Назад к списку Аналитика

В пассивном поиске: зачем обновлять резюме тому, кто не ищет работу?

Можно ли найти новую работу, если ее не искать? Участники рынка труда рассказали Mediajobs.ru, как резюме, размещенное в базе данных, способно повлиять на карьеру. 

Не только соискатели охотятся за интересными вакансиями, но и рекрутеры заинтересованы в том, чтобы найти квалифицированного сотрудника. Для этого они пользуются различными инструментами и ресурсами.

База резюме

Для работодателя пассивный поиск — это когда размещаешь вакансию и ждешь откликов. Желающих может быть много, но необязательно среди них найдется тот, кто идеально подходит. Тогда приходится использовать активный поиск: запрашивать рекомендации у коллег и знакомых, мониторить профессиональные сообщества и, конечно, обращаться к базам резюме.

— В январе 2017 года мое резюме было не закрыто, но не обновлялось больше года, — вспоминает Мария Елисеева, руководитель SMM отдела AGM Group. — Тем не менее мне поступил звонок от AGM Group с предложением прийти на собеседование на должность руководителя отдела SMM. Я работу не искала и не собиралась. Про резюме, если честно, просто забыла. Но из любопытства сходила на собеседование. Уже два с половиной года работаю в AGM в должности руководителя и не жалею ни капли, что согласилась и на собеседование, и на оффер.

Со стороны работодателя Марии ситуация выглядела так:

— В 2016 году мы приняли решение запустить направление SMM. Нашли несколько клиентов и двух человек в штат, — рассказывает генеральный директор AGM Group Евгений Волошин. — Пока отдел существовал в таком формате, я работал в роли руководителя и в процессе понял, кто мне нужен на эту позицию. Критериев было несколько: во-первых, самостоятельность, автономность в работе; во-вторых, умение организовать разнопрофильную команду, в которую входили менеджер проекта, копирайтер, таргетолог, дизайнер и модератор. Сейчас второй пункт выглядит очевидным, но тогда почти все, приходящие на собеседование, утверждали, что надо брать универсалов и замыкать на них несколько проектов. Искали по знакомым, по сайтам подбора персонала и не могли найти. В какой-то момент я нашел старое резюме Маши и пригласил ее на собеседование. Она описала как раз такую модель, как я и предполагал, плюс имела опыт работы по ней. Так мы нашли в штат сильного руководителя, с видением развития, как у нас. Нам ничего не оставалось, как «схантить» ее. Это было правильное решение, о котором не жалеет ни одна из сторон.

Скрытые вакансии

Рекрутеры говорят, что на рынке труда гораздо больше вакансий, чем кажется: не все они публикуются в открытом доступе. К примеру, без лишнего шума обычно подбирают руководителей.

— В нашем агентстве работает несколько сотрудников (в основном, на топовых позициях), которые не успели разместить резюме, а мы уже сделали им предложение о работе, — говорит Виолетта Серокурова, директор по персоналу агентства Poster One. — Это требует от рекрутера отличного знания рынка и «расстановки сил», а также тесных коммуникаций с ключевыми людьми из индустрии. Вы должны четко понимать, в какой момент конкретный человек готов к поиску нового места работы и, что еще важнее, сможете ли вы сделать конкурентоспособное предложение, основанное на индивидуальных запросах специалиста.

Работодатель может скрывать от конкурентов, что ищет сотрудника. Кроме того, в числе «скрытых» могут быть вакансии, требующие специфического набора навыков и рассчитанные на уникальных профессионалов.

— Рекрутеру гораздо проще и эффективнее искать резюме по базам данных, а уже затем разбирать отклики на размещенные вакансии, — отмечает Виолетта Серокурова. — В наш технологический век поисковые машины настолько грамотно адаптированы под индивидуальные запросы работодателя, что есть возможность сопоставить интересующие резюме с пометками «отклики». И это будет идеальным уловом: вы заинтересованы в конкретном соискателе, а он — в вас! Как правило, такие истории приводят к выходу кандидата на работу. Мы в своей работе стараемся придерживаться именно такого подхода, потому как просмотр исключительно одних откликов не дает желаемого результата. Особенно, когда соискатели проводят «ковровую бомбардировку» откликами на все вакансии.

Честность и открытость

Поиск новой работы не единственная причина обновить резюме. Некоторые кандидаты делают это из спортивного интереса: чтобы посмотреть, насколько они востребованы и что им может предложить рынок. Кроме того, процесс обновления резюме помогает взглянуть со стороны на свой опыт и проделанную работу, оценить свои достижения и слабые места, подумать о векторе дальнейшего развития. Правда, работодатели не всегда положительно относятся к таким экспериментам. Наталия Ковалева работала корреспондентом в одной из газет. После того, как она обновила резюме, ей позвонили из отдела кадров.

— Меня пригласили на встречу с моим руководителем и специалистом из отдела кадров, — рассказывает Наталия Ковалева. — Спрашивали, почему я решила уходить, что меня не устраивает. Подумав, я ответила, что довольно долго занимаюсь одним и тем же, а мне хочется развиваться, расти. На следующий день после этого мне пообещали отдать новый раздел в газете, а ещё через пару дней передумали и посоветовали, не откладывая, написать заявление об уходе.

Порывшись в настройках, можно скрыть опубликованное резюме от своего работодателя, но в этом случае некоторых кандидатов начинает волновать вопрос этичности подобных действий. Здесь каждый принимает решение сам.

— Я за честность и открытость, — говорит Мария Елисеева. — Очень расстраивает, когда сотрудники обновляют резюме и ищут работу, но при этом не готовы обсуждать их сложности в компании и причины. Единственное, иногда хочется понять свою стоимость на рынке и уровень компетенций извне. Здесь, конечно, сходить на собеседование бывает полезным (и не всегда ты уходишь с текущей работы или собираешься это сделать). Безумно рада, что текущая команда всегда открыта и обсуждает со мной вопросы о смене работы или просто похода на собеседование. Так мы разбираем сложности и ищем пути решения.

— Если бы мы жили в условиях экономической стабильности, то можно было бы рассуждать про неэтичность размещения резюме в процессе работы у текущего работодателя, — считает Виолетта Серокурова. — Но, поскольку наши «подушки безопасности» уже неоднократно сгорали, то это оправданное желание: сначала найти работу, потом договариваться об увольнении. Вопрос только в том, какова позиция работодателя на этот счет. С одной стороны, можно поговорить с руководством, обозначить свои опасения и получить (или не получить) желаемое повышение заработной платы или изменение условий труда. С другой, «пассивный» поиск может привести к реальному конфликту и невозможности продолжать сотрудничество. Для работодателя такая ситуация может стать критичной в тот момент, когда он получит уведомление за две недели об увольнении с невозможностью удержать человека. Еще раз повторюсь, что все зависит как от работодателя, так и от сотрудника.

Для соискателя пассивный поиск — разместить резюме и ждать инициативы от рекрутеров. Это вряд ли будет эффективно в ситуации, когда работа нужна срочно, — в этом случае придётся взять инициативу на себя. Зато в качестве индикатора собственной востребованности и источника новых возможностей резюме в базе может сработать.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
26 декабря 2019
Подробнее
Москва
от 100 000 до 150 000 руб.
Подробнее
54 минуты назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
4 часа назад
Посмотреть все вакансии