Назад к списку Аналитика

Телевидение по вызову

Поставщики интернет-услуг одержимы идеей предоставлять услуги IP-телевидения.

Однако на нынешнем этапе развития телекоммуникационных сетей эти проекты - скорее имиджевые, чем коммерческие: провайдеров по доступу в Глобальную паутину много, потому приходится искать способы выделиться на общем фоне.

До недавнего времени интернет-услуги и телевидение практически не пересекались. Основным поставщиков ТВ-контента на Северо-Западе служили кабельные сети, а Интернетом занимались провайдеры. Однако развитие телекоммуникаций внесло свои поправки: с одной стороны, такие услуги стало возможным поставлять через обычные сети кабельного ТВ, а с другой — волоконно-оптические линии связи позволили прокачивать изображение и звук в реальном времени. Началось взаимное проникновение на смежные рынки.

Поначалу эти два сервиса предлагали по отдельности. И лишь недавно на рынке появились пакетные услуги. Например, продвижением мультисервисных продуктов занялись в ОАО `ТКТ`: клиенты одновременно получали цифровое телевидение и широкополосный доступ в Интернет. В компании полагают, что это поможет продвижению Интернет-услуг. Однако население такую услугу воспринимает неоднозначно.

Выгода очевидна только в том случае, когда цифровое ТВ не только добавляет новые каналы, но и дублирует все программы, которые принимает обычный телевизор через коллективную антенну. Тогда Интернет позволяет отказаться от платы за ее пользование и тем самым — сэкономить. На практике же выходит иначе: во-первых, плата за антенну включена в список коммунальных платежей, и добиться, чтобы ее оттуда исключили, — дело хлопотное. Во-вторых, никто не предлагает полного дублирования принимаемых аналоговых каналов.

В ОАО `ТКТ` предлагают, по сути, установить в квартире дополнительный телевизор, подключаемый не напрямую к обычной антенной розетке, а через особый преобразователь. Поэтому приходится приобретать два устройства: модем для выхода в Интернет с точкой доступа wi-fi и декодер для цифрового телесигнала. Если на обычный кабель можно поставить делитель и подключить в другой комнате второй телевизор, то при цифровом формате это не получится: у каждого декодера — свой код. И он работает только для одного телевизора. Хочешь на кухне второй — устанавливай еще один декодер. А устройство это нельзя назвать дешевым. Кроме того, придется платить и за предоставление второго цифрового сервиса.

Почувствуйте разницу

Фактически для большинства абонентов социальной сети ОАО `ТКТ` в Петербурге цифровое ТВ добавляет немного каналов, которые интересно посмотреть. Причем качество сигнала у цифрового ТВ практически такое же, как и у аналогового. Правда, с 1 апреля компания начала передачу телесигнала в формате HDTV (телевидение высокой четкости). Пока транслируется один канал, потому что в формате HDTV ведет вещание в РФ только `НТВ-Плюс`.

В перспективе таких каналов будет три. Все будет зависеть от итогов переговоров с некоторыми зарубежными телекомпаниями. Но это принципиально мало что меняет, потому что разницу почувствуют только владельцы телевизионных панелей большого размера с высоким разрешением изображения. Качество передачи `картинки` только приблизится к уровню воспроизведения с DVD. О 3D-акселерации звука пока и речи не идет. При этом затраты абонента, который захочет получить доступ к вещанию в формате HDTV, существенно возрастает.

За мультисервис придется доплатить

Услуга пакета `Интернет плюс цифровое ТВ` может заинтересовать только тех, у кого нет доступа к обычным кабельным сетям. То есть в других городах Северо-Запада. Однако в регионе возможности `ТКТ` ограничены. Здесь основным поставщиком услуг цифрового ТВ можно назвать ОАО `СЗТ`. В Петербурге пакеты услуг `СЗТ` нельзя назвать особенно привлекательными, потому что добавки к основным, по сравнению с социальным пакетом `ТКТ`, выглядят небогато. Правда, появляется возможность пользоваться так называемым центром мультисервисных развлечений. Однако услуга сетевого видиомагнитофона предоставляется только на тех каналах, где сервис разрешен рекламодателем. Временные рамки услуг по запросу абонента также ограничены. И за них придется платить дополнительно.

Прибыль операторов считать рановато

Пока говорить, что цифровое ТВ приносит ощутимый доход операторам, рановато. Тем не менее, ряд экспертов, включая аналитиков компании iKS-Consulting, полагает: эта имиджевая услуга позволяет улучшить позиционирование провайдеров на рынке. Ведь если он не способен наладить подобный сервис, возникает вопрос о качестве предоставляемых им Интернет-услуг. В компании J`son&Partners прогнозируют, что спрос на мультисервисные проекты увеличится примерно в 2012 году, когда они смогут обеспечивать 10—15% от всех доходов операторов. В `Коминфо Консалтинг` более осторожны в прогнозах. В УК `Финам Менеджмент` обращают внимание, что возможности цифрового ТВ достаточно широки, но пока оно не может гарантировать обеспечения устойчивости передачи данных.

У провайдеров свой интерес к цифровому ТВ

Перспективы развития подобных программ на Северо-Западе специалистами оцениваются положительно. Поэтому не случайно в 2007 году о намерении развивать подобные проекты объявил целый ряд провайдеров в Петербурге. В частности, компания SkyNet, основная специализация которой — развитие домашних интернет-сетей.
На первом этапе пользователям было доступно 16 каналов, преимущественно федеральных. В дальнейшем их количество планируется увеличить до 50—100. Об аналогичных планах заявили в компаниях `Элтел`, `Вэб Плас`, `Простор телеком`. Любопытно, что провайдер `Корбина Телеком` обеспечивает не только специальный канал доступа к цифровому ТВ, но и дает возможность просмотра телеканалов и через свою локальную сеть.
В 2008-м круг крупных игроков на рынке цифрового ТВ расширился.

Самый заметный маркетинговый ход — объявление о запуске новых проектов. Один — от компании `Вестколл`: оператор собирается вложить в него около $2 млн. Он намерен продвигать услугу широкополосного доступа в Интернет своим клиентам (их около 10 тыс.). Другой проект реализует компания `Комкор-ТВ`. Она планировала выйти на старт в начале 2008 года с предоставлением услуг интерактивного телевидения, аналогичных IP-TV, но перенесла начало коммерческой эксплуатации сети на III-IV квартал 2008-го, когда абонентская база интернет-пользователей, по расчетам, должна превысить 500 тыс. человек. У `Комкор-ТВ` 300 тыс. интернет-пользователей и около 700 тыс. абонентов аналогового телевидения. Часть из них оператор считает потенциальными клиентами цифрового телевидения, услугами которого сегодня на Северо-Западе пользуются около 250 тыс. абонентов.

Мнения специалистов

Руслан Евсеев,
генеральный директор ОАО `ТКТ`:
— Предоставление мультисервисных пакетов позволило компании в 2007 году существенно увеличить обороты при продвижении продаж услуг доступа в Интернет. Выделенным доступом в Глобальную сеть сегодня пользуются свыше 80 тыс. абонентов. По пакету `Интернет и цифровое ТВ` уже подключено около 1,5 тыс. абонентов, хотя он предоставляется только с декабря 2007 года. В 2008-м планируется подключить к Глобальной паутине еще 96 тыс. квартирных абонентов и 500 юридических лиц.

Александр Фрейдкин,
технический директор петербургского филиала
компании `Вестколл`:
— Запуск проекта IP-TV запланирован в июне с таким расчетом, чтобы осенью вывести его в коммерческую эксплуатацию. В пакетах IP-TV от `Вестколл` намечено предоставить около 100 каналов. Понравившуюся передачу или фильм можно будет заказывать, повторять. Предусматривается дистанционное управление записью фильма с компьютера или мобильного телефона. Пока такие услуги не слишком востребованы. Но через пять лет можно ожидать бурное развитие этого рынка.

Константин Анкилов,
аналитик iKS-Consulting:
— Сегодня IP-TV может стать конкурентным преимуществом для игроков рынка широкополосного доступа, но пока это самый весомый аргумент при выборе провайдера. Большинство пользователей предпочитает не платить за IP-TV, а записывать телепередачи аналогового вещания на видеомагнитофон или скачивать медийный контент из Интернета.

Андрей Лазарев, «Экономика и время»