Назад к списку Профессия и карьера

Александр Иллерицкий, Business FM: «На радио будут хорошие маркетологи, инженеры, умеющие быстро реализовать тот или иной сервис, конечно же – IT-специалисты»

Александр Иллерицкий. На радио - с 1992 г. Работал на радиостанции «Эхо Москвы» ведущим эфира и музыкальным редактором. С октября 2006 года – программный директор радиостанции Business FM. Участвовал в разработке сетки вещания, оформлении эфира, создании тематических программ, подборе ведущих авторских рубрик. Интервью с А.Иллерицким MediaJOBS.RU продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».

Александр, поскольку сейчас мы исследуем перспективные профессии Digital медиа, интересно получить Ваше видение – что цифровые технологии уже изменили  или изменят в ближайшем будущем в работе радиостанции? 

Для начала – радио уже много лет как полностью перешло на «цифру», что открыло огромные возможности перед вещателями – от повышения оперативности выхода информации до обмена контентом с партнерами.
Появилось интернет-вещание, которое сегодня развивается не только по пути ретрансляции эфирного потока, но и как самостоятельный продукт, в котором можно реализовать то, что не всегда мы делаем в эфире.
«Цифра» дала еще одно преимущество: благодаря хорошим каналам связи теперь мы можем вести прямой эфир в хорошем качестве с места событий. Появились мобильные студии, есть возможность делать интервью с различных мероприятий.
Интерактив также поменял свою суть. Теперь мы не только обращаемся к смс, но и привлекаем наших друзей из социальных сетей, делимся анонсами и главными новостями в Твиттере, и так далее.
И, наконец, последний тренд, который в Россию еще толком не пришел: постепенное превращение радио в микро-телевидение. Уже есть доступные системы управления камерами для радио, которые работают по специально разработанным алгоритмам. А значит – появляется возможность «подхватить» владельцев коммуникаторов, планшетов и современных интеллектуальных телевизоров с доступом в интернет, предоставив им возможность наблюдать за происходящим в студии.

Какие профессии в медиа, и на радио в частности,  Вы считаете самыми перспективными  в связи с развитием цифровых технологий в ближайшие 5 лет?

Когда-то очень давно, когда я только пришел на радио и был уверен в том, что это такая творческая работа, меня научили воспринимать медиасреду совершенно по-другому. Радио, говорили мне, это ремесло. Тяжелое, ежедневное, кропотливое ремесло. Все равно, как делать ботинки. С этим подходом я согласен на сто процентов.
Поэтому, если мы говорим о специалистах, прежде всего, это технологи, люди, способные вырабатывать и реализовывать четкие алгоритмы работы радио.
Из профессий – нужны будут хорошие маркетологи, инженеры, умеющие быстро реализовать тот или иной сервис, конечно же – IT-специалисты. Что касается творческих профессий, мне кажется, радио со временем будет все дальше уходить от классической журналистики в сторону колоритной и харизматичной экспертной оценки. Собственно, и сегодня интереснее слушать не обзоры, а мнения.

Профессия программного директора на информационном радио - как она меняется в цифровой среде?

Эти изменения настолько не быстрые, что хочется ответить одним словом – никак. Тем более, у нас на Business FM есть четкое разделение функций: как программный директор я занимаюсь вопросами программного наполнения эфира, взаимодействием с коммерческой службой, соблюдением формата вещания.
Но там, где программный директор является первым лицом на станции, безусловно, изменения должны быть заметны. Тут уже понадобится умение грамотно имплементировать в эфир новые каналы коммуникации со слушателем. Нужно научиться дружить с интернетом, а не воспринимать новую среду, как вражеского лазутчика. Сеть поможет изучить предпочтения аудитории, донести до нее значимый контент (и, кстати, дать ему вторую жизнь), организовать общение слушателей в социальных сетях и т.д. Даже старый добрый Skype сегодня многие используют для организации удаленных студий, хотя есть решения и получше.

Расскажите о повседневной работе редакции Business FM. И о причинах  успеха Вашей радиостанции.

Радио Business FM появилось в чрезвычайно удачный момент. Строго говоря, мы стали первой по-настоящему информационной радиостанцией. До нас были только закрытые несколькими годами ранее «Новости OnLine» и городское Сити FM. Формат делового радио очевидно просился, но для создания радиостанции двух слов явно было мало. Примерно за полгода до запуска мы начали работать над пилотами. Там много всего было: информационные выпуски, интервью, рубрики какие-то. Занятно, но вполне стандартно. И в итоге мы отказались почти от всего, выбрав тот путь, по которому мы идем и сегодня: жестко структурированное информационное радио, направленное на деловую аудиторию. Единственное изменение последних недель – наш отказ от постоянного информирования о событиях на торговых площадках. Главный редактор Илья Копелевич принял это решение, свежим взглядом посмотрев на индексы. Оказалось, что с 2006-го года не изменилось ровным счетом ничего. Так что теперь для нас биржевая тематика находится в том же ряду, что и все прочие новости. Важно – даем немедленно.
В целом же, редакционная жизнь – это ежедневные летучки, которые проводит Илья, определяя ключевые темы, и поток быстрых новостей, которые мы стараемся донести до слушателя максимально оперативно. Моя же роль на радиостанции – развлекательная линейка программ и так называемый «горох» - короткие занимательные истории обо всем, что окружает нас и нашего слушателя.

Каким бэкграундом должен обладать профессионал, чтобы стать частью Business FM?

Вообще, мы стараемся работать с умными людьми. С ними как-то интереснее получается и живее. Для обозревателя главное качество  - умение коротко и грамотно рассказать о случившемся. Непредвзятость и взвешенность - наш конек. Наше дело – донести информацию, а выводы слушатель сделает сам. За все годы существования радиостанции мы ни разу не сбились с этого пути. Во многом это как раз заслуга главного редактора Ильи Копелевича.

Как часто вы набираете новых сотрудников, кто востребован в первую очередь,  и как лично Вы тестируете претендентов? 

Коллектив, разумеется, постоянно обновляется. В информационной службе новые голоса появляются чаще, у меня – в коллективе авторов - это происходит реже. Вообще, наших экспертов мы ценим на вес золота. За все годы у меня сменилось человек 5-6, не больше. Просто от каких-то программ отказались, что-то ввели новое. Тестов для претендентов немного. Во-первых, смотрю, что за человек, откуда, как к нам пришел. Легко возьму с улицы, но по-настоящему талантливого и харизматичного. Нужно, чтобы слушатель верил нашему автору, а этого эффекта добиться, увы, непросто.
К журналистам отношение сложное – есть такие, что даже не делают факт-чекинг. Впрочем, оно и понятно: тематически эфир разнообразен, а быть специалистом во всех областях невозможно. Отсюда – опасность фактических ошибок. Я стараюсь искать настоящих экспертов, к которым прислушиваются. Но при этом я обязан учитывать еще один фактор: наш слушатель сам расскажет иной раз больше, чем любой журналист.

Кого из Ваших коллег Вы считаете  образцами профессионализма?

Номер один в информационной журналистике – конечно, Алексей Венедиктов. Поразительный, разносторонний, фантастически энергичный, очень непростой в общении, временами деспотичный, но безумно профессиональный. И спасибо ему огромное за те советы, которые он мне когда-то дал. И, конечно, мой главный учитель на радио – Сергей Корзун. Если же говорить об эфирных «звездах» сегодняшнего дня, я бы выделил Юрия Пронько и Дмитрия Дризе (BusinessFM), Андрея Норкина (КоммерсантЪ FM), Анатолия Кузичева (Маяк, Вести FM), Вахтанга Махарадзе и Павла Картаева («Наше Радио»).