репортера, если вы не имеете к данной специальности определенной склонности. Например, экс-президент США Линдон Джонсон считал, что в характере репортера все же есть «некий изъян», если он данным делом занимается, но, скорее всего речь шла именно о папарацци. Итак, корреспонденту, прежде всего должно быть свойственно постоянное и неуемное любопытство, решительность, даже нахальство (не открывают дверь — войди в окно), энтузиазм (ведь не всегда затраченные усилия материально равноценно вознаграждаются), страсть к точности, проверка даже очевидного и (представьте себе!) умение нравиться людям. Кстати, очень важно самому уважать их и с большой симпатией относиться ко всем, кто бы перед вами ни стоял.

Гений русского репортажа Владимир Гиляровский, легендарный дядя Гиляй, вообще серию интереснейших своих очерков посвятил… трущобным людям. Без знания человеческой психологии даже определенной благосклонности к ним и сопереживания ничего бы не получилось. Необходимо также уметь (с помощью блокнота, диктофона, визитных карточек) запоминать имена, фамилии, даты, факты, должности. Переврать что-либо из перечисленного — значит расписаться в собственном непрофессионализме. И еще важно держать в голове всю последовательность события. Если в прессе значим особый нюх на новости, выразительный слог, четкость изложения случившегося и… скоропись, то у телерепортажа есть свои особенности. Не зря же в Высшей национальной школе телевидения преподают актерское мастерство, технику речи, теорию и практику монтажа, режиссуру и многое другое, касающееся именно телевизионной специфики. Важна даже интонация, с которой вы говорите перед камерой. Тележурналисты имеют также ограничения по возрасту. Чем раньше начнете, тем лучше (так, на одном из центральных каналов каждую неделю стажируются по пять студентов-третьекурсников МГУ и МГИМО). Среди корреспондентов много мужчин, однако в последнее время и женщины с данным делом неплохо справляются. Безусловно, нужны обаяние, приятная внешность, отсутствие так называемых дефектов речи. Хотя, положа руку на сердце, телерепортеров старой гвардии — академиков трудно назвать идеальными в этом плане.

Есть и другие нюансы, например знание своего выигрышного ракурса и нужного тона голоса. К тому же камера имеет неприятное свойство увеличивать человека, а если журналист и сам немаленький? Да и вообще сложно сразу быстро, четко и решительно в не всегда комфортной обстановке рассказать о происходящем… Помните название последней книги героя Чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писателя-коммуниста Юлиуса Фучика, которую он написал в тюрьме, ожидая смертной казни? «Репортаж с петлей на шее». Так вот, порой бывают ситуации, когда журналист чувствует себя почти так же. Подобных примеров можно привести немало. Как-то одна женщина-корреспондент получила по пейджеру сообщение с адресом и немедленно выехала на место. Позвонила в дверь, ей открыла незнакомая дама средних лет и сказала, что напрасно репортер побеспокоилась, здесь ничего не происходит. Но, интуитивно чувствуя подвох, журналистка потеснила хозяйку квартиры, вошла внутрь — и оказалась под дулом пулемета самых настоящих террористов. Пришлось ей стать одной из заложниц и вести репортаж прямо с места событий… Что еще должен уметь корреспондент? Безусловно, не теряться ни в какой ситуации, хорошо фотографировать (в основном, это важно для прессы), как в песне поется: «С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом…» (Leica — название фирмы, производящей фотоаппараты). Естественно, компьютер, знание иностранного языка, диктофон — все пригодится.

Хорошо бы стенографией овладеть, как Чарльз Диккенс в пору своей работы парламентским репортером. Подобные таланты постоянно выручают журналистов. Или, допустим, с вами ни под каким предлогом не желают беседовать, попросту выпроваживают за дверь. Цепляйтесь за соломинку — за нюансы. Например, один человек рассказывал, как ему принципиально ничего не хотели говорить, и тогда он заметил, что хозяин кабинета увлекается рыбалкой (понял это по удочке за шкафом, крючкам и леске на столе, а также характерной фотографии у речки). Он извинился и сказал, мол, ему то все равно, он на рыбалку спешит, а редактор новостей его точно убьет. Разговор завязался, а там и до нужной информации было недалеко… Профессия репортера относится к тем, о которых говорят: «Как потопаешь — так и полопаешь» или «Волка ноги кормят». Корреспондент должен быть легок на подъем, ведь за горячую информацию подчас хорошо платят. В принципе, жалованье полностью зависит от места работы и варьируется в среднем от 300 до 1000 долл. в месяц. Зарплата же в известных издательствах и на телеканалах для каждого репортера — коммерческая тайна и зависит от таланта, популярности и многого-многого другого. Но первоначально она все же невелика — 400–500 долл. максимум. Однако не забывайте: существуют еще гонорары — официальная прибавка журналиста. У некоторых, особо трудолюбивых, корреспондентов она бывает больше самого оклада. В данной профессии карьерной лестницы как таковой нет. Можно всю жизнь проработать рядовым репортером, переходить из одного органа СМИ в другой или даже быть фрилансером. А можно, если имеете желание и потенциал, стать редактором, главным редактором, начальником отдела и т. д.

Есть еще вариант: освоить преподавательскую деятельность, когда есть о чем рассказать подрастающему поколению. Как-то говоря о том, что в 1990 е годы репортерами начали трудиться далекие от журналистики люди, один руководитель телеканала заметил, что именно «сейчас время профессиональной работы, которую выполнять практически некому». Это притом, что в их компании конкурс — 600 (!) человек на место. К сожалению, считает он, у многих молодых людей преобладают личные амбиции, пока ничем не подкрепленные. Кроме того, канал постоянно ищет таланты в регионах, но часто получается так, что на провинциальном телевидении человек приковывает к себе внимание, а на центральном — совершенно теряется. И все же, если вы чувствуете, что не нашли себя в качестве репортера в столице, попытайте счастья на периферии. Кто знает, может, там вас ждет оглушительный успех. При такой парадоксальной ситуации на рынке труда прогноз на будущее все же довольно утешительный: корифеи репортажного жанра ждут нового поколения, свою смену через три-четыре года, и есть вполне реальный шанс стать вторым дядей Гиляем или второй Татьяной Тэсс.

Автор: Елена Юрьева