Назад к списку Аналитика

Работа и смена карьеры на медиарынке – 2014.

Каждый день Mediajobs.ru сканирует рынок медианазначений и увольнений, наблюдает, как сотрудники медиа мигрируют из редакции в редакцию, уходят в другие сферы, остаются без работы, а затем снова способны «оседлать волну». По итогам мониторинга кадровых новостей редакция портала составила небольшой конспект: чем запомнился 2014 год в сфере кадровых перестановок, и какие повороты в карьере топ-менеджеров могут расширить границы опыта рядовых сотрудников в сегодняшних нелегких обстоятельствах, когда перемены могут коснуться многих. 

Самая неудачная первоапрельская шутка

1 апреля Основатель социальной сети «Вконтакте» Павел Дуров объявил об уходе из компании. Спустя два дня он заявил, что хотел разыграть всех своим заявлением, но в компании шуток не поняли, и 21 апреля Дуров был уволен. В сентябре Mail.ru Group выкупил оставшиеся 48,01% «ВКонтакте» у фонда UCP Ильи Щербовича, и c  тех пор безраздельно владеет социальной сетью. А Павел уехал за границу и занялся новыми проектами, сообщив, что планирует работать над созданием мобильной социальной сети.

Самый долгий «испытательный срок»

В январе было объявлено, что Борис Добродеев, сын руководителя ВГТРК Олега Добродеева, займется в социальной сети «ВКонтакте» отношениями с инвесторами в качестве первого заместителя генерального директора. Когда стало ясно, что Павел Дуров в компанию не вернется, и.о. генерального директора назначили Добродеева и исполнительного директора Дмитрия Сергеева. В июне прошли слухи, что Добродееву хотят предложить пост гендиректора компании. Его кандидатуру предложила Mail.ru Group, которой на тот момент принадлежало 52% акций компании. Но тогдашний владелец оставшихся 48%–фонд UCP – кандидатуру Добродеева отклонил. Там посчитали, что у Бориса не хватает управленческого опыта,и к тому же независимому статусу сети помешает прямое родство Бориса Добродеева с главой ВГТРК. В конце сентября, после выкупа Mail.ru Group оставшихся акций, Добродеев, фактически исполнявший на тот момент полномочия гендиректора с апреля, все-таки был назначен генеральным директором «ВКонтакте».

Самая упорная борьба за выживание

В начале года широкий резонанс вызвал некорректный опрос о блокаде Ленинграда, выпущенный в эфир кабельного телеканала «Дождь», а также размещенный на сайте и в аккаунтах телеканала в социальных сетях. Несмотря на удаление опроса и извинения руководства телеканала, общественность остро отреагировала на инцидент. Некоторые из телезрителей даже подали на телеканал в суд. Большинство спутниковых и кабельных операторов отказались от сотрудничества с «Дождем». Пытаясь удержаться на плаву, «Дождь» перешел на новую для себя модель монетизации – начал продавать подписку на свой контент (на сайте телеканала tvrain.ru и всех мобильных приложениях «Дождя»). Параллельно владелец помещения на «Красном Октябре», где располагалась редакция «Дождя», объявил, что не будет продлевать с телеканалом договор аренды. Руководство телеканала договорилось с коллегами из проекта «Сноб», о вещании из их редакции (в соседнем здании) до февраля 2015 года. В начале декабря «Сноб» «вежливо попросил» съехать из помещения. Сотрудникам телеканала пришлось подчиниться и временно наладить вещание из импровизированных студий, расположенных в квартирах сотрудников. Несмотря на трудности "Дождь" продолжается. В декабре Ассоциация кабельных операторов России рекомендовала операторам платного ТВ рассмотреть вопрос о возобновлении сотрудничества с телеканалом. Ранее «Дождь» отправил в ассоциацию предложение о новой экономической модели взаимодействия с операторами, согласно которой все доходы, получаемые оператором от подписчиков канала, будут разделены поровну между оператором и «Дождем». Об этом сообщил глава ассоциации Юрий Припачкин. Финальное решение операторы будут принимать самостоятельно. Пресс-службы операторов «Триколор ТВ», «Орион» и «Акадо» подтвердили, что получили запрос «Дождя», но заявили, что пока что решения не приняли. Сейчас вещание телеканала продолжается в интернете на условиях платной подписки.

Самый крепкий боевой дух

В марте Илья Азар,специальный корреспондент интернет-издания Lenta.ru, освещавший события на Украине подготовил материал, содержащий интервью с одним из лидеров украинской националистической организации «Правый сектор» Андреем Тарасенко. Публикация этого материала стала причиной вынесения Роскомнадзором Lenta.ru предупреждения, спровоцировавшего значительные кадровые перестановки в издании.Галина Тимченко покинула пост главного редактора «Ленты.ру». Вместо нее главредом был назначен Алексей Гореславский, с 2013 года занимавший позицию генерального директора компании «Афиша-Рамблер-SUP»по внешним коммуникациям. Это решение принял Александр Мамут – владелец объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP». Тимченко работала в «Ленте.ру» с момента основания онлайн издания в 1999 году, а в 2004 году она стала главным редактором «Ленты». На момент увольнения Тимченко Lenta.ru являлась самым посещаемым и цитируемым СМИ в Рунете. 84 сотрудника издания выступили с обращением, заявив о том, что увольнение Тимченко осуществлено в рамках дальнейшего наступления российской власти на свободу слова. Вслед за ней «Ленту» покинули 39 сотрудников, в том числе Илья Азар. Событие не стало концом ни для «Ленты», ни для ее бывших сотрудников, многие из которых под руководством Тимченко вскоре начинают готовить к выпуску новое издание. В июле Директор по продуктам  ИД «Афиша» Илья Красильщик уходит и присоединяется к команде Тимченко. 20 октября на свет появляется «Медуза» - медиапроект с редакцией в Риге под руководством Галины Тимченко в качестве главного редактора и Ильи Красильщика в роли издателя. Выпустившись в качестве сайта и поначалу сыроватых приложений для IOSи Android, Медуза очень быстро берет достаточно высокий кредит читательского внимания.

Самый мудрый карьерный шаг

В июле шеф-редактор «Афиши-Рамблер» Юрий Сапрыкин покинул компанию, чтобы заняться развитием ВДНХ в составе консалтингового агентства основателя «Афиши» Ильи Ценципера. Сапрыкин, правда, не стал окончательно завязывать с журналистикой – он участвует в качестве преподавателя в недавно открытой Школе городской журналистики TheVillage и ведет колонку на Медузе.

Самый типичный в последнее время случай

2 декабря владельцы интернет-издания «Русская планета» уволили Павла Пряникова с поста главного редактора. Они не уточнили, в чем заключается причина увольнения.Место главного редактора занял Александр Исаев, издатель «Русской планеты». По сообщениям ряда СМИ штат издания планируют увеличить до 102 человек. Значительная часть редакции вслед за Пряниковым покинула «Русскую планету». Вместе они открыли сайт «Зима.Медиа». Пока команда ищет инвесторов для своего проекта.

Самый неожиданный поворот событий

6 ноября журналист радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев написал в Twitter, что его увольняют. Причина – провокационный твит Плющева, вызвавший бурю негодования пользователей социальной сети. Несмотря на то, что твит был удален, а Плющев публично извинился, руководство радиостанции, ссылаясь на нарушение журналистом морально-этических норм, приняло решение уволить Александра. Главный редактор «Эха «Алексей Венедиктов» вступился за журналиста. После встречи Венедиктова с главой «Газпром-Медиа» Михаилом Лесиным увольнение Плющева заменили отстранением его от эфира до 15 января 2015 года. Зато, сам Михаил Лесин спустя месяц «Газпром-медиа» покинул. Медиарынок тут же принялся выдвигать свои версии причин ухода Лесина, но пресс-служба «Газпрома» заявила, что Михаил Лесин ушел «по семейным обстоятельствам».

Самый оперативный топ-менеджер

Только полгода провел Роман Саркисов в должности генерального директора нового кабельного канала для девушек СТС Love. В конце января было объявлено о его назначении на должность, а уже в начале августа он ушел для того, чтобы возглавить компанию «Красный квадрат», крупнейшего в России поставщика телеконтента и главного партнера «Первого канала». По словам главы «СТС Медиа» Юлианы Слащевой Саркисов ушел потому, что выполнил поставленную перед ним задачу:

«Задача Романа была в том, чтобы запустить СТС Love, довести до той стадии, в которой он сейчас. Мы задумали этот канал в конце 2013-го, в апреле он начала вещание, а с сентября попал в панель измерений TNS и с ходу показал отличные цифры – доля в целевой аудитории в 0,8-0,9% в первые недели измерений. Мы довольны. ..Роман в этой истории выступил как проектный менеджер, и его уход из компании был логичным действием», - рассказала Юлиана в интервью журналу Variety.

Самая кардинальная смена целевой аудитории

Бывший гендиректор телеканала для девушек «Ю» Рубен Оганесян стал генеральным директором мужского телеканала «Перец». Предыдущий гендиректор «Перца» Дмитрий Троицкий в декабре этого года покинул компанию. Кроме того, Рубен Оганесян будет заместителем гендиректора СТС Media по маркетингу вместо Эльмиры Махмутовой, которая с 1 января станет гендиректором канала СТС.

Самая хитрая рокировка

В апреле телеведущая канала «Дождь» Юлия Таратута стала новым главным редактором журналов Forbes Life и Forbes Woman. Ранее Юлия Таратута также работала в газетах «Коммерсант» и «Ведомости», в журнале «Русский Newsweek».

А в сентябрешеф-продюсером телеканала «Дождь» назначен бывший обозреватель Forbes Илья Жегулев. Онзанимается развитием содержательной части канала в пользу более глубоких тем расследований. Илья Жегулев специализируется на расследовательской журналистике в сфере бизнеса. Последние пять лет он проработал в Forbes.