Назад к списку Аналитика

Тенденции рынка труда и обзор зарплат издательского бизнеса-2007

Самыми востребованными профессионалами издательского бизнеса продолжают оставаться менеджеры и директора по продаже рекламных площадей, утверждают эксперты рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU».

В 2008 году издательскому бизнесу будут по-прежнему остро необходимы менеджеры по продаже рекламы. Следующая зона кадрового дефицита - специалисты по маркетингу и брендингу и топ-менеджмент с МВА. Дефицит ближайшего будущего - профессионалы New Media.

Самыми востребованными профессионалами издательского бизнеса продолжают оставаться менеджеры и директора по продаже рекламных площадей, утверждают эксперты рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU». Уже сейчас во многих компаниях зарплаты данных специалистов значительно выше, чем, например, у директора по персоналу. Медицинская страховка, оплата расходов на мобильную связь, проезд и занятия в фитнес-центрах - вот лишь неполный перечень компенсаций, которые работодатели готовы предоставить своим сотрудникам помимо высоких зарплат.

Чтобы нанять лучших специалистов, издатели переманивают друг у друга сотрудников,  конкурируя социальными пакетами и условиями труда, и для этого тщательно изучают предложения конкурентов. При том, что на российском рынке труда все еще популярен способ подбора кадров по знакомству, вакансии коммерческих отделов постоянно анонсируются на открытом рынке.

Экспертный опрос менеджеров издательских домов Москвы, проведенный рекрутинговым медиа-агентством «Штаты.RU», представляет ряд общих тенденций на кадровом рынке издательского бизнеса.

На вопрос о том, дефицит каких специалистов наиболее ощутим на рынке печатной прессы сегодня, участники опроса назвали следующих специалистов: издатели, директора по маркетингу, бренд-менеджеры, креативные директора, арт-директора, корреспонденты (!), менеджеры по продаже рекламы, руководители/менеджеры Интернет-проектов (New Media).

На вопрос: «Каким путем компания закрывает открывающиеся вакансии в процентах?», респонденты ответили, что 10-50% - это продвижение уже работающих в компании сотрудников, 15-40% - найм специалистов из компаний-конкурентов, 10-35% - найм из компаний смежных рынков (электронные СМИ, реклама и др.), 10-25% составляют «талантливые люди с улицы», 10% - выпускники профильных вузов, до 5% нанимаются из зарубежных компаний. Представители ИД с региональными приложениями также ответили, что 10 % сотрудников приходит из региональных компаний.

Далее участников попросили оценить, какой процент специалистов попадает в издательские дома по открытому конкурсу и какой процент по личным связям руководителя компании/подразделения. Результаты получились совершенно различными, что зависит от личной позиции руководителя каждого конкретного ИД, но общая тенденция такова, что чаще всего по открытому конкурсу набирают специалистов в следующие департаменты: коммерческий, маркетинга, исследований, IT (информационных технологий), распространения.

К рекрутингу - то есть поиску сотрудников через рынок – компании обращаются в нескольких случаях.

Чаще всего это происходит, когда издательства ищут работников на должности, связанные с коммерческими задачами, - коммерческих директоров, директоров по развитию, руководителей  и менеджеров отделов продаж. Далее идут сопутствующие коммерческой активности специалисты: директора по маркетингу, маркетологи-исследователи, бренд-менеджеры. Здесь профессионализм абсолютно преобладает над личными  отношениями или личным доверием. Опыт и реальные профессиональные связи оказываются значительно важнее  «корпоративной принадлежности» директоров и специалистов по распространению.

Реже обращаются к внешнему рекрутингу при появлении потребности в эксклюзивном персонале - это могут быть арт-директора, главные редакторы. Обычно это происходит после того, как исчерпываются возможности личных связей.

Следующая  причина, по которой  в «Штаты.RU» обращаются руководители издательских домов, это когда при запуске новых изданий по различным соображениям, материальным или моральным, они не готовы перекупать людей у конкурентов, а круг известных топ-специалистов для изданий определенной ниши очень ограничен. Зато на рынке есть ресурсные, «подросшие» замы и руководители проектов, которые, может быть, не очень раскручены или же избегают активно продвигать себя по каким-то причинам.

И на последнем месте случаи, когда нужен человек на генеральную должность, например, на должность издателя, и собственники компаний или топ-менеджмент мучительно решают для себя задачу «свой» - потому что надежно, или «чужой» - потому что может быть эффективней для бизнеса. Особенно когда предлагаемая зарплата не настолько высока, чтобы решить обе задачи одновременно. Однако практика показывает, что если такая дилемма изначально существует в сознании работодателя, то чаще всего они примут решение в пользу «своего» кандидата. Смелостью брать на ключевые позиции людей с рынка обладают только очень прозрачные бизнес-структуры, которыми руководят люди с западным (рыночным) менталитетом.

Среди прочих проблем современного рынка труда медиа-индустрии отмечаются следующие проблемы:

Общее падение уровня рынка печатных СМИ, что вызывает необходимость нестандартных подходов к развитию бизнеса. Следует отметить, что кроме нестандартных подходов, дефицитом рынка труда являются и стандартные подходы к управлению издательствами как бизнесом, что отражено в тенденции спроса на управленцев с MВА и в тенденции появления на рынке образовательных услуг профильных курсов по медиа-менеджменту.

В связи с бурным ростом рынка наблюдается активное перемещение сотрудников из компании в компанию, при этом происходит фактически неконтролируемый рост заработных плат, компании начинают "переплачивать" чтобы привлечь или удержать персонал.

Ниже представлена сравнительная таблица заработных плат на рынке издательств.  Данные собраны из открытых источников, практики экспертного рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU» и аналитики портала MediaJOBS.RU и носят оценочный характер.  Для информации: уже в начале 2008 года усилиями Гильдии издателей периодической печати и Аналитического центра MеdiaJOBS.RU издательский бизнес получит итоги первого  репрезентативного исследования заработных плат и компенсационных пакетов, в котором в настоящее время принимают участие ведущие издательские дома Москвы.

 

АВТОРЫ: Наталья Селезнева, Ванда Дремова, www.mediajobs.ru

При перепечатке или частичном использовании материалов ссылка на www.mediajobs.ru обязательна.

 

Издательский бизнес

Сравнительная таблица заработных плат

осень 2006/осень 2007, Москва

Источники:

www.MediaJOBS.RU, www.Shtaty.RU

 

Позиция Предложение работодателя / Требования соискателей
                Min                Max
  2006 год    2007 год  2006 год    2007 год
Топ-менеджмент
Генеральный директор 5’500 /  10’000 + бонус 5’500 / 10’000 + бонус 18’000 / 20’000 + бонус 18’000 / 20’000 + бонус
Исполнительный директор 3’000 / 6’000 + бонус       2’000 12’000 / 15’000 + бонус 12’000 / 15’000 + бонус
Финансовый директор 3’000 / 5’000 + бонус       3’500 10’000 / 7’000 + бонус 10’000 / 7’000 + бонус
Руководитель юридической службы 2’500 / 4’500 + бонус       3’500 6’000 / 8’000 + бонус 6’000 / 8’000 + бонус
Директор по персоналу 1’300 / 3’000 + бонус       2’000 /    3’000+бонус 4’500 / 5’000 + бонус 4’500 / 5’000 + бонус
Директор по развитию 3’000 / 4’000+бонус       3’000 / 4’000+бонус 6’000 / 8’000 + бонус 6’000 / 8’000 + бонус
Директор по распространению 3’000 / 4’000 + бонус 4’000 (1’300 менеджер по распространению) 8’000 / 10’000 + бонус 8’000 / 10’000 + бонус
Издатель 4’000 / 7’000 + бонус       5’000 / 7’000+бонус 8’000 / 10’000 + бонус 8’000 / 10’000 + бонус
Руководители функциональных направлений
Коммерческий директор 2’500 + % 2500 / 3000+% 6’000 / 8’000 + % 8’000+%
Директор по маркетингу 3’500 / 5’000 + бонус         5’000 8’000 / 9’000 + бонус 8’000 / 9’000 + бонус
Директор по рекламе 2’000 / 3’000 + %         3’400 6’000 / 8’000 + % 6’000 / 8’000 + %
Директор по спецпроектам 2’000 / 3’000 + %         1’700 6’000 / 8’000 + % 6’000 / 8’000 + %
Директор по PR 2’500 / 5’000+ бонус 3’000 / 5’000+ бонус 6’000 / 8’000 + бонус      6’000
Креативный директор 2’500 / 4’000+ бонус         3’000 5’000 / 6’000 + бонус 5’000 / 6’000 + бонус
Главный художник / Руководитель дизайн-центра 2’500 / 3’000 2’000 / 3’000 4’000 / 5’000 4’000 / 5’000
Главный редактор 2’400 / 4’000 + бонус        2’500 10’000 + бонус 10’000 + бонус
Шеф-редактор 1’500 / 2’000        1’500 3’500 / 4’000      4’000
Технический директор 2’600 / 4’000 + бонус 2’600 / 4’000 + бонус 7’000 / 8’000 + бонус 7’000 / 8’000 + бонус
Директор Интернет-изданий 2’700 / 5’000 + бонус        3’000 7’000 / 9’000 + бонус 7’000 / 9’000 + бонус
Заместитель технического директора 1’600 / 2’000        2’000 2’800 / ’500   2’800 / 3’500
Директор складского комплекса 1’000 / 1’500 + бонус 1’000 / 1’500 + бонус 4’000 / 4500 + бонус 4’000 / 4500 + бонус
Директор препресс 2’500 / 3’000 + бонус 3’000+бонус 4’000 / 5’000 + бонус 4’000 / 5’000 + бонус
Заместитель руководителя (препресс) 1’500 / 2’000        1’500 2’500       2’500
Бренд-менеджер 1’000 / 1’500   1’500 / 1’800 2’500 / 3’500   3’000 / 3’500
Маркетолог-аналитик 1’000 / 1’500   1’100 / 1’200 2’500 / 3’500       3’500
Менеджер по работе с ключевыми клиентами 1’100 / 1’500 + %        1’500 2’000 / 2’500 + %        3000
Менеджер по продаже рекламных площадей 700 / 900 + %    800 / 1000+% 2’000 / 1’500 + %     3’400+%
Менеджер по бизнес-семинарам и конференциям 700 / 900 + %   2’000 / 1’500 + %  
Менеджер по PR 700 / 900    1’000 / 1’200 1’500 / 1’800   2’500 / 3’000
Трафик-менеджер коммерческого отдела 500 / 900        1’200 1’400 / 1’500       2’000
Ассистент коммерческого отдела 300 / 700   1’000 / 1’200  
Ответственный секретарь редакции 800 / 1’000     800 / 1’200 2’000      2’200
Выпускающий редактор 1’600 / 1’800        1’100 3’000      3’000
Бильд-редактор 800   / 1’000         800 3’000      3’000
Литературный редактор 500 / 600     700/1’000 1’500      1’700
Редактор 500  600       900 (600   младший редактор) / 1000 1’500   1’800 / 2’000
Корректор 500 / 800      600 / 800 1’300 / 1’500       1’700
Координатор отдела подписки 300 / 700          500 1’000 / 1’200       1’200
Арт-директор 2200 / 3’000     2’500 / 3’000 4’000 / 5’000       5’000
Дизайнер 800 / 2’000     1’000 / 1200 2’000       2’500
Верстальщик 800 / 2’000     1000 / 1200 2’000       2’500
Менеджер по печати 500 / 600           800 1’200 / 1’500       1’500
Web-дизайнер 800 / 2’000     1’000 / 1’200 2’000       2’500
Контент-менеджер 800 / 1’500 700 (зависит от графика работы) 2’500 / 3’000       3’000
Персональный ассистент руководителя 600 / 900    1’000 / 1’200 1’500 / 2’000       2’500