Назад к списку Профессия и карьера

Александр Варин: «Главный источник наших кадров – это то, что мы воспитали сами»

Президент Вещательной корпорации "Проф-Медиа" Александр Варин – лучший менеджер в СМИ по итогам 2008 года. К такому выводу пришла Ассоциация Менеджеров, вручив руководителю ВКПМ главную награду медиасообщества – гран-при премии «Медиаменеджер России». Порталу MediaJOBS.RU Александр Варин рассказал о том, какими качествами должен обладать грамотный руководитель, создающий супер-востребованный медийный продукт, и какие принципы работы с персоналом заложены в основу кадровой политики ВКПМ.

Александр Александрович, Вы трижды становились лауреатом национальной премии "Медиаменеджер России", а этом году завоевали гран-при. Эта премия присуждается не только за высокий профессионализм, но и за индивидуальный, личностный подход в медиабизнесе? В чем особенность этого подхода в ВКПМ?

А другого подхода в медиабизнесе просто не бывает – за всяким успешным медиа стоят личности создателей. Медиа – это бизнес, ориентированный в первую очередь на личности, а не на технологии. И премия "Медиаменеджер России", сознательно отсекая другие отрасли и профессии, которые задействованы в медиа, поощряет именно менеджеров и связанные с их деятельностью результаты.

Все успехи, за которые мне присуждали эту премию, связаны с развитием нашего радиохолдинга и, так или иначе, с запуском наших проектов. У ВКПМ за плечами целая эпоха, когда мы занимались тем, что осваивали наш частотный ресурс и создавали форматы. Так что гран-при "Медиаменеджера России" с формулировкой "За ежегодный запуск рентабельных радиопроектов" выглядит в нашем случае вполне логично. Если запуск проведен профессионально – результаты этого видны всем и сразу. Появляется новое медиа (в нашем случае это новая радиостанция) и становится бизнес-проектом, завоевывая популярность в условиях острейшей конкуренции, которую мы испытываем и в Москве, и в других городах России.

Хочу подчеркнуть, что премия эта – заслуга всего нашего коллектива, огромного числа людей, которые работают над всеми нашими проектами. А особенность этого подхода в корпорации состоит в том, что все проекты ВКПМ сразу нацелены на успех, у нас нет заведомо слабых форматов, и мы этим очень гордимся. Наш холдинг именно так и устроен: каждый проект имеет свой облик, абсолютно самостоятельную ценность, каждый является лидером в своей целевой аудитории и каждый коммерчески успешен.

Для реализации такой лидерской программы нужен и соответствующий коллектив. У Вас уже сложился свой алгоритм подбора кадров?

Уникальность ВКПМ в том, что мы сами вырастили себе основные кадры. Мы никогда не руководствовались принципом "с миру по нитке". Чтобы было понятнее, приведу один пример. Одна из теорий построения современного бизнеса считает, что оптимальной бизнес-моделью является процесс кинопроизводства, когда люди собираются на определенное время для осуществления конкретной цели, достигают ее, зарабатывают деньги и разбегаются. При этом подразумевается вредность любви сотрудников к своей компании и отвергается полезность устойчивых коллективов, потому, дескать, что в них возникают антирабочие отношения, препятствующие процессу, и т.д. Бесспорно, теория эта имеет право на существование. Однако в той же кино-отрасли, в компании Уолта Диснея, есть удивительная студия Pixar, которая каждый год выдает шедевры мультипликации. Так в этой студии люди работают по десять лет и больше, это очень устойчивый коллектив. Люди любят место, в котором они работают, они стремятся сделать карьеру внутри этой студии. Люди переходят от одного проекта к другому, оставаясь внутри одной компании. И результат такой политики налицо - их деятельностью восхищаются миллиарды людей во всем мире.

Так вот, мне ближе политика студии Pixar, и так устроена ВКПМ. Главный источник наших кадров – это то, что мы сами воспитали. Люди, которые у нас работают, начинали с самых нижних должностей. Они пришли сюда в совершенно другой ситуации, в условиях молодого рынка, в условиях молодого "Авторадио", когда у нас еще не было других наших проектов. И с тех пор они выросли вместе с нашей компанией и стали профессионалами экстра-класса.

В этом году "Авторадио" отметило свое пятнадцатилетие. К этому событию мы выпустили летопись. В ней есть страница, на которой выражена благодарность людям, чей стаж работы в корпорации насчитывает более десяти лет. Таких у нас почти тридцать человек. Это рекорд для радиокомпании. Естественно, что на протяжении пятнадцатилетней истории "Авторадио" в коллектив вливались новые люди, с опытом работы в других компаниях. Но дух, который сложился тогда, сохраняется. Так что главное "секретное оружие" ВКПМ – это люди, они формируют внутренний климат, они определяют все параметры работы, и все это влияет на конечный результат.

Этот процесс карьерного роста внутри корпорации продолжается и сейчас?

Тут существует одна проблема, о которой обязательно нужно сказать. К сожалению, карьерная лестница на радио невелика. Если мы возьмем другую сферу деятельности, ну, например, рассмотрим такую ситуацию: молодой специалист после вуза пришел работать в банк операционистом. Перед ним открываются блестящие перспективы: стать старшим операционистом, начальником отдела, потом руководителем департамента, руководителем отделения, членом правления и т.д. Это лестница, в которой много ступеней.

В радио все не так. У нас максимум одна, ну, две ступеньки. И это не потому, что мы против карьерного роста своих сотрудников. Просто сама специфика этого бизнеса такова, что мы не можем обеспечить долговременный и многоступенчатый карьерный рост. Если ты, например, сейчас sales-менеджер, то не факт, что в течение своей карьеры станешь руководителем департамента продаж и будешь отвечать за продажу внутри всей компании. Если сейчас ты ди-джей, то какая у тебя перспектива? Ну, стать главным редактором. И это все. Поэтому профессиональный рост в радиокомпании подразумевает рост самой компании. Когда люди не карьеру делают внутри компании, а растут вместе с компанией, растут во всех смыслах: профессионально, в плане материального достатка и т.д. Мы как спортсмены: все время на беговой дорожке, а на бровке стоит тренер с секундомером … (Улыбается) Только наша беговая дорожка – это рейтинги, результаты продаж, и мы все время бежим, а секундомер щелкает…

И еще раз повторюсь: очень важно создать условия, когда люди растут вместе с компанией. В ВКПМ, как мне кажется, такие условия созданы…

Что значит быть успешным медиаменеджером? Какие профессиональные навыки и личные качества необходимы для того, чтобы управлять медиабизнесом?

Менеджер в любой области всегда должен держать в голове три главные позиции. Первая – это стратегия, то есть ты должен всегда понимать, куда ты идешь, какие цели преследуешь. Второе – это люди, потому что все твои цели можно осуществить только с их помощью. И третье – это результаты работы компании с точки зрения внешнего наблюдателя, акционера, рекламодателя, кого угодно… Это аспект, универсальный для любой компании, в том числе и для медиа.

Суть медийного бизнеса в том, что мы, благодаря нашим медийным каналам, приобретаем аудиторию и затем продаем коммуникацию с ней рекламодателю. Вот здесь как раз все непросто. Непросто в условиях конкуренции эту аудиторию приобрести, непросто в тех же условиях ее реализовать. И в том и в другом случае мы имеем дело с головами людей. В первом – с головами слушателей, во втором – рекламодателей. И нам все время приходится преодолевать предубеждения и уже сложившиеся стереотипы, которые свойственны людям. Вот все это и должен учитывать успешный медиаменеджер.

А личные качества? Бесспорно, это лидерство и связанная с ним целеустремленность. Терпимость и толерантность также очень важны, так как, еще раз повторюсь, любое медиа делают люди. В идеале медиаменеджер должен сочетать в себе тренерские качества, когда, с одной стороны, ты видишь, как надо играть, а с другой – точно понимаешь, что играешь не сам, а команда. И твоя задача – правильно и точно распределить роли, а играть будут другие.

Чего, на Ваш профессиональный взгляд, не хватает многим отечественным управленцам: образования, опыта работы и т.д.?

Действительно, образования не хватает. Но какого образования? К сожалению, общий путь по преодолению этого недостатка, который наблюдается в России, в Москве, в частности, меня, например, не устраивает. Не устраивает то, что каждый менеджер считает своим долгом увешать свое рабочее место кучей дипломов об окончании курсов, всевозможными сертификатами и т.д. Это такое коллекционирование "медалек", которое нацелено на получение хорошего резюме при переходе на другое, более выгодное место работы, а не на саму работу. К сожалению, образования, нацеленного на саму работу, ту, которая у тебя есть сейчас, в России вообще нет.

Если же говорить о медиабизнесе, то этому вообще нигде не учат. У нас есть некие журналистские факультеты, которые дают хорошее базовое гуманитарное образование, но они совершенно оторваны от текущего процесса в медиаотрасли. Так что образования не хватает. Но это не означает, что я призываю к получению этих бесконечных дипломов (это не касается ситуации, когда для работы просто необходимо изучить какой-то инструмент и стать сертифицированным специалистом в какой-то области). Я говорю о другом: не стоит увлекаться коллекционированием всевозможных бизнес-курсов, тренингов и прочего. Это не сделает вас профессионалом.

Являясь президентом ВКПМ и вице-президентом НАТ, как бы Вы оценили кадровый состав современных СМИ? Каких специалистов не хватает медиабизнесу в целом, и радиобизнесу – в частности? С чем, на Ваш взгляд, это связано?

Какую отрасль ни возьми, везде ощущается нехватка специалистов. Это тотальная проблема медиабизнеса вообще. Не хватает творческих кадров, журналистских, не хватает управленческих кадров, бухгалтеров, юристов… И связано это с тем, что народу, вроде бы, у нас много, а делать он умеет мало чего… Ну вот, казалось бы, есть у нас факультеты журналистики. А что они дают? Только базовое гуманитарное образование. Это значит, что у тебя есть высшее образование, ты имеешь определенный уровень знаний, интеллекта, настроек мозга для современной жизни. А вот что касается профессиональных навыков, то их нет. Ну, грубо говоря, человек, выходя из журфака, умеет читать и писать. И это все.

Как можно решить кадровый вопрос? Какие способы решения кадровых проблем использует ВКПМ?

Главный способ решения кадровых проблем у нас и повсюду – это выращивание собственных кадров. Это если говорить о топ-менеджерах. Если говорить о других… Образование – одна из самых инертных отраслей: чтобы что-то в ней изменилось, должно пройти много лет, ровно столько, чтобы от текущего бизнеса освободились люди, готовые этот бизнес преподавать. Предпринимаются какие-то попытки и сейчас это делать, и я этим время от времени занимаюсь, но это же все урывками, не системно.

Я был преподавателем в свое время, и знаю, насколько это тяжелый и серьезный труд. Если им заниматься, то бизнес придется оставить. Но, для того, чтобы серьезно преподавать медиабизнес, надо иметь реальный, живой опыт.

Я знаю, когда у нас все это появится… Когда мы все выйдем на пенсию. (Улыбается)

И это совершенно естественно. Кто приезжает к нам сегодня с Запада консультировать наш бизнес? Специалисты, которые имели тридцатилетнюю карьеру в радиобизнесе. Она естественным образом закончилась для них, просто потому, что они достигли какого-то потолка и приобрели реальный опыт. Начиная с этого самого момента, они становятся источником знаний для других. Для того чтобы у нас появилась такая когорта профессиональных преподавателей и консультантов, должно пройти лет пятнадцать. А пока еще все, кто что-то умеет и знает, все в бизнесе. Так что в ближайшее время прорыва в области образования ожидать нечего. Потерпим, подождем…

Значит ли это, что Вам все равно, с какими дипломами приходят к Вам люди?

Нас устраивает любое высшее образование, причем даже не важно, какое оно - техническое, научное или гуманитарное. У нас работают выпускники самых разных вузов: педагогических, медицинских, технических. Все остальное решают личные качества и стремление стать профессионалом.

Есть ли различия в кадровых потребностях Москвы и регионов? Какие позиции в СМИ особенно сложно закрывать "на местах"? Какие выходы из положения Вы видите?

Разницы особой нет, потому что радиостанции и в Москве, и в любом другом городе устроены одинаково. Разница в уровне ответственности. Москва отличается от других городов тем, что это – целая страна. Например, в каком-то небольшом городе можно быть успешным продавцом просто потому, что ты хорошо знаешь город, людей, которые являются потенциальными рекламодателями, и у тебя с ними хорошие связи, дружеские отношения и т.д.

В Москве это бессмысленно. В любых городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, одна элита, один круг влиятельных людей, в котором можно решить любой вопрос. Москва и Санкт-Петербург отличаются тем, что в них в каждой области – своя элита. Если в любом городе ты руководитель предприятия или ведущий актер местного театра, звезда ночной жизни или ди-джей, тебя все знают, ты знаешь всех. В Москве все распадается на отдельные курии, гильдии, сообщества. Поэтому для Москвы роль чисто профессиональных качеств более важна, чем в регионе. Там ты можешь стать успешным, имея больше личностных качеств, нежели профессиональных. А, в общем-то, и в Москве, и в регионах один и тот же кадровый голод.

Какие новые специалисты будут востребованы радио-отраслью в ближайшие пять лет? Чем это объясняется?

Радио все в большей и большей степени превращается в мультимедийную платформу, в которой все активнее развивается направление newmedia, Интернет, web-радио. Так что именно специалисты в этих областях и будут более всего востребованы. Это актуально для всех электронных СМИ, и для радио в том числе.

Кого из медиаменеджеров Вы бы назвали настоящим профессионалом?

Мне очень нравится все, что делает Роман Петренко. Канал ТНТ, с точки зрения медиабизнеса, это просто блестящая работа. Мы ведь говорим сейчас о медиа как о бизнесе, а не занимаемся критикой и вопросами культуры и нравственности. Нужно понимать, что у коммерческого медиа, к которому относятся и канал ТНТ, и все станции ВКПМ, нет задачи просвещения и воспитания. Мы отражаем то, что уже существует или зарождается в обществе. И с этой точки зрения, канал ТНТ – это пример высокопрофессионального медиа.

 

MediaJOBS.RU