Назад к списку Аналитика

Рынок труда печатных СМИ: доступен ли он соискателю?

Рост рынка массовых печатных изданий за последний год можно сравнить только с динамикой развития телевизионного рынка. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в России на конец 2005 года было зарегистрировано 50 621 печатных СМИ.

Рост рынка массовых печатных изданий за последний год можно сравнить только с динамикой развития телевизионного рынка. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в России на конец 2005 года было зарегистрировано 50 621 печатных СМИ. Из них газет – 35,5 тысяч. Причем наиболее высокие темпы роста продемонстрировали как раз массовая пресса и глянцевые журналы – до 48%. Невольно задаешься вопросом: если открываются новые печатные издания, следовательно, появляются новые вакансии для специалистов в области СМИ, а значит и высокий уровень безработицы в этом секторе наконец-то начнет снижаться? К сожалению, все выглядит с точностью до наоборот. Специалисты медийного кадрового агентства «Штаты.ру» попробовали самостоятельно разобраться в причинах этого печального явления.

Печальная статистика из регионов

Каждый год из стен высших учебных заведений столицы и других городов России выходят свыше 500 дипломированных журналистов. И если за годы учебы они смогли найти себе постоянное место работы, можно сказать, что им необычайно повезло. Считается также, что если молодой специалист не трудоустроился в первые пять месяцев после окончания учебы, то потом найти работу еще сложнее. А найти работу сразу удается далеко не всегда.

Конечно, в регионах России, где уровень безработицы сам по себе довольно высок, ситуация со специалистами в области СМИ выглядет еще более плачевно. Например, в Екатеринбурге по сравнению с прошлым годом уровень безработицы среди журналистов и редакторов различных печатных изданий вырос на 35%. И это далеко не предел. В интервью агентству "Justmedia" председатель Свердловского творческого Cоюза журналистов Дмитрий Полянин сообщил: "Частные газеты и журналы закрываются, потому что оптимизируют свои расходы. Кроме того, закрываются печатные издания, которые просуществовали 5-10 лет. У нас сейчас хорошо идет только глянец, потому что он окупается». Полянин также заявляет, что СМИ информационной направленности нерентабельны. Не последнюю роль в этом играет и жесткая вертикаль власти. Все решения принимаются в Москве. Поэтому часть периодических изданий либо разорится, либо объединится в холдинги под управлением двух-трех компаний. «Такие знаковые издания, как "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург", должны объединиться, или одно издание будет продано, - продолжает Полянин. – «Областная газета» как была, так и будет официозной, область продолжит выделять на нее $1,5 млн. в год. Остальные газеты просто не смогут конкурировать с этой тройкой. Попытаются развиваться региональные вкладки федеральных СМИ, но их ресурс здесь исчерпан".

В Тюменской области ситуация несколько иная. По словам исполняющей обязанности начальника Тюменского Центра занятости населения Виктории Агафоновой, «наплыв молодых специалистов наблюдается именно в августе». Причем устроиться сразу по окончании ВУЗа удается не всем – нет стажа работы. И большинство выпускников вынуждены идти не по специальности. «Многие идут просто специалистами в различные учреждения, и в дальнейшем их базовое образование утрачивает свое значение», - говорит Виктория Викторовна.

У них и у нас

Сравнение доходов столичных и региональных специалистов в области СМИ, конечно же, не в пользу последних. Но на общую ситуацию на рынке труда это отнюдь не влияет: в столицу уровень на «печатном» рынке также высок, как и в регионах. При этом для координации работы редакций, журналистов и выпускающих отделов газеты многие издания проводят радикальное реструктурирование своих подразделений. Что опять же ведет как минимум к 10%-ному сокращению состава сотрудников. Например, именно так совсем недавно поступило руководство «The Financial Times» (далее FT). Лайонел Барбер , который был назначен редактором в прошлом ноябре, сообщил, что проект «новостной комнаты» предполагает создание одного из наиболее интегрированного залов для печатного издания и онлайновой газеты в мире. «Индустрия СМИ предъявляет огромные требования к его структуре и рабочим местам из-за быстро развивающихся условий цифровой публикации, - сказал Барбер. – Она должна охватить и ввести эти изменения». Изменения в системе производства FT коснуться как журналистов, редакторов, так и других сотрудников FT. Предположительно, при переформировании штата сотрудников может произойти сокращение до 10% рабочих мест. Для решения этого вопроса и обсуждения возможных последствий Барбер намерен встретиться с представителями Национального Союза Журналистов. При этом американские аналитики полагают, что уменьшение прибыли, которое приводит к сокращению персонала в таких крупных печатных СМИ, как FT, начиная с конца 1990-х, напрямую связано с активным развитием и финансированием онлайновых изданий. На данный момент руководство издания разработало план, включающий в себя создание 2-х команд: репортеров для производства контента для различных СМИ и команды, занимающейся интерактивными сервисами. Во вторую команду приходят журналисты и редактора из печатных изданий, чтобы попробовать себя в новых условиях. «На фоне этих событий FT действительно понимает потребность в изменениях, - сообщил Барбер. - В этом переходе мы видим наш шанс на успех, а не угрозу».

Впрочем, российским и западным медиаспециалистам более опасна не столько агрессивная «интервенция» интерактивных и интернет-технологий, сколько продолжающийся в медиабизнесе и по сей день «передел сфер влияния». Например, покупка крупного пакета акций ЗАО «Группы «Эксперт» Олегом Дерипаски приведет к тому, что часть сегодняшних сотрудников «Эксперта» может остаться без работы. Пока еще ведутся переговоры и, тем не менее, «Эксперт» - не единственно возможное приобретение господина Дерипаски на медиарынке. По информации «Ъ», следующим медиаактивом, который приобретут структуры господина Дерипаски, может стать ИД "Глосси", издающий журналы L`Officiel, "Мезонин" и Top Gear.

Кому на Руси жить хорошо…

Однако специалисты в области СМИ на сегодняшний день могут найти себе достойное применение не только в знаковых общероссийских массовых и деловых изданиях, таких как «Труд», «Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец». Но и в специализированных отраслевых журналах (B2B), корпоративных изданиях, рассчитанных на сотрудников компании и ее клиентов (B2C), районных газетах города, ну и, конечно, в многочисленных глянцевых изданиях, которые выпускают в России известные западных издательские дома. Однако и здесь не все так просто. Если внимательно изучить сайты российских массовых изданий, то такой раздел как «Вакансии» на них вряд ли найдешь. Зато профессионалам в области журналистики и даже начинающим корреспондентам здесь без проблем предложат «посотрудничать внештатно». Гонорары за статьи в таких изданиях колеблются от 1500 до 3000 рублей за полосу. А учитывая то, что материалы внештатных авторов идут далеко не в каждый номер (даже если газета ежедневная), ежемесячный доход подсчитать нетрудно. Претендентам на руководящие позиции в таких изданиях: шеф-редакторам, выпускающим и техническим редакторам приходится еще сложнее.

С «улицы» в такие издания устроиться практически невозможно, зато более вероятно «по знакомству». Но если коллег, отлично знающих профессиональный уровень соискателя, а тем более некогда работавших с ним, в этой газете нет, есть только один шанс: предложить себя опять же в качестве «внештатника» с дальнейшей перспективой стать постоянным сотрудником издания. Хотя гарантии зачисления в штат вам не даст ни руководство редакции, ни HR-подразделение издательства. Точно такая же ситуация сохраняется и на рынке районных изданий города. Вакансии о поиске персонала руководство подобных газет дает крайне редко. Однако если они появляются, то поистине поражает довольно скромный размер заработной платы (около 4000 рублей фиксированный оклад + гонорары). И все же исключения из правил все же встречаются. Правда, касаются они крупных районных изданий российских городов. Например, руководство еженедельника "Мой район", который выпускает в Санкт-Петербурге норвежский концерн «Schibsted» (для сравнения аудитория номера составляет 605,6 тыс. человек, в то время как небольшие районные газеты имеют тираж не более 30 000 экземпляров) совсем недавно объявило о вакансии главного редактора и корреспондента. Оклад корреспондента для подобных изданий довольно стандартный, зато предполагаемый уровень месячного дохода условия главного редактора приятно удивил: 2500 долларов в месяц. А такую сумму может предложить далеко не каждое районное издание.

Печатная пресса уровня B2B, B2C, как это ни покажется странным, оказывается более «открыта» для соискателя.

Вакансии в подобные издания на интернет-сайтах по трудоустройству можно увидеть довольно часто. Однако в числе основных требований работодатель нередко указывает свободный английский язык, отличное знание отрасли, тематики, на которой специализируется издание, также необходимым условием является привлечение рекламодателей (для B2B-изданий - в том случае если издание нужно создавать «с нуля»). Сложность заключается в том, что профессиональных редакторов и журналистов, отлично владеющих знаниями о той или иной отрасли промышленности, производства, торговли не так уж много. Кроме того, привлечение рекламодателей явно не является непосредственной обязанностью редактора. И убедить работодателя в этом бывает нелегко. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что подобные вакансии либо закрываются слишком быстро, а спустя два месяца появляются вновь. Либо остаются открытыми около полугода. И здесь для журналиста может скрываться более опасная проблема. Некоторые издательские дома в специалистах могут и не нуждаться, а вот их идеи используют с радостью. Поэтому не стоит удивляться если ваше «тестовое задание», отредактированный текст или разработанную концепцию номера, вы очень скоро увидите «в работе». От подобных неприятностей, увы, не застрахован никто.

Впрочем, серьезные издательские дома, выпускающие в России, как правило, развлекательные или научно-популярные глянцевые издания, подобными «проверками на прочность» не занимаются. Для кандидата установлен 3-месячный испытательный срок, на основании которого руководство издания принимает решение продолжать ли с работником сотрудничество. Вакансии западных издательств всегда можно увидеть на постоянно обновляемом сайте. Однако требования к соискателям довольно высокие:

   • высшее филологическое образование

   • свободный английский язык

   • опыт работы редактором, журналистом от 5 лет в глянцевых изданиях

   • навыки работы с бизнес и/или научно-популярными текстами, статьями для женщин (в зависимости от тематики издания)

   • широкий кругозор, хороший стиль русского письменного языка

   • высокая трудоспособность, усидчивость, внимательность В

 подобных изданиях для специалистов предусмотрен карьерный рост, а также ежегодные бонусные выплаты.

…а кому еще лучше Для коммерческих и технических специалистов издательств, а также специалистов в области художественного оформления ситуация на рынке печатных СМИ гораздо более благоприятна. В сфере издательского бизнеса наибольшим спросом пользуются именно они. Поэтому за профессиональными дизайнерами и арт-директорами, порой, ведется настоящая «охота». И квалифицированный специалист получает наиболее выгодные условия работы, имея возможность совмещать работу сразу над несколькими издательскими проектами. Оплата труда верстальщика, корректора и наборщиков в изданиях по-прежнему достаточно невысокая (500-600 у.е.).

Однако этим специалистам найти работу, как ни странно, гораздо проще, чем профессиональным журналистам. Кроме того, они также имеют возможность работать сразу в нескольких изданиях, а, соответственно, обеспечить себе наиболее приемлемую оплату труда. Сегодня ни для кого не секрет, что сегодня любое печатное издание может быть конкурентноспособным в издательском бизнесе только благодаря рекламе. Современный период становления рыночных отношений, обострение конкуренции не только позволяет, но и заставляет издательские дома уделять большое внимание вопросам рекламирования. Тем более, что наиболее широким распространением и популярностью среди рекламодателей пользуется именно реклама в прессе. Взяв в руки журнал или газету, мы уже ожидаем встретить в них рекламные объявления определенного типа. Сейчас это стало еще вероятнее, поскольку носители рекламы становятся все более специализированными. Кроме того, у нас есть большая возможность выбора рекламных контактов, так как мы можем либо вообще пропустить отдельные отделы рекламы, либо просто перевернуть страницу с объявлениями, которые заметили, но решили игнорировать. Ну, а те объявления, которые удостоятся внимания, будут изучены досконально или поверхностно. И в этом случае важное значение приобретает не только профессия дизайнера, но и профессия менеджера по продажам рекламных площадей. Если при поиске высококлассных редких специалистов работодатель все-таки обращается в рекрутинговые агентства (о них более подробно речь пойдет ниже), то набирать персонал на базовые вакансии редакции, компании предпочитают силами собственного отдела персонала или опираясь на рекомендации сотрудников, предлагающих на работу своих прежних коллег. В отличие от управленческих должностей редакции, менеджеру по рекламе предлагают сравнительно невысокий уровень оплаты труда. Обычно это фиксированный оклад и процент. Специализированные рекрутинговые агентства принимают заказы на такие вакансии, если работодатель предъявляет к кандидату особые требования и обещает зарплату выше среднего.

Не менее требовательно руководство издания и к топ-менеджменту: коммерческим директорам, руководителям отдела распространения газеты или журнала. Особенно высокие требования предъявляют западные издательские дома. На первоначальном этапе коммерческие специалисты, в том числе и менеджер по рекламе, уже должен иметь свою клиентскую базу. Кроме того, перед ним стоит задача добиться самых выгодных условий в работе с ключевыми клиентами. В дальнейшем он отвечает за поддержание контактов с ними. При этом успех самой компании (и это касается не только издательского бизнеса) зависит как от собственных финансовых возможностей, так и от личного опыта и личных контактов специалиста по работе с ключевыми клиентами. Об общих требованиях к нанимаемому финансовому персоналу рассказывает Светлана Зубкова, менеджер по персоналу компании «Корнет-Пром»: «Для менеджеров по продажам, будь то торговля или реклама, раньше высшее образование было не обязательно. Теперь это необходимое условие. Причем не важно в какой области. Ведь даже сейчас ВУЗы не готовят специалистов в области продаж. Все зависит от человека и его способностей. На рынке труда реальный опыт ценится больше, чем образование».

Фрилансер: совместитель или временно безработный?

Проводя всесторонний и тщательный анализ рынка труда в области прессы, нельзя не остановиться более подробно на таком альтернативном для многих журналистов способе заработка, как freelance. Именно он на сегодняшний день позволяет частично бороться с высоким уровнем безработицы в издательском бизнесе. Каждый третий журналист в Европе – фрилансер. Их количество среди всех журналистов неуклонно растет, и по данным 2003 года превысило 100 000 человек. Этот рост вызван по большей части технологическими и организационными изменениями в самих СМИ. В России подобный вид деятельности – настоящее испытание на прочность для журналистов, не имеющих постоянного места работы.

Новое англоязычное слово «фрилансер» мы часто вынуждены переводить как «внештатный журналист», что не совсем правильно. Фрилансер не просто внештатник – это вольный стрелок, который принципиально выбирает такой образ жизни и работы, и в юридическом смысле считается самозанятым работником. Фактически, у него нет постоянного места работы и работодателя, кроме него самого. Однако и у нас, и там, на Западе, все чаще фрилансерами становятся не из личных убеждений, а волею судьбы.

В последнее время в Европе, и особенно в новых странах-членах ЕС, к фрилансерам все чаще относят и тех, кто временно остался без работы, либо подрабатывает, находясь на пол-ставки в штате редакции. На самом деле, размывание границ фрилансерства подрывает экономическую базу многих европейских стран . Список журналистов, которые объявляют себя независимыми (в том числе - и от работодателя) становится все шире, а это приводит к падению доходов фрилансеров и снижению профессиональных стандартов. В большинстве стран Европы фрилансеры получают значительно меньше штатных журналистов, и среди них больше тех, кто не имеет специальной профессиональной подготовки.

В Германии на финансовые проблемы жалуются почти 75 % фрилансеров, а временное переутомление сопровождает две трети журналистов. Треть фрилансеров испытывают острое ощущение одиночества вследствие специфики своей работы. В Национальном союзе журналистов Великобритании и Ирландии числится около 6 000 фрилансеров, а всего фрилансеров в Великобританиии более 11 000. За период с 1995 по 2003 годы количество штатных журналистов увеличилось всего на 6 %, тогда как фрилансеров стало больше почти на 22 %. По данным исследования Европейской федерации журналистов, около 20 % фрилансеров жалуются на постоянное переутомление. Не раз приходилось слышать от фрилансеров, что они мечтают устроиться на более спокойную работу в офис, чтобы иметь стабильные доходы.

Впрочем, спрос на фрилансеров есть всегда. Примечательно, что доля фрилансеров стремительно растет и в странах бывшего социалистического лагеря. Доля фрилансеров от общего числа журналистов в Эстонии составляет 20 %, Хорватии соответственно 33 %, а в Венгрии - 60 %.

С появлением частного предпринимательства открылись реальные перспективы и для появления в нашей стране независимых журналистов. Фрилансеров, которые сами обеспечивают себя работой, платят налоги и взносы в фонды социального страхования. Однако массового перехода журналистов на вольные хлеба не произошло, хотя на практике многие числятся частными предпринимателями. Часто такое «предпринимательство» - исключительно инициатива работодателей, чтобы снизить нагрузку на фонд заработной платы. Поэтому все налоги платит работодатель, а журналист ходит на работу наравне со штатными коллегами. Реальной статистики о количестве самозанятых журналистов в нашей стране нет. Достоверное известно одно: фрилансерство стало для журналистов не личным выбором, а экономическим предопределением. И не развивается оно в нашей стране по многим причинам. Главные из которых – экономические. Даже в Москве не многие центральные издания могут похвастаться серьезным гонораром. К тому же труд внештатных авторов стоит гораздо дешевле, чем работа штатных сотрудников (например, в «КП» 1/2 полосы стоит 900 – 1500 рублей). При уплате всех налогов журналист не в состоянии заработать столько, чтобы выжить в столице только журналистским трудом. Еще хуже ситуация в провинции, где гонорары копеечные.

Поощрение самоорганизации должно быть выгодно в первую очередь государству. Этим можно значительно снизить уровень безработицы среди журналистов тех СМИ, которые попадут под разгосударствление или ликвидацию. Для этого нужно выработать такую форму предпринимательства для журналистов, которая устанавливала бы разумные отчисления в фонды социального страхования и гарантировала достойное пенсионное обеспечение. Понятно, что само государство никогда не займется проблемами фрилансеров, если этого не потребуют журналистские организации. Еще один важный момент – доступ к информации. Фактически, эта проблема актуальна для всех журналистов, но острее всего – для фрилансеров. Чтобы получить аккредитацию, например, в Государственную Думу фрилансер вынужден договариваться с редакцией. А это уже зависимость от политики издания. Фрилансер не может нормально получить документы или попасть на заседания органов власти, хотя право у него такое есть.

Сами фрилансеры могут наладить кооперацию, чтобы вместе защищать свои авторские права, так как одному это не под силу. А ведь часто материалы фрилансеров перепечатываются без всяких разрешений многими изданиями. Во всей Европе фрилансеры – это одна из опор независимой прессы. Их нельзя подкупить, по крайней мере всех, их нельзя принудить к цензуре, пока они сохраняют свою независимость. Станут ли российские фрилансеры опорой независимости СМИ, или это будут всего лишь временно безработные журналисты? Этот вопрос остается до сих пор открытым. Как впрочем, и другая проблема: чем могут помочь на сегодняшний день безработным специалистам в области СМИ рекрутинговые агентства?

ПоКАДРовые зарисовки

На рынке труда печатных СМИ компании обычно стараются закрыть вакансии силами собственных HR-подразделений. А если работодатель все же хочет дополнительных гарантий, то тогда стоит обратиться к профессиональным рекрутерам. Но, к сожалению, кадровые агентства Москвы заказами на поиск медийных специалистов не избалованы. Впрочем, интернет-сайты по поиску работы такими вакансиями тоже не пестрят. Гораздо чаще можно увидеть одни и те же предложения. Причем на них либо уж слишком долго не могут найти специалиста, либо находят слишком быстро, и… через два месяца та же самая вакансия появляется в Интернете вновь.

Однако по сравнению с прошлыми месяцами число вакансий в разделе «Издательство, полиграфия и СМИ» заметно сократилось. Возможно, играет роль сезонность (летом на рынке труда наблюдается заметный спад), а, может быть, дело в том, что сегодня большинству работодателей нужны специалисты узкой квалификации – различные работники в области полиграфии для печатных СМИ. Однако, как ни парадоксально это звучит, но найти работу и этим профессионалам не так-то просто. Тем более, если они молодые специалисты. Однако проведенный анализ доказал, что сегодня рекрутинговые агентства к специализированному поиску медийных специалистов просто-напросто не готовы. Наиболее успешно по-прежнему ведется подбор специалистов в области торговли, ВЭД, менеджеров по закупкам и реализации. А вакансии в области СМИ если в рекрутинговых агентствах появляются, то крайне редко. И, абсолютно не зная специфики этого рынка, понять требования заказчика, а следовательно подобрать достойного кандидата им очень сложно. Конечно, немалую роль играет и сама «закрытость» медийного рынка. Как правило, хорошо сплоченные коллективы профессионалов, работающие друг с другом не первый год, плавно «перетекают» из одного издательского дома в другой по рекомендациям своих коллег.

Экспертных кадровых агентств, подбирающих специалистов в области СМИ и способных достойно оценить уровень кандидата, а также учесть все потребности как клиента, так и соискателя, на российском рынке практически нет. Кроме того, их необходимость понимает, увы, далеко не каждый специалист медийного бизнеса. Поэтому «первооткрывателям» кадрового медиабизнеса достигнуть понимания с соискателем и заказчиком совсем не просто. Те же робкие попытки в поборе медийных специалистов, которые предпринимают представители стандартных рекрутинговых агентств, заканчиваются полной неудачей. При подборе специалистов подобного профиля уже изначально нечетко формируются требования к кандидатам и совершенно неграмотно производится оценка их профессиональных и личных качеств. Мониторинг и анализ рынка труда и заработных плат в области СМИ практически не производится, как впрочем, и анализ текущей и предполагаемой потребности в персонале. А это самое основное. «К сожалению, вакансий в области печатных СМИ у нас пока не было. Если у менеджера по персоналу есть интерес и желание, можно развить новое направление. Но тогда привлечение клиентов в большей степени ляжет на инициатора», - вот такой ответ мы получили в кадровом агентстве «Ministry» от менеджера по персоналу Дмитрия. И это лишний раз доказывает, что развитие такого перспективного направления, как привлечение специалистов в области СМИ, сегодняшними HR-менеджерами просто-напросто не оценено.

В заключение

По сравнению с 2004 и 2005 годами, уровень фиксированных окладов специалистов в области СМИ в издательском бизнесе увеличился в среднем на 25%. Но это объясняется не спецификой бизнеса, а общей тенденцией в целом. Особенно это касается коммерческих специалистов. Они становятся все дороже и дороже, и издательства заранее повышают уровень оплаты их труда. Если этого не сделать, то есть риск, что завтра сотрудник уйдет к конкуренту или в смежную отрасль. В этом плане издательства стараются себя обезопасить. Идеальным способом подстраховки было бы выращивание специалистов внутри компании, а к этому пришли далеко не все издательские дома, работающие на российском рынке. Ведь перекупка профессионалов из конкурирующей компании всегда означает предложение специалисту более высокой зарплаты, чем на прежнем месте работы. Основная задача для кадровых агентств на сегодняшний день – не только активно развивать перспективное направление в области подбора специалистов в области СМИ, но и создать постоянно действующую отраслевую систему сбора, обработки и представления статистической информации об участниках российского рынка печатных СМИ. Рынок не может цивилизованно и успешно развиваться без всеобъемлющей статистической информации о его участниках.

Имеющиеся сегодня источники такой информации (данные ФАПМК, отчеты Gallup Media и Gallup Adfact, почтовые подписные каталоги, реестр НТС и др.) не дают полной статистической картины рынка. Между тем, такая информация повседневно необходима как специалистам в области кадрового бизнеса, так и самим издателям (например, при оценке конкурентной среды и запуске новых проектов), рекламодателям (при медиа-планировании), инвесторам и медиа-консультантам (при оценке инвестиционных проектов, связанных с издательской отраслью.

Личное мнение

Елена Володина, журналист, выпускница журфака МГУ: - Работать я начала со 2 курса учебы. Сотрудничала с разными массовыми изданиями в качестве фрилансера. На те небольшие гонорары, что я получала, жить было не так-то просто. Но я надеялась и дождалась, наконец, своего часа. В штат меня взяли спустя полгода, причем в одно из серьезных специализированных изданий по рекламе.

Наталья Олейник, корректор: - По окончании Педагогического университета им. Ленина учителем русского языка и литературы я проработала всего полгода, просто для опыта и прекрасно понимая, что денег в школе я не заработаю. К счастью, мне позвонила подруга и предложила место корректора в одном из серьезных глянцевых изданий. Я не раздумывая согласилась, о чем не жалею до сих пор.

Сергей Трофимов, менеджер по рекламе: - Свою карьеру я начал с довольно неизвестного глянцевого журнала еще в 1995 году. Он просуществовал на рынке всего один год, но это был великолепный опыт. Представляете, искать клиентов на размещение рекламы в издание, которое никому не известно? И мне удалось привлечь немало заказчиков. И через год, когда я устроился в известный издательский дом, они «пришли» туда вместо со мной без особых раздумий.

Зарплатные ожидания и реальные предложения (по данным различных кадровых агентств и сайтам о работе

Главный редактор: Профессиональный соискатель претендует на 3500 – 4000 у.е. Предложения: 2500-4000

Шеф-редактор: Претендует: 2000-2500. Предложения: 1000-1500

Выпускающий редактор: Претендует: 1000-1500. Предложения: 800-1000

Арт-директор: Претендует: 3000-3500. Предложения: 2500-3000

Журналист, корреспондент: Претендует: 1000-1500. Предложения: 600-1000 (совокупный доход: оклад + гонорары)

Дизайнер: Претендует: 1500-2000. Предложения: 600-1000

Верстальщик: Претендует: 700-800. Предложения: 500-600

Корректор: Претендует: 600-700. Предложения: 400-500

Менеджер по рекламе: Претендует: 1000-1500. Предложения: 700-800 (оклад 400 + проценты)

Елена Казачкова, 2006 г.