Назад к списку Профессия и карьера

Анастасия Долгина: "Руководитель PR-проекта – это синтез определенных качеств..."

Анастасия Долгина, вице-президент ОДО «ГРУППА ИМА», рассказала MediaJOBS о том, с чего лучше начинать молодому специалисту в области PR и как достичь успеха. В холдинге "ГРУППА ИМА" Анастасия уже 19 лет. Начинала она в издательстве «ИМА-пресс» - компании, на основе которой впоследствии был сформирован холдинг «ГРУППА ИМА». С 2003 по 2007 год - вице-президент ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость». С июня 2007 года - вице-президент ОДО «ГРУППА ИМА».

«Группа ИМА» - это одно из старейшее российских PR-агентств. Расскажите, пожалуйста, как изменились кадровые потребности за время существования агентства – количественно, структурно и качественно - какие специалисты требуются, в каком количестве и с каким уровнем квалификации?

«Группа ИМА» за годы своего существования превратилась в многопрофильную организацию, в которой сегодня представлены практически все специальности, востребованные на рынке массовых коммуникаций. Разумеется, это многократно перестроенная структура – мы росли вместе с рынком и вместе с ним менялись. Поэтому в рамках короткого интервью вряд ли можно проанализировать все метаморфозы кадрового состава. Главный тренд – мы от крупных и статусных, но все же типологически довольно локальных PR-проектов постепенно двигались в сторону больших комплексных программ, все более разнообразных по типам коммуникаций и пролонгированных во времени. Сегодня такой комплексный проект – основной наш продукт и понятно, что в силу своей комплексности он требует участия самых разнообразных специалистов.

Скажите, есть ли типичный алгоритм карьеры PR-менеджера, начинающего работу в агентстве? Как строятся PR-карьеры в дальнейшем?

Как мне кажется, в «Группе ИМА» возможности карьерного роста для успешного PR-менеджера практически не ограничены. Даже начинающий PR-менеджер, если он обладает необходимыми задатками, имеет все шансы очень быстро стать руководителем проектов, то есть координировать работу менеджеров, аналитиков, креативных подразделений и производства и при этом еще работать непосредственно с заказчиком. Увы, людей, которые могут быть равно успешны на всех участках, не так уж много. Для описанного первого этапа вертикальной карьеры уже нужен большой потенциал, это, если пользоваться аналогией, как переход электрона на новую орбиту. Если потенциал есть – человек очень быстро становится тем, кем способен стать. Если нет определенной базы, необходимых свойств характера и широкого кругозора – никакое специальное образование и дополнительные курсы не помогут сделать качественный личностный скачок.

У Вашего агентства много проектов и постоянно открыты вакансии – скажите, почему PR-агентствам так трудно найти людей? Насколько трудно их удержать? И надо ли их удерживать, если пиарщик устал работать на агентской стороне?

Вакансии всегда открыты потому, что мы привыкли постоянно искать на рынке труда лучших специалистов. А таких людей, как вы сами отмечаете в своем вопросе, найти непросто, это должна быть непрерывная работа. На PR-должность действительно непросто найти адекватного задачам работника, так как специфика профессии требует самых разнообразных личностных и профессиональных компетенций, а не только высокой квалификации в каком-то одном роде деятельности. Иными словами, можно не интересоваться у верстальщика степенью владения письменной речью, а у райтера не выяснять его стрессоустойчивость, если на своем поле специалисты делают работу прекрасно. Руководитель же PR-проекта – это синтез определенных качеств, а поэтому он товар штучный. И, к сожалению, как говорил Паниковский, «таких людей уже нет, а скоро совсем не будет». Это все – про поиск специалистов. Что касается их привлечения и удержания, может быть, это покажется хвастовством, но эти процессы особых усилий не требуют. Мне кажется, такие факторы, как разнообразие и статусность проектов, хороший коллектив и здоровая рабочая атмосфера в этом смысле работают на нас. В необходимости специальных, общих для всех мер удержания я сомневаюсь. Вообще, если человек хочет больше получать – он договаривается, если хочет уйти – он уходит несмотря ни на что. А в нашем частном случае, кстати, нередко возвращается обратно…

Традиционный вопрос от MediaJOBS: расскажите, пожалуйста, о Вашей личной истории успеха.

Вы знаете, я как-то никогда не думала о своей работе как об истории успеха. Я трудоголик, и в известной степени перфекционист, поэтому я просто работала, никогда не боялась взять на себя новые обязанности и ответственность, а все остальное сложилось само собой. Я работаю в «Группе ИМА» уже 19 лет. В 1992 году « Группа ИМА» еще не существовала, я начинала в Издательстве ИМА-пресс - компании, которая была ее родоначальником. Прошла путь, как говорится, с самого низа до самого верха, от секретаря до вице-президента. Был у меня и очень полезный опыт работы вне «Группы ИМА» – с 2003 по 2007 год я работала в должности вице-президента ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость», компании, которая на тот момент являлась организатором крупнейшей в Восточной Европе выставки в области индустрии красоты InterCHARM и одним из крупнейших игроков на рынке индустрии красоты.

За что Вы любите свою работу и от чего устаете больше всего?

Я люблю свою работу, во-первых за то, что она никогда не бывает скучной. Она может быть тяжелой, изматывающей, но только не скучной. Каждый день приходится учиться чему-то новому, делать то, что раньше никогда не делал (а иногда и делать то, что вообще еще никто не делал). Во- вторых – и может быть, это даже важнее, я очень люблю тех людей, с которыми я работаю. В своем большинстве в «Группе ИМА» работают яркие и неординарные личности, с которыми интересно не только работать, но и дружить. А устаю… Знаете, все недостатки – это продолжения достоинств. Так же и в моем случае: иногда хочется менее насыщенной событиями жизни.

Посоветуйте начинающим, где лучше учиться для последующей работы в Public Relations, (какие дипломы котируются, а каким Вузам лучше не верить и не платить). Где начинать работать? Как вести себя на интервью в агентстве? Каких ошибок избегать, начиная работать в новой команде?

Очень много вопросов сразу, поэтому постараюсь ответить кратко. Начинать работать лучше в большой и известной компании, это даст начинающему специалисту необходимый кругозор. На интервью лучше вести себя максимально естественно и не пытаться продавать то, чего нет. В новой команде нужно работать на результат, а не на демонстрацию перед руководством и коллегами своих компетенций (обычно все и так сразу видно, а попытки продать себя подороже только раздражают работодателей). А что касается того, где учиться – то учиться можно где угодно, главное – лучше учиться. Каюсь, я лично отдаю предпочтение студентам хороших ВУЗов, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны еще в советское время – МГУ, МГИМО, РГГУ и т.п. Но это не означает, что выпускники других учебных заведений не имеют шансов получить работу в «Группе ИМА». Способные люди всегда в почете.