Назад к списку Профессия и карьера

Анатолий Рожков, Mail.Ru Group: «От редактора требуется делать работу литкорректора, бильд-редактора, а если он еще пишет заголовки, которые не требуют вмешательства трафик-менеджера – то это универсальный солдат»

Анатолий Рожков – кандидат экономических наук. Окончил аспирантуру Московского государственного горного университета. Опыт работы: в 2004-2005 годах - руководитель проекта «Афиша» (КМ.ru), с 2005 по 2008 год - руководитель проектов Авто@Mail.Ru и Афиша@Mail.Ru, с 2006-го - руководитель отдела контента портала (Mail.Ru Group), с 2011 по настоящее время – директор медиапроектов Mail.Ru Group. Интервью с Анатолием Рожковым MediaJOBS.RU продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».

Анатолий, расскажите, каковы цели и задачи вашего департамента, какие специалисты в нем работают, какие специальности наиболее востребованы?

Я возглавляю  департамент контентных проектов Mail.Ru Group. По сути, занимаюсь вертикальными медийными проектами, которые сегментируют широкую аудиторию посетителей портала Mail.Ru по тематическим категориям. На разных проектах у нас разные подходы к контенту, его агрегации и производству, и, соответственно, работают разные специалисты.

Например, Авто, Леди, Дети и Афиша Mail.Ru близки к классическим электронным СМИ, которые производят собственный контент, у них есть свои редакции, которые этот контент создают – он эксклюзивный, представлен только у нас. Ежедневно на проектах появляются свежие новости, тематические статьи с разнообразным медиаконтентом: фото, видео, инфографикой. Практически все проекты являются абсолютными лидерами в своей тематической нише. Миллионы читателей ежедневно удовлетворяют у нас свой информационный голод.

Есть и совмещенные модели, где используется сторонний, привлеченный (агрегированный) – в Новостях, Здоровье Mail.Ru. Например, в рамках проекта Здоровье, где требуется особая экспертиза, мы также используем контент профессиональных изданий на этом рынке. Все материалы проходят ручной отбор в нашей редакции, этап так называемой «упаковки» медиаконтента, и в виде сформированной ленты попадают к нашему читателю.

Каких профессиональных квалификаций специалистов потребовали электронные СМИ? Появились ли новые профессии?

Для того чтобы оставаться лидером, интернет-СМИ нужно быть очень гибким и быстрым в производстве контента, и при этом сохранять качество, собирать трафик — читателей. Важно помнить, что люди в интернете большие материалы практически не читают, для многих главное — схватить суть. Соответственно, сотрудникам нужно уметь быстро и качественно создавать интересные, емкие материалы и заголовки к ним. В электронных СМИ появилось огромное количество новых специалистов: программисты, веб-технологи, SЕО-специалисты, отвечающие за продвижение и доступность к поиску, и ряд других. Электронные СМИ требуют особого подхода в маркетинге: он «крутится» вокруг интернет-площадок, обменных систем, сеток и проч.

Самая яркая профессия, которой точно не существовало в традиционных СМИ – это трафик-менеджер. Он обеспечивает приход пользователей, приток трафика и, соответственно, продажи рекламы.

Какие из традиционных профессий в классических СМИ очевидно изменились в связи с цифровыми технологиями?

Наибольший процент представителей моего департамента – это пишущие люди, которые производят контент. Их обязанности схожи с обязанностями специалистов, работающих на рынке традиционных СМИ, но есть и важные особенности (о них мы говорили выше).

Кроме того, из-за больших скоростей производства контента от редактора, например,  требуется исполнять по отношению к собственным материалам сразу несколько обязанностей, в том числе литкоррекцию, работу бильд-редактора. Если же он может еще и создавать заголовки, которые не требуют вмешательства трафик-менеджера, то это универсальный солдат, который может себя полностью обслуживать, сам привлекая читателя к своим материалам.

Людям из классических СМИ  требуется время на адаптацию, они привыкли работать в более спокойном режиме, продумывая каждую букву, абзац – на это, к сожалению, у нас времени нет. У меня есть опыт работы и с классическими редакторами из уважаемых изданий печатной прессы. Могу сказать, что для них все это достаточно непривычно и требует определенного переучивания.

Насколько существенна в этой концепции роль исследований аудитории? Кто ими занимается?

В принципе, у нас все устроено классическим образом. У каждого проекта есть менеджер, который оперирует цифрами и фактами – посещаемостью ресурса, читаемостью материалов, востребованностью контента. Менеджеры работают в непосредственной связке с главным редактором, который руководит «пишущими» людьми. В сферу ответственности менеджмента входит не только контент, но и все сервисы. Потому что интернет — это не только чтение, но и возможность интерактива, например. Также у нас есть комьюнити-менеджеры, которые общаются с аудиторией, понимают, что ей интересно прочитать — это уже помощь главному редактору, связанная с формой, идеей.

Кроме того, мы внимательно изучаем огромный пласт аналитики, например, используя нашу ключевую метрику – данные Рейтинга Mail.Ru, в оперативном режиме принимаем решения о востребованности материалов и их ротации на ключевых позициях. В долгосрочной перспективе проводим ряд исследований: количественные (опросы), качественные (фокус-группы, глубинные интервью), usability-тестирования и так далее.

А чему и как вы сами учите людей, которых берете без опыта?

У нас существует преемственность и своего рода наставничество: человек приходит в редакцию и начинает перенимать опыт у коллег и у своего руководителя в лице главного редактора. Обучение проходит на боевых задачах, под наблюдением и при поддержке коллег. Мы вводим человека в строй, и он экспериментальным путем, придумывая и обкатывая какие-то идеи, понимает, что нужно пользователю, как писать, как сделать так, чтобы его статьи были более востребованными, вызывали больший фидбек, как правильно работать с контентом, где брать новостные поводы. В этом процессе важна роль всей команды – новичок может рассчитывать на помощь и поддержку любого коллеги, не только непосредственного «наставника». Кроме того, в Mail.Ru Group есть система внутреннего образования – сотрудники посещают  семинары, конференции и другие образовательные мероприятия.

Обучение не останавливается на первых месяцах работы. Интернет-СМИ развиваются стремительно, у нас появляются новые интересные проекты, и поэтому можно сказать, что все сотрудники постоянно находятся в процессе обучения – независимо от стажа работы учатся друг у друга и в процессе реализации новых идей.

Отдаете ли Вы предпочтение при приеме на работу выпускникам каких-то вузов? Какие вузы, по-Вашему, уже готовят или планируют подготовку нужных вам специалистов?

Не могу сказать, что мы отдаем предпочтение каким-то вузам. Даже если специального образования нет, но человек хочет писать, и у него есть какое-то портфолио, опыт, пусть даже небольшой, стажировки в СМИ – почему бы нет, мы пробуем. Все зависит от наших целей и поставленных задач. Человека, который бы пришел с релевантным тематическим образованием интернет-журналиста, я еще не встречал. Как правило, это люди, которые учились классической журналистике. Хотя сейчас существуют вузы, которые учат непосредственно интернет-журналистике, появляются специальные курсы и программы.

Расскажите о своей истории успеха.

Я закончил совершенно непрофильный вуз – Московский государственный горный университет по специальности «Менеджмент». При этом я всегда интересовался IT. Так получилось, что хобби превратилось в профессиональную деятельность.

Я работаю в Mail.Ru Group достаточно давно, с 2005 года. Пришел в качестве руководителя проекта Авто Mail.Ru, после этого занялся проектом Афиша, потом Новостями. Зоны ответственности росли, и, в конечном итоге, я возглавил направление контентных проектов в целом.