Назад к списку Аналитика

Яков Лондон: «У нас очень мало людей, которые умеют делать контент»

Яков Лондон, вице-президент ТК "НТН" (Новосибирск), член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей – знаковая фигура в российском медиабизнесе. Именно он, человек, знающий мир телевидения изнутри, стал очередным героем блиц-интервью портала MediaJOBS.RU, посвященного теме мирового финансового кризиса и его влияния на медиаиндустрию.

Яков Рувимович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке медиа? Насколько кризис уже повлиял на индустрию, в частности, на ее кадровую составляющую, и каковы Ваши прогнозы?
Уже сейчас наблюдается падение рекламного рынка, соответственно, падение доходов телекомпаний. Естественно, телекомпании будут сокращать свои расходы, что уже, собственно говоря, происходит: тот же ВГТРК жестко сокращает людей в своих филиалах. Если говорить о будущем, то очевидно, что уменьшатся объемы собственного вещания, начнутся повторы, то есть, экономия контента. Вообще, телевидение – это функция денег. А стало быть, меньше денег – меньше телевидения. Меньше сериалов будет заказываться, меньше программного продукта, заработная плата журналистов перестанет расти. Будет достаточно тяжелый период. Я могу судить по Новосибирску, где уже на следующий год прогнозируется падение рынка. ГТРК Новосибирск, насколько мне известно, уже сокращает людей в рамках общей ВГТРК. Многие проекты телевизионные заморожены. Некоторые каналы, которые живут за счет бюджетных денег, тоже приостанавливают работу.
 

И тем не менее, несмотря на непростые времена, телевидение продолжает работать. Какие специальности на сегодняшний день можно считать «дефицитными» на ТВ?
Вы знаете, телевидение вообще очень специфичная отрасль. Если вы хотите стать строителем –заканчиваете строительный институт, хотите стать военным - идете в военное училище, если вы хотите стать доктором - в медицинский институт. А вот в какой институт надо пойти, чтобы работать на телевидении? На телевидении очень много дефицитных профессий. Беда в том, что у нас очень много врачей, а хороших врачей мало. У нас очень много журналистов, но хороших журналистов мало, потому что они мало получают. Те, кто поспособнее, они, наверное, ушли в бизнес и занимаются другими вещами, пиаром или рекламой, а не работают в журналистике. Кроме того, на телевидении всегда не хватает менеджеров, продюсеров, хороших технарей. Конечно, сейчас в связи с кризисом востребованность несколько упадет. Но, в принципе, понятно, что цифровизация приведет к взрыву телевизионных технологий. Сейчас , на самом деле, нет технологической проблемы - построить сто или тысячу каналов. Есть проблема – создать контент. Я считаю, что у нас очень мало людей, которые умеют его делать. Обратите внимание – одни и те же люди ходят по каналам, занимают одни и те же должности... У нас очень мало людей, которые могут управлять медийным бизнесом. Телевизионным бизнесом невозможно управлять, не управляя контентом. Точно так же сложно управлять творческим коллективом. Ведь обычно менеджер – это человек, который мыслит рационально: прибыль, баланс, и так далее. А что такое творческий процесс? Это талантливые люди, которые мыслят нестандартно. Так вот, у менеджера телевизионного проекта одно полушарие мозга работает как у нормального человека, а другое – как у творческого. Таких людей по определению мало.
 

Как, на Ваш взгляд, кризис повлияет на качественный и количественный состав контента?
Контент будет более дешевый, как я уже говорил, будет много повторов. Но кризисная ситуация породит больше информационно-аналитических проектов. Я думаю, что, скорее всего, на каком-то уровне начнут немножко ослаблять гайки, ведь СМИ являются коммуникатором – пусть плохим, пусть кривым – между народом и властью, это средство пропаганды. Официальным чиновникам нужна информация с мест событий, иначе они не могут эффективно реагировать , и в обратную сторону не могут ничего донести. А технология СМИ - поскольку она становится все более интерактивной, больше прямого эфира, то манипулировать ею уже сложнее. Поэтому все равно, рано или поздно будут востребованы те средства массовой информации, которые дают объективную информацию.
 

Значит, можно говорить о позитивном влиянии кризиса на СМИ в целом?
Кризис – это всегда начало чего-то, он может повлиять как позитивно, так и отрицательно, в зависимости от решений. Во-первых, с учетом того, что у нас начался кризис на фондовом рынке, стоимость компаний падает, это может привести к переделу собственности. С другой стороны, кризис приведет к тому, что многие госучреждения начнут избавляться от непрофильных активов. СМИ для них были обузой, нагрузкой, естественно, когда им будет не хватать денег на выплаты бюджетникам, им будет не до поддержания СМИ. Поэтому средства массовой информации, которые работали не по рыночным механизмам, получат возможность приобрести более эффективного собственника. Все будет зависеть от того, какие решения будут приняты на уровне правительства и государства.
 

Какими Вы видите действия правительства в данной ситуации?
Во время кризиса 98-го года правительство внесло одну маленькую поправку, защищающую российского производителя, разрешая списывать на затраты не 2,5% рекламных средств, а 5. Таким образом, увеличился объем рекламного рынка, и, поскольку западные рекламодатели ушли, появились отечественные, что помогло стать нашим производителям более конкурентноспособными.
Я считаю, что сегодня нужно принять три меры, которые могут помочь отрасли. Первое. На время кризиса вернуть норму – не 15, а 20% рекламы, как это было раньше. Второе – опять разрешить списывать на затраты не 5%, а 7,5. Это защитит мелкий бизнес, производителя, того, который сегодня не может до телевизионной рекламы дотянуться, поможет встать на ноги. И третье. На время кризиса, чтобы избежать технологического отставания, необходимо освободить телекомпании от таможенной пошлины на экспортируемую телевизионную технику. Если Госдума примет такие меры, то это поможет не только телевизионной отрасли смягчить потери от кризиса и безработицу, но и другим производителям.

Беседовала Мария Семенова, MediaJOBS.RU