Назад к списку Профессия и карьера

Александр Варин: «Система образования появится, когда «седовласые мужи» будут готовы уйти на тренерскую работу»

Сегодня от руководителей медиахолдингов порой можно услышать совершенно полярные версии развития событий во время кризиса и после его окончания. Но сходятся все они в одном: кризис – время перемен. Что день грядущий готовит работникам радио и тем, кто хотел бы в будущем пойти по этой стезе – рассказывает в блиц-интервью порталу MediaJOBS.RU президент вещательной корпорации «Проф-медиа» и вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Варин.

Александр Александрович, что, по-Вашему, сейчас происходит на медиарынке?

Где-то происходит сокращение, а где-то, скорее, оптимизация фонда оплаты труда и его структуры. Так или иначе, изменения происходят, я думаю, во всех компаниях, срезаются вакансии, абсолютно точно. В какие-то подразделениях мы продолжаем набор, просто потому, что они не добраны, и чисто технологически там нужны люди, вот и все.

Каких структур, на Ваш взгляд, сокращения коснутся прежде всего?

На мой взгляд, в некоторых секторах, например, телевидении рынок был перегрет, и зарплаты были слишком высокие. На радио – нет. Они были вполне умеренные и нормальные. Перегрелся рынок бухгалтеров, юристов и других поддерживающих подразделений. Но пока спрос на них особо не падает. Если кризис приведет к нормализации рынка, то это будет очень неплохо.

А чего вообще не хватает современному радио в России?

Денег. У нас высококачественные радиостанции. Радио мирового уровня и лучше мирового, потому что оно креативное, оно интересное, нескучное. Не хватает денег для того, чтобы бурно развивались нишевые форматы какие-то. И людей не хватает.

Какие специальности сегодня являются самыми дефицитными на радио? С чем это связано?

Продюсер, программный директор радиостанции - их просто нет. Есть люди, которые это уже делали – не более того. Есть люди, которые думают, что могут это сделать. В принципе, что у нас происходит на самом деле? Уходит команда с «Европы плюс» на радио «Ньютон FM» - и там она делает вторую «Европу плюс». То, чему люди где-то научились, они воспроизводят в другом месте. Хотелось бы, чтобы как-то было не так. Это не профессия. Профессия – это умение делать радио. Любое. Это не значит, что нет подходящих людей, просто сформированного рынка таких людей нет, системы обучения.

А что нужно, чтобы изменить ситуацию?

Мне кажется, что должно пройти еще какое-то время, немаленькое, чтобы появились преподавательские кадры. А ими могут стать только люди, которые имеют практический опыт в радиовещании, но уже не хотят его применять. И, как правило, это связано только с возрастом. Вот, американские консультанты – это седовласые мужи в возрасте «50+». Они прошли карьеру, начиная работать на радиостанции, потом на другой радиостанции, потом в каком-то холдинге, потом пришли в индустриальные институты, где занялись преподаванием. Вот это источник знаний – они все знают, имеют опыт, но уже не могут и не хотят применить его. Просто разница между нами и Америкой в том, что там коммерческому радиовещанию 100 лет, а у нас – 15-18.
Вот, представьте себе человека, который 15 лет занимается радио, вроде меня. Даже с учетом того, что я поздно начал – в 30 лет. Кто-то начал в 20 – еще рано уходить, как это называется в спорте, на тренерскую работу. Нам нужны кадры, готовые уйти на тренерскую, преподавательскую работу. И в единичных экземплярах такие люди уже есть, но их нужно больше, и тогда появится система образования. Потому что она не может появится на основе действующих менеджеров. Нужен накопленный опыт, аккумулированный. Создается база данных, и дальше она передается через людей, через новые поколения. Тогда уже преподаватели начинают воспитывать преподавателей. А у нас просто нет первого стартового звена. Но я абсолютно уверен, что реально качественное образование в радио появится.

Беседовала Мария Семенова, MediaJOBS.RU