Назад к списку Профессия и карьера

Александр Лавров, ведущий «Радио 7 на семи холмах»: «Любая открытая вакансия на радио - это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции»

Александр Лавров - лауреат национальной премии «Радиомания 2015» в номинации «За профессионализм и эфирное мастерство». Учился в Нижегородском Государственном Лингвистическом Университете им. Лобачевского на переводческом факультете. Начал карьеру в 1998 году, на радиостанции «Феликс» (г. Дзержинск Нижегородской области). Сотрудничал с «Авторадио» и «Радио Алла», рядом телеканалов и журналов. Профессиональный диктор, фотограф и журналист. Сегодня является официальным голосом и ведущим "Радио 7 на семи холмах".

Александр, портал Mediajobs.ru собирает истории работы и успешной карьеры в медиа. Расскажите, как вы выбирали карьеру радиоведущего? Помогло ли вам полученное образование?

Помните старое советское телевидение? Практически сверхлюди, безупречные, идеальные, каждый вечер они говорили «Здравствуйте, товарищи! В эфире - последние известия!» Мои родители утверждают, что когда мне было два года, на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я неизменно отвечал «Диктором центрального телевидения». Так что выбор я сделал довольно рано.

Если же говорить серьёзно, то в радио я влюбился где-то в середине девяностых. Тогда я мог узнать голос любого радиоведущего, записывал по ночам их выходы в эфире на аудиокассеты, - где-то они у меня даже сохранились. На втором курсе Университета случайно оказался в гостях у друзей на студии маленькой местной радиостанции - да так и остался. Скоро буду отмечать свои двадцать лет у микрофона. 

Изучение же иностранных языков - идеальный вариант для тех, кто планирует работать со словом. Уметь читать слова про себя, понимать слова, писать слова и, наконец, читать слова вслух - этому можно и нужно учиться. Говорят, лучшие преподаватели танго говорят на нескольких языках - и это не совпадение: просто они умеют вовремя подобрать нужное и точное слово. Широкий кругозор, богатая эмоциональная палитра, знание иностранных языков - это тоже важно. Но сначала, как известно, было слово. Невозможно научить человека тому, как работает радио, если человек не чувствует слово. 

Не секрет, что на вакансии в телевидении и радио, особенно в эфире, острейшая конкуренция. Какие качества для радиоведущего являются ключевыми?

Пятнадцать лет назад, когда я ещё работал в Нижнем Новгороде, один мудрый человек сказал мне то, что на долгие годы стало своеобразным вектором, дорожным указателем в пути: «Хочешь добиться успеха - стань незаменимым. Не хочешь - уходи из этой профессии». На мой взгляд, любая открытая вакансия на радио - это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции. Не лучшего, а единственного. Успешен тот, кто уникален. Сегодня в команде, которая создаёт «Радио 7 на семи холмах», нет тех, кто «лучше» или «хуже». Есть люди, которые обладают особенными знаниями, качествами и опытом, и это делает их незаменимыми. 

Кроме того, современное радио требует от каждого из нас универсальности. Может быть, когда-то давным-давно, когда я был маленьким, была такая профессия, которая называлась «Диктор центрального телевидения» - сейчас всё гораздо шире. Радиоведущий обязан не только уметь работать в эфире в соответствии с форматом радиостанции и программной политикой – он должен уметь делать всё. Обладать изрядными навыками работы с социальными сетями, обработать фотографию и свести видео, уметь увлекательно писать о средиземноморской кухне, знать, чем отличаются последний и предпоследний айфоны, чувствовать себя одинаково комфортно как на сцене «Крокуса» в роли ведущего, так и в кадре телевизионной программы. В идеале было бы ещё здорово уметь управлять одномоторными самолётами и дрессировать крокодилов – но я пока над этим работаю.

В этом году вы получили премию «Радиомании» за профессионализм и эфирное мастерство. Это было ожидаемо для вас? Как вы считаете, что именно вкладывается в слово «профессионализм», когда речь идет о работе радиоведущего?

Это то, о чём мечтает каждый радиоведущий. Отраслевой «Оскар», тем более в такой «индивидуальной» номинации, как «ведущий музыкальной программы» - это почётно. Однако и здесь подразумевается не один человек, а команда. Музыкальные редакторы, координаторы и менеджеры - сегодня над музыкальной программой «Отличная семёрка», которая была выдвинута на «Радиоманию», ежедневно работает шесть человек во главе с программным директором «Радио 7 на семи холмах» Юрием Фёдоровым. Так что для меня профессионализм - это, в первую очередь, осознание того, что ты являешься частью команды.

А вообще, мне довольно сложно определить, что такое «профессионализм». Мне решительно не нравится слово «профессия», где-то глубоко внутри я не хочу быть «профессионалом». Если бы Илон Маск, Стив Джобс, Марк Цукерберг и многие другие были профессионалами – они бы не достигли того, чего им удалось достичь. Профессионал в моём понимании – это человек, который знает, как делать нельзя, гончар, каждый следующий горшок которого точно воспроизводит предыдущий. В этом суть профессионализма. «Мы бы хотели, чтобы, с одной стороны, вы не опускались ниже достигнутой планки, а с другой – не поднимались выше», - фраза из реальной жизни, между прочим! В этом квинтэссенция профессионализма. Профессионал никогда не выйдет за рамки допустимого, не совершит ошибки – но и не достигнет чего-то, что остальным кажется недосягаемым. Это как быть профессионалом в отношениях с любимым человеком. Или профессионально быть хорошим человеком. Быть профессиональным сыном или отцом. Мы сами решаем, чем мы занимаемся в жизни – профессией или делом своей жизни. Профессию любить странно. А дело своей жизни не любить невозможно. Иначе нет смысла им заниматься. Я люблю Радио.  

Можете назвать ваши любимые книги и фильмы о профессии и работе в медиабизнесе?

Когда был помоложе, любил смотреть автобиографический фильм Говарда Стерна «Private Parts». С возрастом всё чаще вспоминаю сборник новелл Сергея Довлатова «Компромисс». Но если говорить серьёзно, то в любой хорошей книге и в любом настоящем фильме есть то, что непременно пригодится в работе. Если человек мало читает - это слышно. Кстати, увы, сейчас я читаю, действительно, недостаточно много. И это надо срочно исправлять. 

Какие три совета успешной карьеры Вы дадите тем, кто стремится попасть в эфир? Что необходимо и что противопоказано?

Во-первых, нужно уметь быть кратким. Нужно уметь вычёркивать ненужные слова -  радиоведущие часто забывают, что этот принцип пишущих журналистов должен работать и в прямом радиоэфире. Умение быть лаконичным дорогого стоит. Если тебе не хватает семи секунд для того, чтобы в достаточной степени полно и эмоционально высказать свою мысль - может быть, тогда и браться не стоит?  Во-вторых, очень важно уметь быть эмоциональным. Эмоции – это не рот, растянутый в улыбке, и не манерность. Эмоции - это те яркие краски, которые заставляют слушателя сделать радиоприёмник чуть громче, и микрофон в студии очень чутко передаёт все оттенки эмоций. Вот, возьмите в ресторане меню и попробуйте прочитать его вслух так, чтобы по вашей интонации было понятно, что «котлета по-киевски» - это котлета по-киевски, а не жаркое по-боярски, а «чизкейк» - это чизкейк, а не клубника со сливками. Опытные радиоведущие это умеют. Наконец, нужно не бояться пробовать новое, нужно не бояться делать ошибки. Если ваш сегодняшний эфир так же хорош, как вчерашний - вы где-то чуть-чуть проиграли. Где-то не попробовали какой-то новый ход, где-то не сделали неожиданную паузу, где-то не дожали. Каждый следующий эфир должен быть чуть ярче, чуть интереснее, чем предыдущий. 

 

Беседовала Мария Кигель

 

Вакансии на радио

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Санкт-Петербург
по договоренности
Подробнее
16 ноября
Подробнее
60 000 руб.
Подробнее
15 ноября
Подробнее
Москва
от 50 000 до 120 000 руб.
Подробнее
13 ноября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
09 ноября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
09 ноября
Посмотреть все вакансии