Назад к списку Аналитика

Рунет в цифрах

На конференции РИФ подсчитали деньги и пользователей. В подмосковных «Лесных далях» 21 апреля открылась конференция «РИФ+КИБ 2010» — крупнейшее мероприятие, посвященное Рунету. Первый день «РИФоКИБа», который завершится 23 апреля, прошел под знаком сбора статистики и цифр, точнее всего описывающих российский сегмент Сети.

На конференции РИФ подсчитали деньги и пользователей.

В подмосковных «Лесных далях» 21 апреля открылась конференция «РИФ+КИБ 2010» — крупнейшее мероприятие, посвященное Рунету. Первый день «РИФоКИБа», который завершится 23 апреля, прошел под знаком сбора статистики и цифр, точнее всего описывающих российский сегмент Сети.

Ежегодно РИФ начинается с выступления какого-либо крупного чиновника и обзора того, что произошло за год. В этот раз конференцию открыл советник президента Леонид Рейман. Его речь состояла из двух частей.

Первая пестрила выражениями вроде «передовые рубежи прогресса» и «интернет становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни». Он заявил, что по темпам роста Рунет обгоняет многие развитые страны. Через несколько минут советник, впрочем, парадоксально добавил, что российский сегмент интернета, вступивший в период зрелости, все меньше отличается от сегментов развитых стран.

Такие фразы обычно произносят чиновники, знакомые с интернетом лишь понаслышке — чего о Реймане сказать нельзя. К счастью, вторая часть его выступления была гораздо более осмысленной.

Достаточно неожиданно он заговорил об интернете как о способе привлечения внимания к нарушениям закона и признал, что по силе и значимости обратной связи общества с властью Сети нет равных. Чуть ли не впервые власти заявили о приоритете интернета в этой области перед остальными каналами общения с правительством.

Затем последовала успокоительная фраза о том, что «мы миновали необходимость госрегулирования» Рунета. Она вроде бы подтвердила информацию о том, что законодатели отказались от специального закона об интернете и обойдутся поправками. Впрочем, Рейман не стал развивать эту мысль, сразу перейдя к прогрессивным губернаторам, ведущим свои блоги и понимающим всю политическую важность интернета.

Рейман также признал, что портал госуслуг, хотя и запущен, но работает скорее как справочный ресурс. При этом предоставлять госуслуги и переходить на «цифру» не готовы сами ведомства.

Советник президента также анонсировал сразу два интернет-проекта. Один объединит госуправленцев и будет запущен в середине мая. Другой призван сделать прозрачным создание информационного общества. Там, по идее, будут публиковаться все соответствующие документы.

Провинциалы

Вслед за Рейманом на сцену вышли исполнительный директор РОЦИТ Сергей Плуготаренко и руководитель отдела исследований интернета компании АЦВИ Алексей Беляев. Они, по традиции, попытались цифрами описать Рунет образца 2009 года.

В конце 2009 года, по их данным, опыт работы с интернетом был у 43 миллионов россиян. Активных пользователей при этом насчитывается 32 миллиона человек. Популярнее всего, как и обычно, интернет у молодежи — в этой возрастной аудитории проникновение Сети составляет 90 процентов. Интересно, что среди московских девушек в возрасте от 18 до 24 лет опыт работы с интернетом имеется у всех 100 процентов.

Вообще говоря, в 2009 году рынок Москвы и Санкт-Петербурга практически насытился, и число рунетчиков выросло на 22 процента в основном за счет регионов. Эта тенденция, надо думать, растянется на несколько лет, потому что пока интернет есть лишь у 37 процентов жителей страны.

В прошлом году интернет по недельному охвату обогнал аудиторию журналов, а в Москве — и аудиторию ежедневных газет. Для россиян в возрасте от 16 до 24 лет это второе по значению медиа после телевизора.

Рунет стремительно стареет вслед за Россией. В 2000 году в стране было почти 25 миллионов человек в возрасте от 10 до 19 лет. Сейчас, соответственно, столько же граждан в возрасте от 20 до 29 лет. Другое дело, что детей в конце девяностых и начале двухтысячных рождалось очень мало — к 2010 году в России насчитывается лишь около 15 миллионов подростков. Если тенденция сохранится, то к 2020 году в Рунете будет огромное количество пользователей в возрасте от 40 до 60 лет.

Цифры о цифре

Объемы информации в Рунете быстро растут — в базах российских поисковиков уже 8,7 миллиарда страниц. Всего рунетовские поисковики в разгар обычного рабочего дня обрабатывают по 3300 запросов в секунду. Со страниц с поисковыми результатами на сайты ежедневно совершается 150 миллионов переходов.

В целом в Рунете к концу прошлого года было зарегистрировано 160 миллионов почтовых ящиков — то есть по четыре ящика на пользователя. Почти все эти ящики за исключением 7-8 миллионов корпоративных созданы на бесплатных почтовых сервисах и порталах. Интереснее всего то, что свыше половины сообщений в этих миллионах ящиков — уведомления от социальных сетей.

Если говорить о социальных сетях, то ежемесячно их посещают 24,8 миллиона человек, а ежедневно — 14,9 миллиона, то есть около трети рунетчиков. Хотя бы в одной из соцсетей профиль себе завели 92 процента пользователей.

Настоящую революцию, как выяснилось, переживает мобильный интернет. В России к 2010 году было 10 миллионов смартфонов с большими экранами. Их число за год выросло на 40 процентов, и подавляющее большинство владельцев таких мобильников ежедневно выходят с них в Сеть.

Более того, именно с мобильных устройств отправлено более половины сообщений в активно развивающиеся микроблоги. Таким образом, в будущем можно ожидать взрывного роста Twitter и прочих подобных сервисов именно за счет увеличения количества смартфонов и мобильников с функциями работы с соцсетями.

Денег нет, но будут

Весь российский интернет-бизнес умещается в пять предложений. Объем рынка интернет-рекламы составил 19 миллиардов рублей, а сам рынок вырос на 9 процентов. На интернет-рекламу приходится 9,3 процента затрат рекламодателей. Оборот электронной торговли в России составил 150 миллиардов рублей. Если в 2008 году он вырос на 40 процентов, то в 2009 — лишь на 20. Средний покупатель тратит в интернет-магазинах 3 тысячи рублей в месяц.

Вообще на конференции неохотно говорили о больших деньгах, хотя вопросам рекламы и посвящены десятки секций. Так, на традиционной секции по медийной рекламе, отвечающей почти за половину рекламных доходов, будущее не предсказывали и оценок не давали — только повторяли, что все с рекламой будет хорошо, раз уж она пережила кризис.

Интересно то, что к «большим деньгам» можно теперь отнести и социальные сети. Монетизаторы наконец-то разобрались, как на них зарабатывать, и нашли новое поле деятельности — торговлю лицензионным контентом. Пожалуй, впервые за много лет заработок на легальной музыке и фильмах обсуждается не в связи с пиратством, хотя и остается до сих пор чем-то из разряда экзотики.

Из сотни секций этой проблеме были посвящены хорошо если три-пять, что, конечно, несравнимо с числом обсуждений возможностей проплаченных блогеров, контекстной рекламы и мобильного интернета.

Впрочем, опыт показывает, что на решение поставленной экономической проблемы рынку требуется года три. Примерно столько потратили в свое время на монетизацию тех же соцсетей. К 2013 году бесплатные видеопорталы вроде ivi.ru или tvzavr.ru как раз, согласно собственным расчетам, должны стать прибыльными. Возможно, тогда в описании интернет-бизнеса появится шестое предложение.