Назад к списку Профессия и карьера

Александр Лавров, ведущий «Радио 7 на семи холмах»: «Любая открытая вакансия на радио - это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции»

Александр Лавров - лауреат национальной премии «Радиомания 2015» в номинации «За профессионализм и эфирное мастерство». Учился в Нижегородском Государственном Лингвистическом Университете им. Лобачевского на переводческом факультете. Начал карьеру в 1998 году, на радиостанции «Феликс» (г. Дзержинск Нижегородской области). Сотрудничал с «Авторадио» и «Радио Алла», рядом телеканалов и журналов. Профессиональный диктор, фотограф и журналист. Сегодня является официальным голосом и ведущим "Радио 7 на семи холмах".

Александр, портал Mediajobs.ru собирает истории работы и успешной карьеры в медиа. Расскажите, как вы выбирали карьеру радиоведущего? Помогло ли вам полученное образование?

Помните старое советское телевидение? Практически сверхлюди, безупречные, идеальные, каждый вечер они говорили «Здравствуйте, товарищи! В эфире - последние известия!» Мои родители утверждают, что когда мне было два года, на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я неизменно отвечал «Диктором центрального телевидения». Так что выбор я сделал довольно рано.

Если же говорить серьёзно, то в радио я влюбился где-то в середине девяностых. Тогда я мог узнать голос любого радиоведущего, записывал по ночам их выходы в эфире на аудиокассеты, - где-то они у меня даже сохранились. На втором курсе Университета случайно оказался в гостях у друзей на студии маленькой местной радиостанции - да так и остался. Скоро буду отмечать свои двадцать лет у микрофона. 

Изучение же иностранных языков - идеальный вариант для тех, кто планирует работать со словом. Уметь читать слова про себя, понимать слова, писать слова и, наконец, читать слова вслух - этому можно и нужно учиться. Говорят, лучшие преподаватели танго говорят на нескольких языках - и это не совпадение: просто они умеют вовремя подобрать нужное и точное слово. Широкий кругозор, богатая эмоциональная палитра, знание иностранных языков - это тоже важно. Но сначала, как известно, было слово. Невозможно научить человека тому, как работает радио, если человек не чувствует слово. 

Не секрет, что на вакансии в телевидении и радио, особенно в эфире, острейшая конкуренция. Какие качества для радиоведущего являются ключевыми?

Пятнадцать лет назад, когда я ещё работал в Нижнем Новгороде, один мудрый человек сказал мне то, что на долгие годы стало своеобразным вектором, дорожным указателем в пути: «Хочешь добиться успеха - стань незаменимым. Не хочешь - уходи из этой профессии». На мой взгляд, любая открытая вакансия на радио - это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции. Не лучшего, а единственного. Успешен тот, кто уникален. Сегодня в команде, которая создаёт «Радио 7 на семи холмах», нет тех, кто «лучше» или «хуже». Есть люди, которые обладают особенными знаниями, качествами и опытом, и это делает их незаменимыми. 

Кроме того, современное радио требует от каждого из нас универсальности. Может быть, когда-то давным-давно, когда я был маленьким, была такая профессия, которая называлась «Диктор центрального телевидения» - сейчас всё гораздо шире. Радиоведущий обязан не только уметь работать в эфире в соответствии с форматом радиостанции и программной политикой – он должен уметь делать всё. Обладать изрядными навыками работы с социальными сетями, обработать фотографию и свести видео, уметь увлекательно писать о средиземноморской кухне, знать, чем отличаются последний и предпоследний айфоны, чувствовать себя одинаково комфортно как на сцене «Крокуса» в роли ведущего, так и в кадре телевизионной программы. В идеале было бы ещё здорово уметь управлять одномоторными самолётами и дрессировать крокодилов – но я пока над этим работаю.

В этом году вы получили премию «Радиомании» за профессионализм и эфирное мастерство. Это было ожидаемо для вас? Как вы считаете, что именно вкладывается в слово «профессионализм», когда речь идет о работе радиоведущего?

Это то, о чём мечтает каждый радиоведущий. Отраслевой «Оскар», тем более в такой «индивидуальной» номинации, как «ведущий музыкальной программы» - это почётно. Однако и здесь подразумевается не один человек, а команда. Музыкальные редакторы, координаторы и менеджеры - сегодня над музыкальной программой «Отличная семёрка», которая была выдвинута на «Радиоманию», ежедневно работает шесть человек во главе с программным директором «Радио 7 на семи холмах» Юрием Фёдоровым. Так что для меня профессионализм - это, в первую очередь, осознание того, что ты являешься частью команды.

А вообще, мне довольно сложно определить, что такое «профессионализм». Мне решительно не нравится слово «профессия», где-то глубоко внутри я не хочу быть «профессионалом». Если бы Илон Маск, Стив Джобс, Марк Цукерберг и многие другие были профессионалами – они бы не достигли того, чего им удалось достичь. Профессионал в моём понимании – это человек, который знает, как делать нельзя, гончар, каждый следующий горшок которого точно воспроизводит предыдущий. В этом суть профессионализма. «Мы бы хотели, чтобы, с одной стороны, вы не опускались ниже достигнутой планки, а с другой – не поднимались выше», - фраза из реальной жизни, между прочим! В этом квинтэссенция профессионализма. Профессионал никогда не выйдет за рамки допустимого, не совершит ошибки – но и не достигнет чего-то, что остальным кажется недосягаемым. Это как быть профессионалом в отношениях с любимым человеком. Или профессионально быть хорошим человеком. Быть профессиональным сыном или отцом. Мы сами решаем, чем мы занимаемся в жизни – профессией или делом своей жизни. Профессию любить странно. А дело своей жизни не любить невозможно. Иначе нет смысла им заниматься. Я люблю Радио.  

Можете назвать ваши любимые книги и фильмы о профессии и работе в медиабизнесе?

Когда был помоложе, любил смотреть автобиографический фильм Говарда Стерна «Private Parts». С возрастом всё чаще вспоминаю сборник новелл Сергея Довлатова «Компромисс». Но если говорить серьёзно, то в любой хорошей книге и в любом настоящем фильме есть то, что непременно пригодится в работе. Если человек мало читает - это слышно. Кстати, увы, сейчас я читаю, действительно, недостаточно много. И это надо срочно исправлять. 

Какие три совета успешной карьеры Вы дадите тем, кто стремится попасть в эфир? Что необходимо и что противопоказано?

Во-первых, нужно уметь быть кратким. Нужно уметь вычёркивать ненужные слова -  радиоведущие часто забывают, что этот принцип пишущих журналистов должен работать и в прямом радиоэфире. Умение быть лаконичным дорогого стоит. Если тебе не хватает семи секунд для того, чтобы в достаточной степени полно и эмоционально высказать свою мысль - может быть, тогда и браться не стоит?  Во-вторых, очень важно уметь быть эмоциональным. Эмоции – это не рот, растянутый в улыбке, и не манерность. Эмоции - это те яркие краски, которые заставляют слушателя сделать радиоприёмник чуть громче, и микрофон в студии очень чутко передаёт все оттенки эмоций. Вот, возьмите в ресторане меню и попробуйте прочитать его вслух так, чтобы по вашей интонации было понятно, что «котлета по-киевски» - это котлета по-киевски, а не жаркое по-боярски, а «чизкейк» - это чизкейк, а не клубника со сливками. Опытные радиоведущие это умеют. Наконец, нужно не бояться пробовать новое, нужно не бояться делать ошибки. Если ваш сегодняшний эфир так же хорош, как вчерашний - вы где-то чуть-чуть проиграли. Где-то не попробовали какой-то новый ход, где-то не сделали неожиданную паузу, где-то не дожали. Каждый следующий эфир должен быть чуть ярче, чуть интереснее, чем предыдущий. 

 

Беседовала Мария Кигель

 

Вакансии на радио