Назад к списку Профессия и карьера

Александр Варин: «В кризис люди на радио сохранялись всеми средствами»

Александр Варин, президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа» и Российской Академии Радио.
Его не стало 2 декабря. 19 ноября он разговаривал с нами о сегодняшнем дне и будущем радиоотрасли, о людях, которые в ней работают. Варин был Большим и Настоящим. Профессионален, авторитетен и любим. Тысячи наших коллег испытывают сегодня настоящее горе. Выступление Александра Варина на конференции «Кадры для электронных медиа-2009» мы публикуем с огромным чувством благодарности и личной потери.

О людях, работающих на радио

Для того, чтобы увидеть, как кризис повлиял на кадровую политику медиакомпаний, надо понять, что мы имели до кризиса. Вообще, мне кажется, что единственная производительная сила в медиа – люди. Роль всего остального – IT, закупок контента и т. п. – ничтожно мала. Люди делают аудитории, которые люди же превращают в деньги, в радио. И это находит абсолютное отражение в структуре издержек компании: доля расхода на персонал – 40%. То есть основная статья расходов.

Что происходило до кризиса: кадровый ресурс был фактически исчерпан. Все люди, которых можно было взять из регионов, были взяты, люди в Москве несколько кругов прошли по всем радиостанциям – был огромный кадровый голод. Раскручивалась спираль заработных плат под влиянием нескольких факторов.

Первое: бурно рос радиорынок. Мы росли на 30 и более процентов в год, 2007-й год был рекордным во всех отношениях: некоторые компании, и наша в том числе, выросли более чем на 40%. В целом рынок вырос тоже более чем на треть. Естественно, что рост рынка так или иначе эйфористично сказывается на каждом человеке, занятом в индустрии – через доходы продавцов, в соприкосновении с которыми живут остальные члены команды.

Второй фактор: на рынок существенным образом давили инвестиционные проекты. Запускалось много радиостанций, на которые тратились инвестиционные бюджеты, стояли задачи по набору персонала, причем единственным возможным способом – переманиванием с других радиостанций.

И третье: на радио всегда давят с точки зрения персонала две индустрии – телевидение и шоу-бизнес. Всегда радийные зарплаты сравнивают с телевизионными, которые заведомо больше, и всегда идут слухи про нереальные зарплаты представителей шоу-бизнеса.

Но вот грянул кризис, и ситуация кардинально изменилась: радио как наиболее чувствительное медиа в кризис серьезно провалилось. По оценкам экспертного совета при НАТ, радиорынок просел примерно на 35-36% (в рублях). Исчезли инвестиционные проекты. Таким был, например, радиостанция «Кино FM», которая существовала года полтора, теперь ее нет и в помине, туда было взято огромное количество людей на несостоятельный проект. Перестал давить шоу-бизнес уж точно.

При том, что рынок упал более чем на 30%, сокращения в фонде оплаты труда не оказались столь глубокими. Если говорить в целом по индустрии, то, по нашим оценкам, они составляют 15-20% вообще всего – и по сокращению штатного расписания, и по сокращению фонда оплаты труда для работающих сотрудников. Эти сокращения коснулись переменных частей зарплаты – премий, бонусов и т. д. Индустрия, имея расходы на персонал в качестве основной статьи издержек, пошла на то, что не стала компенсировать только за счет этой статьи падение рынка. Он скомпенсировала это за счет расходов на маркетинг и за счет прибыльности компаний.

Люди как главная и чуть ли не единственная сила производительности на радио сохранялись всеми средствами. И сейчас можно говорить о том, что эту силу удалось сохранить.

Более того, кризис дал возможность привлечь в радиоиндустрию большое количество специалистов из смежных или вообще других отраслей. В частности, на радио приходит большое количество специалистов по маркетингу из печатной прессы, специалисты по продажам приходят вообще из любых отраслей, где они хорошо работали, но отрасли подверглись глубокому сокращению плюс нормализовались естественным образом зарплаты.

О прогнозах и перспективах развития радийного рынка и рынка труда

Мы сейчас находимся на некой платформе, начиная с которой должны продолжать естественный, осмысленный рост заработных плат, исходя из весьма умеренных прогнозов по росту рынка, которые мы имеем на следующий год, и вполне обоснованно.

В целом я считаю, что кризис, как и во многих других отраслях, позитивно повлиял на кадровую политику в медиа – и на радио в частности.

Что касается соображений относительно радиоиндустрии в целом, у радио есть одна существенная негативная особенность с точки зрения кадровой политики – практически отсутствует возможность карьерного роста. Ну, какой карьерный рост у ди-джея? – Максимум, главный редактор (если того еще нет).

Поэтому рекомендую всем HR-специалистам и руководителям компаний учитывать, что кроме материальных есть и нематериальные факторы. Без роста жить невозможно. Карьера на радио – это карьера самой компании.

И второй момент: вопросы карьеры можно «подменить» вопросами роста квалификации сотрудника за счет различных форм его обучения, направления в смежные области, например, из Москвы – в регионы на некоторое время.

О профессиональном уровне топ-менеджмента медийных компаний в России.

Важнейшей чертой топ-менеджера медиакомпании является то, что он не директор. Его типология – не директор, а скорее, тренер. А тренер и директор клуба – это совершенно разные люди. Директору клуба не обязательно, по большому счету, глубоко разбираться в футболе. А тренер обязан это делать. Поэтому и огромный дефицит подобных кадров.

Я считаю, что у нас нет проблемных зон. У нас ситуация в медиа такая же, как в театре. Вот, есть театр Ленком, и там – Марк Захаров. Есть ВГТРК, и там – Сергей Архипов занимается радио. На мой взгляд, топ-менеджеров, которые определяют политику (тех самых тренеров), – их столько, сколько нужно. И появление каждого нового топ-менеджера такого масштаба будет определять или создание вообще нового медиа, или какого-то нового направления.

Есть просто дефицит квалифицированных кадров, потому что этому нигде не учат. Да, наверное, учить и не могут. Потому что некому учить. Я для себя в какой-то момент понял, почему в Америке учат, а у нас – нет. Все очень просто: потому, что в Америке есть пожилые люди, которым надоело уже заниматься самим бизнесом, они ушли на тренерскую работу. А у нас еще не наигрались, у нас все, кто чего-то может передать, сами являются действующими менеджерами, продюсерами. Потому что у нас коммерческому телевидению и радио всего 20 лет. Должно пройти еще 5-10 лет для того, чтобы из действующих менеджеров, действующих персоналий индустрии эти люди перешли на преподавательскую работу и начали передавать свой опыт, потому что сейчас он передается исключительно внутри компаний. И там рождаются новые специалисты.

2-я отраслевая конференция «Кадры для электронных медиа 2009» 

Москва, ВВЦ, 19 ноября 2009 г.