Назад к списку Профессия и карьера

Александр Золотницкий: «Хороший технический директор учится всю жизнь»

Александр Игоревич Золотницкий на телевидении - с 1979 года. Был техническим директором Московской независимой вещательной корпорации (МНВК). Работал в должности технического директора ФГУП «ГТРК «Культура». Возглавлял производственно-технологический департамент ФГУП «ВГТРК». В настоящее время - Заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО "ТВ-Центр". Кроме диплома Московского института инженеров транспорта, имеет диплом факультета «Стратегическое управление» Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (Executive MBA). Неоднократно проходил обучение в Институте повышения квалификации работников радио и телевидения Гостелерадио СССР и в Международном центре обучения BBC Training Center. Кто как не он – профессионал экстра-класса - может рассказать порталу MediaJOBS.RU о специфике профессии «технический директор телерадиокомпании»?

Александр Игоревич, 29 лет на телевидении, и почти все время – в роли технического директора. Чем непосредственно приходится заниматься руководителю, отвечающему за техническое хозяйство телевизионного канала?

Должность «технический директор» я занял в 1998 году в Московской независимой вещательной корпорации, более известной как ТВ-6. В зону моей ответственности всегда входило техническое обеспечение работы комплексов, отвечающих за производство теле- и радиопрограмм, формирование и выдачу в эфир телевизионных и радиовещательных каналов.

Вы спрашиваете, чем занимается технический директор? Проще перечислить, чем он НЕ занимается. Так вот творческая составляющая (в широком смысле слова), а именно: содержание программ, составление сетки вещания и так далее, - вне его компетенции. Все остальное – зона ответственности технического директора. А это разработка и реализация стратегии технического развития; обеспечение бесперебойного съемочного процесса и монтажа; подготовка и выдача программ в эфир с последующим архивированием; функционирование задействованных в работе каналов связи, компьютерных сетей и программного обеспечения; поддержка пользователей; составление технических заданий на проектирование; ввод в эксплуатацию с последующей поддержкой всех технических средств компании. Важная составляющая – организация обучения персонала. Часто построение новых комплексов сопряжено со строительством, и тогда технический директор должен контролировать работу подрядных организаций. Подготовка и проведение конкурсов по закупкам аппаратных и программных средств также лежат на его плечах, так как технический директор отвечает за эффективное использование ресурсов компании. Кроме того, технический директор должен организовывать работу вверенных ему людей, обеспечивать взаимодействие со смежными подразделениями внутри компании и сторонними организациями, а это требует не только навыков общения и умения мотивировать персонал, но также знаний в области управления, права и, как минимум, основ финансового менеджмента. Я достаточно бегло перечислил основные функции, при этом каждая из них состоит из множества мелких составляющих.

Технический директор никогда не должен забывать, что работа всех подразделений компании в конечном итоге, говоря «рыночным» языком, должна быть направлена на то, чтобы производить продукт высокого качества и доводить без потерь до конечного потребителя, а именно – до телезрителя и радиослушателя.

В типовом описании должностных требований к профессии есть такое положение – «знание нормативных документов». Чем техническому директору телеканала приходится руководствоваться в своей работе?

Конечно же, грамотный технический директор обязан знать нормативную базу отрасли – это касается действующих отечественных и зарубежных стандартов, положений о лицензировании, технических требований, рекомендаций и т. п. Вторая важная часть – это уже «прикладные знания» технологии телепроизводства от момента организации съемочного процесса до выдачи программ в эфир. Технический директор должен следить не только за новинками аппаратных и программных средств на рынке, но и быть в курсе происходящих изменений в технологии телерадиопроизводства и вещания. Без сомнений, необходимо знание правил техники пожарной и электробезопасности.

Вам часто приходится бывать за границей (на крупных технологических выставках и форумах) и общаться с коллегами из западных компаний. Есть ли различия в требованиях, предъявляемых к техническим директорам телевизионных компаний в России и за рубежом?

Скорее есть различие в организации работы как технических, так и творческих подразделений. Чтобы это проиллюстрировать, приведу один пример. По служебной необходимости мне пришлось побывать в Швеции. Там представилась возможность посмотреть и, как говорят, «пощупать своими руками» только что введенную в эксплуатацию большую передвижную телевизионную станцию (ПТС) компании «Prizma», специализирующейся на техническом обеспечении внестудийных съемок для различных европейских телеканалов. ПТС полностью оснащена оборудованием формата HD (в том числе 30 камер) и имеет 36 рабочих мест. Я поинтересовался у коллег, сколько единиц технического персонала обслуживает эту ПТС. И был поражен ответом – четыре человека! У нас в России даже 8–9-камерные ПТС имеют в составе смены по 6 – 8 специалистов и жалуются, что мало! Так вот на Западе задача «технарей» заключается только в подготовке ПТС к работе на объекте и поддержании оборудования в исправном состоянии, а непосредственно в проведении съемок они участия не принимают. Даже «на диафрагме» (управление техническими характеристиками видеокамер) работают члены творческой бригады.

Насколько разнятся должностные обязанности технического директора крупного центрального канала и регионального?

Региональные каналы тоже бывают крупными, и тогда практически нет отличий. А если говорить о технических директорах компаний меньшего размера, то чаще всего им приходится фактически совмещать несколько должностей. В результате технический директор выполняет функции и директора по производству, и главного энергетика, и главного инженера, и многие другие. Второе кардинальное отличие: в регионах, чаще всего в силу ограниченности ресурсов, техническому директору приходится применять нестандартные решения. И, как ни странно, именно поэтому эффективность работы бывает выше.

Чтобы сделать карьеру технического директора телеканала «с нуля», какой институт необходимо закончить? Выпускники каких вузов сегодня наиболее котируются в телевизионной отрасли?

Знаете, есть поговорка: «звание и образование ума не прибавляют». Под образованием здесь имеются в виду сами «корочки». В моей многолетней практике по приему на работу технических специалистов я всегда ориентировался на выявление базовой подготовки и желания людей работать. Нередко встречаются специалисты со среднетехническим или незаконченным высшим образованием, которые за пояс заткнут иных дипломированных, а то и со «степенями» работников. Поэтому говорить: поступайте только в этот институт (или, как сейчас модно, университет), - бессмысленно. У нас в отрасли с успехом работают выпускники МЭИС, МИРЭА, МАИ, МВТУ им. Баумана и многих других учебных заведений. Между прочим, свое первое высшее образование я получил в МИИТе.

Какие ключевые проблемы в профильной подготовке специалистов технических департаментов телевизионных компаний Вы бы отметили?

Если говорить о проблемах в подготовке специалистов, пришедших после окончания ВУЗов, то это «оторванность» полученных ими знаний от практической работы и отсутствие базовых знаний основ телевидения и радиовещания. А если говорить о персонале, уже несколько или много лет проработавшем в компании, то это часто недостаточные знания новейших технологий, особенно в области IT.

У сотрудников технического департамента в должностной инструкции написано «инженер». Но у специалистов, работающих в техническом департаменте телеканала, разные функции. Давайте проведем ликбез для нашей аудитории: поясните, пожалуйста, какова специализация инженеров на телевидении, кто из них за что отвечает.

Ну, во-первых, далеко не у всех написано «инженер», а во-вторых, в технических подразделениях работают специалисты, в функции которых входит широчайший круг обязанностей. Это инженеры ТЖК, инженеры спутниковой и проводной связи, инженеры-монтажеры, осветители, специалисты по обслуживанию и ремонту телевизионной и компьютерной техники, даже программисты! Это краткий перечень, и основные функции видны из названия должности, а если еще хотя бы кратко перечислить обязанности, то это займет несколько листов.

Должность технического директора предполагает сочетание навыков технического специалиста и управленца. В какой роли техническому директору приходится выступать чаще: главного инженера или менеджера?

Хороший вопрос. Давайте я скажу так: 50 на 50. Технический директор, действительно, отвечает не только за бесперебойное функционирование оборудования, но и за организацию работы специалистов, непосредственно это оборудование обслуживающих. И без навыков управленческой работы здесь не обойтись. Нужно заниматься и административной работой (построение структуры, составление штатного расписания), включая взаимодействие с руководителями творческих подразделений компании, что предъявляет определенные требования и к личности человека, и к его подготовке.

Чтобы состояться в этой профессии, что необходимо?

Необходимо быть профессионалом.

Как бы Вы оценили уровень профессиональной подготовки технических директоров российских телекомпаний? В каких регионах работают наиболее сильные команды, а где уровень ниже, и с чем это связано?

Я знаком со многими техническими директорами, из разных регионов. Большинство из них - классные специалисты, в совершенстве знающие предмет своей работы. Конечно, иногда бывает, когда должность технического директора получает человек, недостаточно подготовленный или не имеющий опыта. Но таких, к счастью, немного. А вот истинных профессионалов, увлеченных своим делом, гораздо больше. Это относится и к центральным каналам, и к региональным.

Каков средний уровень зарплат инженеров телевидения в Москве и регионах?

В Москве, конечно, заработная плата выше, но и жизнь дороже. Впрочем, за последние 2 года зарплаты значительно выросли. Связано это отчасти и с тем, что некоторые компании начали так называемую «войну зарплат» - стали переманивать людей деньгами. Очень много на моей памяти примеров, когда с трудом обученные специалисты (монтажеры, инженеры) писали заявления об увольнении и уходили на обещанные им «большие деньги», но зачастую оказывались обманутыми. Деньги им платили: иногда 3 месяца, иногда чуть дольше…, а потом проект «сдувался», людей начинали кормить обещаниями. В результате кто-то приходил обратно, кто-то оказывался на улице. Сам по себе рост заработных плат в отрасли радует. Но если он не подкреплен повышением эффективности работы, то рано или поздно компания не выдержит и окажется перед выбором между банкротством и резким снижением фонда оплаты труда - со всеми вытекающими последствиями. Справедливости ради нужно сказать, что это проблема не только телевидения, а всего медиабизнеса.

Подбор персонала: как бы Вы оценили этот процесс для телекомпаний в целом и технических департаментов, в частности? С какими трудностями сталкиваются технические департаменты телекомпаний, когда набирают специалистов?

С очень серьезными. Понимаете, произошел как минимум 10-15 летний «разрыв» в подготовке кадров. С 1991 года (на самом деле, началось это даже раньше) после окончания институтов молодежь перестала приходить на телевидение (очень показательный пример – ТТЦ «Останкино»), и работать там оставались либо те, кому некуда было уйти, либо те, кто без телевидения себя не мыслил. Соответственно, случился сбой в передаче знаний и опыта: некому стало их передавать. Сейчас ситуация выправляется – все больше молодых ребят приходят в телекомпании, но проблемы все равно еще есть.

Каковы, на Ваш взгляд, главные задачи подготовки инженеров и технического руководства телевизионных каналов в связи с переходом на цифровое вещание и внедрение в отрасль IT-технологий?

Отвечу кратко: главная задача - организовать обучение. Дэвид Брэдфорд (профессор Стэнфордского университета) сказал: «Хороший менеджер учится всю жизнь». Перефразирую: хороший инженер и технический директор также учатся всю жизнь!

MediaJOBS