Назад к списку Аналитика

В кризис к сокращению надо быть готовым всегда

Наталья Селезнева, генеральный директор портала MediaJOBS.RU и экспертного рекрутингового медиаагентства «Штаты.RU»: «В кризис к сокращению надо быть морально готовым всегда, но новые рабочие места медиарынок предоставит немногим».

В годы бурного роста рекламных доходов и интенсивных инвестиций во всех сферах медиабизнеса не самые квалифицированные специалисты имели возможность получить работу с хорошим доходом. После года кризиса мы наблюдаем совсем другую картину: даже высококлассные профессионалы далеко не всегда в состоянии найти новую работу.

С осени 2008 года целые категории сотрудников (генеральные, исполнительные, коммерческие директора, директора по  маркетингу, директора по развитию), которые ранее диктовали свои условия, переходя из компании в компанию, такую возможность потеряли.

Большинство из тех, кто по разным причинам не сохранил свои рабочие места, в 2009 году были вынуждены значительно снизить зарплатные требования (до 30%). Высококвалифицированным топ-менеджерам, не снизившим свои зарплатные ожидания (а к осени 2009-го таких остались единицы) на поиск работы потребовалось до двенадцати месяцев. Такую ситуацию невозможно было представить в докризисные времена, когда менеджеры такого класса получали по несколько предложений в год.

Что стало с зарплатами

В связи с закрытием большинства дотируемых проектов и крайне малым числом стратапов исчезла и другая характерная особенность медиа- и рекламного рынка труда «эпохи бурного роста доходов» - эскалация зарплат. Именно многочисленные инвестиционные медиапроекты порождали безудержную гонку предложений, сопровождающуюся перекупкой у прямых конкурентов специалистов  менеджеров и специалистов с узким нишевым опытом.

Сокращение заработных плат не было однородным по рынку. Для каких-то категорий специалистов, например, PR-менеджеров, к лету 2009 года зарплаты упали до 50%. В других случаях сокращения не сказались на окладах, но отразились на премиальной части (так развивалась ситуация как в крупных столичных медиахолдингах, так и в небольших региональных компаниях).

В целом по рынку  в 2009 году зарплаты сократились как минимум на 20%, что сравнимо с их состоянием в 2007 году. Это демонстрирует Таблица 1. Для рынка издательских домов Москвы минимальные предложения по зарплатам выглядели следующим образом.

Таблица 1.

Таблица 1. Минимальные зарплаты сотрудников ИД Москвы, лето 2009 г. *

Должность

З/п (руб./Gross)

Директор по развитию

60 000

Коммерческий директор

60 000

Издатель

40 000

Директор по маркетингу

40 000

Руководитель редакции электронных СМИ

35 000

Главный редактор

35 000

Арт-директор

29 500

Шеф-редактор

24 600

Редактор раздела, рубрики

20 000

Обозреватель

21 000

Корреспондент / Репортер

20 000

Дизайнер

20 000

Руководитель IT отдела

 20 000 (фриланс,)

Редактор

12 500

Источники: «ШТАТЫ.RU», портал MediaJOBS.RU 

 

Вакансии 2009-го

Помимо сокращения зарплат, практически все медиакомпании уменьшали издержки также за счет сокращения штата и перераспределения обязанностей среди оставшихся сотрудников. Новых рабочих мест почти не появлялось.

При общем сокращении числа вакансий за год в медиаотрасли до 70% можно выделить и «сезонные» особенности рынка труда. После массовых увольнений зимы 2008-2009 рынок труда замер в ожидании хоть какой-то определенности в поведении рекламодателей. Оживление в предложениях работы возникло летом и осенью этого года. Очень немного за счет новых проектов нового сезона, в большинстве появившиеся  вакансии были связаны с ротацией персонала, а не с открытием новых ставок.  

В 2009 году рынок печатных СМИ сократил расходы на «человеческие ресурсы» больше, чем сегменты ТВ, радио и Интернета, однако осенью ведущие издательские дома Москвы имели достаточно широкий для кризисного времени спектр вакансий.

Среди предложений, которые анонсировались открыто крупнейшими издательскими домами, были: PR-менеджер группы журналов и бренд-менеджер, дизайнер, редактор сайта фэшн-тематики, руководитель интернет-проектов, редактор сервисных полос, эксперт-аналитик производственного отдела, главный редактор журнала, специальный корреспондент отдела политики, специальный корреспондент международного отдела.

По-прежнему много на рынке вакансий менеджеров по продаже рекламы. Возобновились после весенних сокращений вакансии специалистов финансовой сферы: финансовый менеджер, бухгалтер, внутренний аудитор. (Перечисленные вакансии были открыты в холдингах HFS&ИМГ, Independent Media, Burda, Bauer Media, GameLand, Media3.)

Активными поставщиками вакансий в 2009 году были интернет-проекты. Дефицит опытных специалистов и менеджеров web-проектов здесь выше, чем в офф-лайновых изданиях, соответственно, таковые требовались и продолжают быть востребованными, но с учетом уменьшения уровня предлагаемых заработных плат.

В ТВ и на радио осенью 2009 года также были заметны тенденции к расширению спектра вакансий по сравнению с весенней стагнацией рынка.

ТАБЛИЦА 2.

Таблица 2. Наиболее часто публикуемые вакансии ТВ и радиокомпаний Москвы, осень 2009 

 

ТОП-10

вакансий ТВ и радиокомпаний

01.10-15.11.2009

для Москвы

на MediaJOBS.RU  и HH .ru

 

Кол-во

вакансий за указанный период

З/п (руб./Gross)

1

Менеджер по продажам рекламы, эфирного времени

20

20 000 – 60 000

2

IT-специалисты

6

40 000 – 80 000

3

Редактор эфира

6

30 000 – 60 000

4

Промо продюсер, дизайнер

6

от 50 000

5

Менеджер по развитию бизнеса/сети

5

50 000 – 75 000

6

Директор по продажам

4

от 100 000

7

Инженеры, технические специалисты

4

30 000 – 60 000

7

Режиссер монтажа

4

30 000 – 45 000

8

Ведущий эфира

4

20 000 – 35 000

9

Директор по маркетингу

2

70 000 – 120 000

10

Media Planner

2

30 000 – 70 000

Источники: «ШТАТЫ.RU», портал MediaJOBS.RU

Сейчас, в декабре, у компаний назревает необходимость в специалистах, готовых решать назревшие по итогам года проблемы. В нашем агентстве  усилился поток звонков работодателей, ищущих ключевых игроков для  выработки и реализации (и всегда - «два в одном») новых стратегий развития на 2010-й год (директор по маркетингу, главный редактор, коммерческий директор, продюсер). Но о существенном росте вакансий говорить, конечно, не приходится. Даже если компании объявляют, что они не планируют далее сокращать сотрудников, реальное число рабочих мест в медиапроектах продолжает уменьшаться за счет не продленных контрактов внештатников.

Как ищут работу в кризис

В силу падения рынка вакансий в целом, а также в большинстве случаев замороженных бюджетов компаний на подбор персонала,  у рекрутинговых агентств были лишь единичные шансы помочь соискателям в поиске работы.

К январю 2009 года база агентства «Штаты.RU» и портала MediaJOBS.RU насчитывала 40 000 резюме профильных специалистов и менеджеров медиа и рекламы. В течение года число обратившихся в агентство за помощью в сотни раз превышало количество реальных вакансий, по которым компании искали кадровые решения через агентство. Единственное, что можно было сделать для людей в этой ситуации – кардинально расширить возможности прямых контактов соискателей и работодателей.

Мы предложили всем, кто ищет работу, перенести свои резюме в on-line банк, на специализированный ресурс для медийного и рекламного рынка труда – MediaJOBS.RU, чтобы каждый имел максимум вариантов для поиска работы в самых разных ситуациях, будь то срочный и открытый поиск работы, или, при наличии работы, осторожная заинтересованность в получении альтернативных предложений конфиденциально.

Любой соискатель может бесплатно разместить свое резюме, определив разные уровня доступа  к информации:

1. Размещение резюме в открытой базе для прямого доступа компаний-работодателей. В этой категории соискатели размещают резюме с открытыми контактными данными, но есть возможность опубликовать и «конфиденциальное резюме» с закрытыми именем и названием компаний, в которых работал.

2. Если разместить резюме в закрытом банке, оно не будет видно на портале, но вы можете быстро направить его на вакансии, которые вас интересуют, а также получать предложения от консультантов рекрутингового агентства «Штаты.RU» по вакансиям, которые поступают только в агентство по специальным заказам компаний.

3. Редкий шанс для «брендовых» топ-профессионалов, которые в принципе не могут разместить свое резюме без опасения быть «опознанными» в силу уникального набора своих должностей и проектов, - рубрика MediaJOBS.RU «Топ-профессионалы. Конфиденциально». Здесь публикуются анонсы топ-менеджеров, руководителей проектов, состоявшихся специалистов в зарплатной категории от 100 000 рублей, с опытом работы не менее пяти лет в крупных компаниях наших профильных рынков - медиа, production, рекламы, дизайна, PR, маркетинга, исследований, broаdband, IT, тeлекоммуникаций. Краткий анонс гарантирует защиту информации, а в случае заинтересованности компаний переговоры ведутся через персонального агента.

Одновременно мы стали активно привлекать к этой площадке прямых работодателей, и сейчас это уже более 2500 компаний издательского рынка, Интернет/мультимедиа, телевидения, радио, кабельного, спутникового ТВ, телекома, IT, Production, креативных, рекламных и PR- агентств, маркетинговых и исследовательских компаний.

Понятно, что затраты компаний на поиск персонала через портал несущественны в сравнении со стоимостью затрат на подбор специалиста через агентство, и потому, разместив свое резюме в on-line, можно значительно быстрее найти работу.

При этом деятельность агентства никогда не будет полностью заменена on-line рекрутингом, так как эксклюзивные профессионалы по-прежнему предпочитают конфиденциальные переговоры и держат свои резюме в  закрытых базах.

И снова - дефицит специалистов

Несмотря на все проведенные сокращения и зашкаливающие потоки резюме соискателей на любую объявленную вакансию, сегодня редкий руководитель медиакомпании или проекта не продолжает утверждать, что ему не хватает квалифицированных специалистов. Вот, например, что пишут на форуме пользователи MediaJOBS.RU:

«…В своей дирекции сократил больше трети персонала (5 человек), но не из-за кризиса, а из-за качества работы. Причина - низкий уровень квалификации, нежелание работать. Частично набрал новых, более креативных, не ленивых, знающих английский язык (есть такая необходимость) и лояльных».

На отраслевой конференции «Кадры для электронных медиа 2009», организованной порталом MedaJOBS.RU совместно с Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей в конце ноября, ведущие менеджеры телерадиокомпаний снова говорили о нехватке квалифицированных кадров: продюсеров, режиссеров, креативных директоров, специалистов в области телевизионного дизайна, бренд-менеджеров; о дефиците технических специалистов для цифровых технологий вещания, журналистов для мультимедийных проектов.

Первый год кризиса был крайне тяжелым в силу отсутствия опыта действий в таких ситуациях у всех участников рынка труда. Но сейчас уже можно говорить о том, что в своей массе соискатели и работодатели адаптировались к кризису и психологически, и административно.

Непонятные год назад правила игры на рынке труда сегодня определились: к сокращению надо быть морально готовым всегда, новые рабочие места медиарынок предоставит немногим, при этом потребует сочетания системных знаний, профессиональных технологий, профильного опыта, творческого подхода, высокой заинтересованности в достижении результата и не менее высокой лояльности к своему работодателю. Не так уж и ново, но, благодаря кризису, «уже работает».