Назад к списку Аналитика

Требуется редактор…

«Самый полезный человек в газете — это тот, кто умеет редактировать, говорил Адольф Оке, один из создателей основанной в 1851 году газеты «Нью-Йорк таймс».

«Самый полезный человек в газете — это тот, кто умеет редактировать, говорил Адольф Оке, один из создателей основанной в 1851 году газеты «Нью-Йорк таймс».

По прогнозам специалистов к 2008 году оборот рынка медиаиндустрии в России достигнет около 8 миллиардов долларов. По темпам роста наш медиа- рынок — один из признанных мировых лидеров. Ежемесячно появляются новые газеты и журналы, радио- и телепрограммы, увеличивается число интернет-изданий, и каждому из них нужны редакторы.

Стремясь на телевидение или радио, большинство вчерашних студентов мечтают стать известным журналистом, ведущим телепрограммы, не подозревая, что основную работу в СМИ делают «закадровые» специалисты — редакторы.


Такие разные редакторы…

Самый широкий фронт работы у редактора — на телевидении. Все телепрограммы — от развлекательных до научно-популярных нуждаются в этих специалистах. Редактор на ТВ умеет работать не только с текстами, но и со звуком и видео. Основная задача — сделать передачу оригинальной, узнаваемой и популярной. В тематических программах нужно придумать, как подать материал, не повторяя своих коллег, в каком ракурсе осветить проблему, продумать общую концепцию — от декораций до выбора форматного ведущего.

В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии, или авторских передачах, достаточно одного редактора. В информационно- -новостных требуется целый штат.
В телевизионных новостях обязанности редакторов иные. Редакторы-координаторы принимают сюжеты из всех регионов страны (так называемые «перегоны»), монтируют видеоряд, урезают до нужного хронометража интервью с гостями (из 10 минут надо оставить всего около 30 секунд, которые и пойдут в эфир), организуют съемки, договариваются об аккредитации корреспондентов, раздают задания репортерам и операторам. Если в городе, где случилось что-то важное, нет собкора, редактор-координатор связывается с местными телекомпаниями, чтобы с их помощью сделать нужный сюжет. Бок о бок с координаторами работают пишущие редакторы (райтеры, копирайтеры), сочиняющие подводки к сюжетам и тексты для ведущего, они же обновляют «бегущую строку» главных новостей.
Карьерный путь в телередакторы извилист. Спрос на них большой, но вакансии на специализированных сайтах встречаются не часто. Дело в том, что в телевизионные редакции редко приходят по заявке работодателя. Кадры подбираются чаще всего по принципу личных знакомств.
Многие начинают либо с должности корреспондента, либо с редакторской позиции на дециметровом, спутниковом канале или в региональной телекомпании. И начальные ставки не высоки — 300—400$.
У главных редакторов программ центральных телеканалов они достигают 10 000$, и выше. Так что есть, к чему стремиться.
В работе редактора на радио — своя специфика. Здесь вся информация воспринимается только на слух. Радийные тексты должны быть написаны простым, понятным и емким языком. Редактор новостей на радио: просматривает анонсы событий на лентах информационных агентств, дает задания корреспондентам, формирует программу выпуска, пишет к каждой новости подводки для ведущего, прослушивает и редактирует звуковые репортажи журналистов. В тематических радиопрограммах редактор в большинстве случаев является и ведущим, он решает, каких гостей пригласить в студию, задает им наболевшие вопросы, затем правит запись интервью, если оно идет не в прямом эфире, «склеивает» программу, чередуя с музыкальными заставками и рекламными блоками.

Редактор в печатных СМИ.

В каждом издании (а в этой статье мы сделаем акцент на печатные СМИ) своя специфика. Это общественно-политические и правовые, развлекательные, молодежные, мужские, женские журналы и газеты, рекламные, справочные, всевозможные дайджесты. Отсюда — и различия в служебных обязанностях редакторов, а также в соответствующем «наборе» тех качеств, которые им нужны.

К печатным присоединяются онлайновые издания, которые становятся все более популярными среди потребителей. Что касается онлайновых СМИ, там до сих пор существует проблемы, связанные с недостатком ремесленной квалификации людей, работающих в этих изданиях. Людей, попадающих в онлайн-СМИ, не всегда есть кому учить таким простым профессиональным вещам, как уровень редактуры. Крупные Интернет-порталы, осознав эту проблему, приглашают на роли «учителей» ведущих редакторов из признанных печатных изданий.

Редактор газет и журналов умело работает с печатным словом. Он с легкостью исправит неудачный текст и сделает из него «конфетку». Если автор принесет монотонный, длинный материал («кирпич»), редактор разобьет его на главки, придумает яркие заголовки, выудит из него интересную информацию и подаст ее в виде вставок, подверсток. После такой правки материал «заиграет» и станет легким для чтения. Редактор проверит все фактические данные, фигурирующие в статье . Он же придумает заголовки, если предложенные авторами не «цепляют», непонятны, или не соответствуют стилю издания. Это прежде всего творческая работа. И вроде бы факты интересные, но читать скучно. Что делает редактор? Меняет форму. И появляется статья с удобоваримым текстом.

Редакторы же упорядочивают творческий хаос, царящий в редакциях.
Само собой разумеется, что «информационная революция» утверждает новые подходы в работе не только редакторов, но и пишущих журналистов. От них и раньше должны были поступать материалы, максимально готовые для публикации. В нынешних условиях принцип саморедактирования в работе авторов приобретает еще большее значение для повышения оперативности, особенно в освещении новостей.

Alma mater

Как показывает практика, стать редактором можно с любым высшим образованием, здесь успешно работают и гуманитарии, и технари, и бывшие медики, и психологи…
В сфере СМИ важнее диплома оказываются писательский талант, личностные качества, умение общаться с людьми и работать в жестких условиях нехватки времени.
Но все же ситуация меняется и крупные издательские дома предпочитают брать специалистов с профильным образованием.

Где же можно получить соответствующее образование?

Существует ряд специальностей и направлений, которые помогут развить литературное чутье, редакторский взгляд, а главное — позволят «внедриться» в сферу СМИ и найти работу: «Русский язык и литература», «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование».
Преподаватели вузов уверены, что базовое журналистское или филологическое образование редактору просто необходимо.
Мнение
«Редактор должен профессионально разбираться в современных проблемах лингвистики, коммуникативных процессах, уметь работать с текстом, — считает Нинель Литвиненко, декан факультета филологии и журналистики Университета Российской академии образования (РАО), — По уровню текстов в СМИ видно, если редактор получил какое-то иное — не гуманитарное образование. Конечно, в зависимости от ориентации печатного издания, его профиля могут требоваться специалисты с разными дипломами. Тем не менее, редактор сам должен быть мастером слова. Именно филологическое или журналистское образование — важнейшая составляющая успеха в этой профессии».


Филологи

Хорошим стартом в карьеру редактора станет диплом филолога. Специальность «Русский язык и литература» и направление бакалавриата «Филология» предлагают около 10 вузов Москвы: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), Государственная академия славянской культуры (ГАСК), Российский государственный гуманитраный университет (РГГУ) , Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)и др.
Традиционный набор вступительных испытаний: сочинение, русский язык (устно, тест), литература (устно),но не нужно проходить творческие испытания . Но обольщаться не стоит — конкурс может составлять от 4 до 19 человек на место. Студенты филфаков углубленно изучают отечественную и зарубежную литературу, русский язык, целый ряд общегуманитарных предметов, а также дисциплины практической направленности (деловая коммуникация, язык СМИ, редакционно-издательская деятельность, семиотика, теория коммуникации, социолингвистика и др.).
Не нужно проходить творческие испытания. Многие вузы дают сильную языковую подготовку. Поэтому выпускники-филологи становятся серьезными претендентами на пост редактора. Получив фундаментальное образование, они обладают общей эрудицией, начитанностью, грамотностью и отличными знаниями языка, на профессиональном уровне работают со словом, пишут выразительные тексты и разбираются в литературных стилях.

В основном студенты филфака не проходят практику в СМИ. Исключение: если в рамках факультета есть отделение журналистики.

Журналисты

«Журналистика» наиболее подходящий вариант для будущего редактора. Достаточно популярна среди абитуриентов, поэтому более 30 вузов и академий готовят специалистов для работы в газетах, издательствах, на ТВ и радио: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО), Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), Институт международного права и экономики им. А.С Грибоедова (ИМПиЭ) и др.
На журфаки известных вузов — очень высокие конкурсы и суровые требования.
Экзаменам и тестированию предшествуют творческие испытания: в государственных вузах, как правило, нужно предоставить несколько своих опубликованных работ, написать сочинение, пройти собеседование с преподавателями и профессиональными журналистами. Кроме того, сдать серьезные экзамены по, литературе, русскому и иностранному языкам.

К примеру

В МГУ абитуриенты журфака должны представить в приемную комиссию 5 опубликованных или переданных по радио или телевидению работ, написать творческое сочинение, выбрав одну из 5 свободных тем и пройти собеседование с преподавателями и профессиональными журналистами, которые проверяют поступающих на профпригодность. Все эти условия направлены на отсев случайных людей, не вполне осознающих свой выбор.
На творческом сочинении смотрят не на грамотность, главное — показать свой стиль, найти оригинальный подход к раскрытию темы. Не забывайте, что пишите не школьное сочинение, а журналистский материал — в работе должно быть больше конкретики и меньше разглагольствований. Заранее подберите интересные факты, информацию, жизненные истории, которые сможете использовать.
В МГИМО абитуриенты сначала пишут сочинение («Журналистика — профессия или призвание?», «Мое первое интервью (репортаж, заметка)», «Мой кумир в журналистике» и т. д. ), которое оценивают по 15-бальной шкале по композиции, творчеству, оригинальному подходу и по 5-й за грамотность. Второй тур — просмотр принесенных «домашних» публикаций.
В РГГУ абитуриентам демонстрируется информационный телевизионный материал, обычно специальный репортаж одного из центральных каналов, (хронометраж — 8—12 минут) и по нему нужно написать работу-рецензию. Оценивается знание материала, умение мыслить, понимание цели и задач материала, неординарный подход к изложению.
В Университете РАО требования менее строгие: помимо собеседования абитуриенты приносят очерки и статьи, при этом немаловажно, что принимаются и неопубликованные материалы.
Выполнение творческих заданий — возможность испытать свои силы и проверить правильность сделанного выбора. Но не забывайте, что это — только начало. Чем успешнее вы преодолеете «испытание таланта», тем серьезнее готовьтесь к остальным экзаменам.


Конкурс в ведущие столичные вузы традиционно высокий: 5—16 человек на место. В негосударственных вузах конкурс составляет 2—5 человек на место, поступить сюда проще, но устроиться на практику на центральные и дециметровые каналы, радио, печатные СМИ будет сложнее.
Основной акцент в обучении сделан на дисциплины специализации (мастерство журналиста, радио- и тележурналистика, литературное редактирование). Есть возможность отрабатывать теоретические знания на практике, стажируясь в редакциях печатных СМИ, на радио и телеканалах. Кроме того, студенты выпускают факультетские газеты, готовят учебные радио- и телепередачи в собственных студиях, на профессиональной съемочной технике и оборудовании для работы с видео и звуком.
Также хорошим подспорьем на пути к профессии редактора станет образование в Московском государственном университете печати (МГУП) и Московском государственном социально-гуманитарном институте (МГСГИ). Это два столичных вуза, готовящих редакторов по специальности «Издательское дело и редактирование». Для поступления в МГУП достаточно сдать тест по русскому языку и написать сочинение. Но за место придется побороться: конкурс в 2006 году составил 14 человек на место.
Возможность получить специальные знания именно редакторской работы. Фундаментальная гуманитарная подготовка по русскому языку, литературе, истории, изучение стилистики, работа с текстами.

Обучение в вузах больше ориентировано на специалистов книжных издательств. Отсюда и специфика предметов: издательское дело и редактирование, книжный маркетинг, менеджмент в книжном деле, книговедение, библиография и др. Впрочем, полученные знания позволяют без особых усилий переквалифицироваться в редактора СМИ.

Карьера & зарплата

Редактор — профессия популярная. Однако, если в объявлении вы прочли, что требуется редактор печатного издания, стоит уточнить функции. Эта профессия имеет множество «подвидов», требования к каждому из которых отличаются друг от друга.

Функционал редколлегии

Главный редактор
 — следит за соблюдением тематики газеты и работой редколлегии.
В рамках концепции издания главный редактор проводит совещания и планерки, вносит предложения и коррективы в работу редакции, следит за развитием внешней формы и содержательной стороны издания. Устроиться главным редактором непросто. Помимо обязательных знаний и навыков, потребуется соответствующее образование, опыт руководящей деятельности. А дальше все зависит от специфики издания — главный редактор должен быть профессионалом в этой области, будь то реклама, журналистика, строительство или медицина.
Многие издательства предпочитают не брать работника со стороны, а воспитывать в собственных стенах.
Выпускающий редактор — определяет тему своего номера, вместе с главным редактором анализирует редакционный портфель, составляет план текущего номера (часто это происходит на общей редакционной коллегии), формирует редакционное задание, проверяет сроки выполнения работы членами редколлегии (написание статей, дизайн, верстку, корректировку, размножение, реализацию). Выпускающий редактор — это корреспондент, который отвечает за выпуск текущего номера. Если в редколлегии не принято существование выпускающих редакторов (редколлегия малочисленна), то их функции выполняет главный редактор.
Ответственным за выход очередного номера считается выпускающий редактор. От выпускающего редактора зависит, на месте ли окажутся заголовки, правильно ли расставлены рубрики, тот ли цвет и размер шрифта использовал дизайнер. А также, в том ли порядке и все ли макеты поставлены на полосу. В его обязанности входит также проверка и отправка в типографию готовых полос издания по электронной почте.
Так что, если в свежем выпуске замечена ошибка, первым всегда будет отдуваться выпускающий редактор, а уже потом тот, кто собственно ее допустил — корректор, дизайнер… Именно в лексиконе выпускающих редакторов впервые появилось слово «косяк» — ошибка в номере, только что вышедшем из печати.
Выпускающему редактору никак не обойтись без навыков дизайна и верстки. Причем именно таких программ, которые использует данное издательство. Например, знание PageMaker окажется бесполезным там, где газету верстают с помощью InDesign.
Иногда в издательстве подобная должность называется ответственный секретарь или е функции берет на себя главный редактор.

Корреспондент
 — получает от выпускающего редактора задание и выполняет его, собирает материал в редакционный портфель, учавствует в работе редакционной коллегии.
Репортер (в том числе и фоторепортер) — собирает информацию о текущих событиях, пишет статьи.
Корректор — отвечает правильность стиля и орфографии статей.
Работа редколлегии над выпуском
— Выпускающий редактор определяет тему номера.
— Выпускающий редактор подбирает из редакционного портфеля материалы, подходящие для своего номера.
— Выпускающий редактор (как правило, вместе с членами редколлегии) составляет план номера. В соответствии с этим планом формирует редакционные задания корреспондентам (в задании указывается тема статьи, ее стиль, объем, тип) и художнику.
— Выпускающий редактор выясняет предполагаемые события и дает задание репортерам по описанию данных событий.
— Выпускающий редактор назначает репортера, ответственного за статьи по всем текущим событиям («группа быстрого реагирования»).
— Выпускающий редактор определяет сроки готовности статей.
Все, что делает выпускающий редактор, возможно сделать коллективными усилиями на собраниях редакционной коллегии.x
— Корреспонденты и репортеры готовят свои материалы и сдают их выпускающему редактору.
— Выпускающий редактор просматривает и корректирует материалы вместе с корректором, корреспондентами, репортерами и художником.
— Выпускающий редактор передает материалы дизайнеру на верстку и оформление и проверяет его работу.
— Дизайнер готовит оригинал макет для размножения и передает его финансисту, который размножает и реализует газету.

Социально-демографический портрет профессии.
Среди редакторов практически поровну мужчин и женщин. Разве что на сугубо «мужскую» нишу (СМИ автомобильной, строительной и т.д. тематики) предпочитают брать мужчин.
Возраст колеблется от 25—48 лет ,для корреспондентов от 21.
Для специализированных изданий требуется профильное образование, соответствующее тематике.
Доходы специалистов в крупных региональных городах уже близки к столичным приближаются к столичным. В целях сохранения сотрудников, привлечения новых квалифицированных специалистов многие ИД уделяют особое внимание разработке соцпакета : бесплатные обеды, оплата расходов на транспорт, оплата мобильной связи, обязательное медицинское страхование и др.
Самое большое количество предложений приходится на должность корреспондентов (иногда их называют репортерами и спецкорами). В тех изданиях, которые имеют свои корпункты в разных регионах России, они называются собственными корреспондентами. Задачи специалистов, как правило, везде одинаковые: написание репортажей о последних событиях для текущего номера или материалов по конкретной тематике.
Сегодня появилось множество новых вакансий, о которых большая часть населения ничего не знает и даже не слышала. В наше время Интернет является незаменимым способом передачи и донесения информации.
Часто на сайтах и в журналах, связанных с поиском работы, можно встретить объявления о вакансии «контент-редактор».


Контент-редакторы
сайтов и онлайновых изданий — это люди, которые занимаются написанием статей, пресс-релизов, новостей, описанием услуг, заголовков и всего текста, который можно изменять или обновлять на сайте. Система управления сайтом помогает им собственными руками вносить информацию и изменения в любое время.
«Контент — это очередное модное заимствованное словечко из английского языка, которое заменило известное нам понятие «содержимое». Существуют специальные технологии для управления контентом. Вот здесь и начинается самое интересное. Не нужно быть супер-программистом или веб-дизайнером, чтобы изменять контент. Для этого есть специальные люди, которые занимаются разработкой сайта и специальным интерфейсом для вас. Редактировать текст на страницах сайта так же просто, как и в привычном всем редакторе Word. Можно набрать текст, иногда есть возможность скопировать его из уже готовых документов (из Word или Excel). Также можно вставлять на страничку картинки, таблицы, рисунки, музыкальные файлы и т.д. Кто же будет всем этим заниматься? Конечно же, контент-редактор.


Каким путем компания закрывает открывающиеся вакансии (ориентировочно в %):

Работая на рынке рекрутинга для медиа-компаний, в том числе для печатных СМИ, портал MediaJOBS.RU провел экспертный опрос топ-менеджеров крупнейших медиа-холдингов Москвы, в том числе издательских домов, по проблемам кадрового рынка. Итоги опроса нельзя считать репрезентативными, так как на анкету ответили лишь 7 издательских домов, только Москва, но как срез экспертного мнения, — подтверждают ряд тенденций, которые мы выделили ниже.
а) Продвижение сотрудников, уже работающих в компании от 10% до 50%. б) Найм квалифицированных специалистов:
— из компаний- конкурентов 15% — 40%
— из компаний соседних рынков (электронные СМИ, реклама, др.) от 10% до 35%
— из зарубежных компаний до 5%
— из региональных компаний
в ИД — глянцевая пресса: в штат — незначительное количество, дистанционно — все более частая практика.
ИД с региональными приложениями: из региональных компаний — 10 %
в) Выпускники профильных ВУЗов 10% (больше, чем на ТВ и радио)
г) «Талантливые люди с улицы» 10% — 25%

Кто же ищет работу:
Процент сотрудников ИД с профильным/непрофильным высшим образованием:
1) Профильное высшее образование — 50% — 70%.
2) Непрофильное высшее образование — от 30%.
(В печатных СМИ процент людей с профильным высшим образованием намного выше, чем на ТВ и радио).
Предложение резюме количественно в десятки раз превышает число хорошо оплачиваемых вакансий. В последнее время Издательства все чаще практикуют привлечение фрилансеров.

Ищем специалиста в компанию.
Рекрутер выясняет:
Какова структура отдела компании ИД с основными функциональными обязанностями. Также важен формат издания, где должен будет работать специалист, само собой, функциональные обязанности. Немаловажен психологический тип коллектива и вышестоящего начальника. Также не плохо выяснить какими профессиональными качествами обладал предыдущий сотрудник и о каким причинам ушел/был уволен. .
Нюансы собеседования
Не бывает стандартной схемы для отбора кандидатов. Есть, конечно, базовые темы: образование, опыт, стаж, вопросы зарплаты, причины ухода с предыдущего места работы, интересы и увлечения, но редактора важно спросить о профессиональных деталях:

1. Насколько вы знакомы с тематикой издания, учитывая предыдущий опыт. Выясните у кандидата, стоял ли перед ним план (по объемам работы, по срокам выполнения).
Также , насколько, по Вашему мнению ,проект в котором Вы работали, перспективен, имеют ли они будущее.
Из ответов будет сразу понятно, какое количество факторов человек способен удержать в фокусе внимания и насколько целостно его представление о рынке.
2. Функциональные обязанности: что вы выполняли сами, что делегировали другим.

3. Есть ли у Вас база авторов? Работали ли вы со звездами?
4. Какими программными пакетами Вы владеете? QuarkXPress, особенно InDeisign .
5. Какими профессиональными критериями ( для главных редакторов) Вы пользуетесь для отбора сотрудников компании, таких как дизайнер, репортер, арт-директор и так далее.

Также хорошего специалиста можно распознать по тому, насколько он в курсе современных тенденций, событий, происходящих в его профессиональной сфере, с кем их этого профессионального мира знаком, читает ли он специализированную литературу.

Лучшая стратегия заранее подготовиться к «каверзным» аспектам интервью — быть открытыми к любой возможности и всегда оставаться самими собой.

Подведем итоги
Найти работу в СМИ сейчас достаточно легко, рынок растет и развивается, но HR специалисты утверждают, что закрыть подобные вакансии дело не из легких.
Если вы не нашли вакансию в печатных изданиях по трудоустройству, воспользуйтесь интернет-услугами. Практически у любого издания существует сайт, где есть раздел «Вакансии», а также сайты, посвященные рынку труда, где есть профильный раздел.

Однако при выборе профессии редактора не рассчитывайте только на удачу, имея за плечами успешный опыт редактирования 2—3 статей и/или написания школьных сочинений. Получите профильное образование, запаситесь достаточным багажом теоретических знаний — и нарабатывайте многолетний опыт.

Остроумова Татьяна, Консультант по подбору персонала
Екатерина Арефьева, маркетолог

Источник: mediajobs.ru