Назад к списку Аналитика

Работа в SMM: признаки профессионализма, источники знаний

Специализированный портал MediaJOBS.RU подвел итоги on-line опроса «О работе SMM-менеджера по мнению самих SMM-менеджеров».

Специализированный портал MediaJOBS.RU подвел итоги on-line опроса «О работе SMM-менеджера по мнению самих SMM-менеджеров».

Работа в Social Media — самый массовый из новых сегментов медиарынка. Большой спрос, много предложений, но, как во всяком растущем бизнесе, критерии профессионализма не до конца сформированы. MediaJOBS.RU попросил специалистов, работающих в социальных медиа и Social Media Marketing, поделиться своим понимаем профессии SMM-менеджера.

В опросе приняло участие 317 человек. В их числе как пользователи самого сайта MediaJOBS.RU, так и профильных групп в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

Были заданы три основные вопроса:

  • Работа SMM-менеджера: какие квалификации требуются прежде всего?
  • Где дают качественную подготовку для работы SMM-менеджера?
  • Ваш совет по источникам знаний для работы SMM-менеджера.

 

В лидеры вышли такие качества успешного SMM-менеджера как понимание продвигаемого бренда, чувство юмора, а также знание законов маркетинга в Social Media и социальной базы аудитории. Лишь чуть больше половины опрошенных (54%) считают важным качеством SMM-менеджера грамотность. 51% респондентов уверены, что работникам социальных медиа требуется навык быстрого поиска и обработки информации, аналитики. На то, что для успеха SMM-кампаний менеджеру надо работать, не считая времени, указали 39% (жаль, что опрос не выяснил сколько из них действительно готовы работать ненормированный день ради результата). Треть участников опроса отметили необходимость работать с графическими пакетами, знание дизайна. И каждый пятый высказался за полезность знаний основ SEO.

 

Что касается профессиональной подготовки SMM-менеджера, то по мнению большинства участников опроса, 50% опыта работающий в социальных медиа получает самостоятельно, путем собственных проб и ошибок, в остальном помогает участие в конференциях по SMM, мониторинг иностранных ресурсов по запросу, чтение книг по общему маркетингу, рекламе, психологии потребителей, а также пабликов и сообществ по тематике.

В ходе опроса отмечалось существование в России нескольких хороших курсов для начинающих работать в SMM. В их числе респонденты указали такие курсы как ИКРА, Центр онлайн-образования «Нетология», Школу социальных медиа «Вовлекай».

Среди авторов профильных курсов и семинаров чаще других участники опроса называли Игоря Ашманова, Дамира Халилова, Дмитрия Сидорина. Кроме того, были отмечены курсы Натальи Одеговой, Ильи Балахнина, Дмитрия Румянцева и Алены Ленской.

В то же время уже выросло критичное по отношению к «основоположникам» SMM «поколение SMM-next». «Некоторые «гуру» остались в том времени, когда они сами впервые заглянули в соцсети, а соцсети уже и ушли, и свернули в сторону по ходу. Да, шлейфа прошлого «гуру» еще хватает, но в пыли прошлого учиться неохота. А какие «забавные» аккаунты у самих учителей! Зайти и посмеяться. Чему могут научить люди, которые страницу собственной компании не умеют интересно вести?», – отметил один из респондентов

«Общаться и читать нужно тех, кто по-настоящему ведет клиентские и брендовые паблики и получает эти права не из-за отката. Профи - Федюнин Сергей, Маликов Сергей, ребята из команды РИА Новости, кто-то из Апостола, те, кто ведут группы всяких сложных товаров и услуг (насосы, окна, машины), на которые сложно привлечь аудиторию», – указывает еще один из молодых SMM-менеджеров.

Советов по источникам знаний для работы SMM-менеджера немало. Из западных источников в качестве наиболее интересных были отмечены «Социальные сети. Руководство по эксплуатации» Майка Далворта, «Маркетинг эпохи Like» Дейва Керпена и работы Оддена Ли.

Лидерами экспертного сообщества в профессиональной подготовке и образовании SMM-специалистов названы topobzor.com, likeni.ru, cossa.ru, smm2.ru, seopult.ru, advertology.ru, ingate.ru, socialbakers.com, lifehacker.ru, adindex.ru, netology.ru, fb: Social Media Point Russia, fb: ideablog, vk: SMMщики, vk: Интернет-журнал о SMM, twitter: SMM Вести.

Впрочем, получить системное и качественное образование в данной сфере пока негде. «Но устроится начинающему - это боль», – говорят SMM-менеджеры.

Редакция MediaJOBS.RU попросила ведущих экспертов прокомментировать итоги и ответить на актуальные вопросы самих SMM-менеджеров:

Катя Тулянкина, руководитель отдела SMM и управления репутацией Департамента интернет-маркетинга, компания «Ашманов и партнеры»

«Про чувство юмора считаю, что оно важно в любой работе. А уж хорошее оно или не очень – это не самое объективное понятие. Скорее, для SMM-щика важно быть на одной волне с коллективом. Что касается образования, то лично я могу выделить только Дамира Халилова и его школу, все остальное, на мой взгляд, – способ зарабатывания денег. Идеально, когда образовательной базой SMM-щика идет высшее маркетинговое или психологическое образование, а все остальное приходит с опытом.

Три самых важных квалификации SMM-менеджера сегодня: понимание основ психологии и поведения аудитории социальных сетей, стратегическое мышление, легкость на подъем.

В свою команду мы принимаем людей, прежде всего, по интуитивному ощущению, подходит ли соискателю эта сфера деятельности и вольется ли он в нашу команду. Внутренняя атмосфера в каждой проектной команде – залог успешной реализации проекта. Мы никогда не примем в команду человека, который не понимает целей и задач своих действий. То есть, на мой взгляд, хороший SMM-щик должен быть хорошим аналитиком, ориентироваться в показателях эффективности каждого SMM-инструмента, уметь прогнозировать достижение показателей, оперативно корректировать направление своей деятельности, если результат не оправдал прогноз».

Екатерина Рукавишникова, Social Media менеджер компании Beeline

«Основные требования к квалификации SMM-менеджера – это высочайшая степень ответственности (социальные сети не просто публичное пространство, это гиперпубличное пространство, где нужно следить за каждым своим шагом). Идеальная грамотность, знание и понимание стилистики русского языка. Важно и понимание специфики продвигаемого бренда и его ЦА в соцсетях.

Кандидат в нашу команду должен иметь опыт работы SMM год или два. Плюс я бы добавила стрессоустойчивость и умение быстро собраться в экстренной ситуации, правильно расставлять приоритеты при большом количестве задач. Мы никогда не примете на работу SMM-менеджера человека, который все еще верит, что работа SMM — выкладывать посты раз в день за чашкой кофе и вовлекать аудиторию котиками. А если серьезнее, то человека, который не может четко обозначить грань между шуткой и жестким стебом, который может быть очень опасен для бренда».

Алина Базелюк, главный редактор COSSA

«Одна из наших задач — обучать новых людей в индустрии. Здорово, что нам, судя по опросам, это удается. Кстати, материалы по SMM — одни из самых читаемых и комментируемых на Cossa). Иногда такой интерес даже пугает: кроме соцсетей-то читателям что-то нужно?!

При этом мы не агентство, позиции SMM-менеджера у нас нет, социальными сетями занимаются работники редакции. Основные принципы ведения соцетей мы для себя сформулировали так.

Пользователь, а не страница. Социальная сеть — это не зеркало сайта, это отдельная территория, можно сказать, самостоятельное мини-издание. Мы стремимся к тому, чтобы не просто анонсировать наши основные материалы, но и использовать особенности площадок: общаемся с пользователями, ищем в диалоге новые темы, обсуждаем новости, материалы коллег, посты читателей. Стремимся вести себя в соцсетях, как «кто», а не как «что» — пользователь, а не страница.

Диалог и самокритика. Стараемся отвечать на вопросы и комментарии, «вступать в контакт». Не всегда удается делать это без эмоций, особенно когда нужно ответить на замечание: читатель-то любит поворчать, и не всегда по делу. Но критика бывает и справедливой, и важно достойно ее принять и извлечь из замечания урок, пользу или даже материал для будущей статьи.

Время и погружение. Практика показывает, что соцсетями нельзя заниматься эпизодически — читатель это замечает. Нужно быть там постоянно, чтобы оперативно предлагать новости, быть участником общения. Это, пожалуй, самое сложное».