Назад к списку Профессия и карьера

Андрей Ходорченков: «В современных электронных медиа востребованы люди, которые занимаются визуализацией - дизайнеры, программисты, аниматоры»

Андрей Ходорченков. Закончил РАМ им. Гнесиных, продюсерский факультет. Опыт работы: телеканал A-ONE, затем новостная социальная сеть Newsland, портал Slon.ru. В 2009 году начал работать на сайте радио «Эхо Москвы» продюсером. С августа 2011 года является его главным редактором. Интервью с А. Ходорченковым MediaJOBS.RU продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».

Андрей, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет сайт радиостанции и каковы перспективы развития такого интернет-СМИ?

У сайта радио «Эхо Москвы» свой путь. В свое время наш сайт, как в последствии и многие сайты других радиостанций, появился как некий «довесок» к эфиру. Там можно было посмотреть расписание ближайших передач, посмотреть новости, в лучшем случае,скачать звук – и только. Чуть больше, чем просто визитная карточка в интернете.
Он запустился в 1997 году. У других московских радиостанций в то время сайтов ещё не было. 
Примерно 3 года тому назад сайт стал жить самостоятельной жизнью – стали появляться блоги, а в них — аналитика, фоторепортажи, мультимедийный контент, вести из регионов...В итоге, сайт «Эха Москвы» сталсамостоятельным средством массовой информации.
С одной стороны, радио помогает этому новому сетевому СМИ контентом – ведьконтент радиостанции в полной мере отражен и на сайте. Так, новостник, который готовит новости для эфира, одновременно готовит их и для интернета.В то же время, сайт добавил новое измерение – большинство радийных программ теперь имеют интерактивные видеоверсии. На сайте можнопроголосовать и задать вопрос к эфиру.Какие-то проекты мы ведём одновременно и на сайте, и на радио.
Редакция сайта – самостоятельная структура внутри «Эха». Мы сидим на одном этаже с радиостанцией, но работаем вполне отдельно, пусть и в постоянном сотрудничестве с редакцией радиостанции.  

Можно ли сказать, что в будущем трендом в вашей компании станет требование к универсальности сотрудников?

Я уверен, что да.В целом, так уже и происходит.  Сотрудник интернет-редакции публикует новости, но он же всегда в какой-то мере и продюсер, который ищет интересных авторов и тексты. К тому же, он должен понимать, как работает радийная «кухня».

Одновременно он еще и редактор, модератор, журналист, человек, который занимается общением с пользователями, ведёт редакционный аккаунт в фейсбуке и даже готовит анонсы сайта для радиоэфира.

В каких сегментах электронных СМИ цифровые технологии максимально потребовали новых профессиональных квалификаций сотрудников?

Сейчас любому телеканалу мало быть просто телеканалом, радиостанции – быть просто радиостанцией, сайту – просто сайтом. Телеканал ищет себя в интернете, радио пытается освоить визуальную подачу информации. В меняющихся условиях большинству компаний приходится  постоянно пробовать себя в новых областях.

Самый простой пример. С декабря прошлого года началась уличная протестная жизнь.СМИ необходимо рассказывать об этом. Рассказывать можно голосом, можно текстом, можно видео.Мы используем все три варианта. Если со звуком мы понимаем, как работать, с текстом – тоже всё понятно, то с видео мы еще не работали.

И те компании, которые раньше с этиминструментом не сталкивались, конечно, начинают искать по рынку специалистов.У нас давно бродит идея о создании своей видеоредакции. Но это сложно и дорого, а видеоредакция в конечном итоге должнакак-то окупаться.

Безусловно, некоторые видеоматериалы,связанные с громкими информационнымиповодами, скажем, прямые трансляции с митингов, смотрят очень хорошо. Трансляцию могут единовременно смотреть десятки тысяч человек. Но митинги не каждый день. А содержать видеоредакцию для того, чтобы она по-настоящему функционировала один раз в месяц – неправильно.

Поэтому, чаще всего, СМИ – и мы тут не исключение – ищут какие-то компании, которые занимаются этимпрофессионально, и договариваются о партнерстве.

Мы экспериментируем в этой области.Скажем, мы проводили интерактивные экскурсии по Пушкинскому музею. Ведущая радиостанции ходила по музею с экскурсоводом, у неё на голове была закреплена видеокамера, вокруг нее кружили операторы, прямая трансляция шла на сайте. Пользователи могли задать вопрос ведущей и могли управлять ее передвижением по залам. Затем из этой видеоэкскурсии монтировалась радиоверсия для эфира. 

Нам нравятся такие красивые спецпроекты,мы ищем себя в них.

Назовите 5 профессий, наиболее востребованных и перспективных для цифровых электронных СМИ в ближайшие пять лет.

Во-первых, в этот топ-5 должен войти сотрудник, который занимается продвижением в социальных сетях.

Во-вторых, в современных электронных медиа сейчас востребованы люди, которые занимаются визуализацией (дизайнеры, программисты, аниматоры, художники, специалисты по инфографике). Таких специалистов на рынке немало, но они постоянно нужны, и требования к ним возрастают.

Сейчас стали особенно востребованы люди, которые занимаются модерацией контента. Со вступлением в силу 139-го федерального закона о защите детей от противоправной информации будут нужны такие люди, которые будут категоризироватьинформацию. У нас на сайте – 15 тысяч комментариев. И все они просматриваются сотрудником редакции. И соцсети в этом тоже нуждаются.

Четвертое – конечно, в медиа всегда будут нужны разнопрофильные журналисты, которые умеют работать «в поле», чувствуют себя комфортно в соцсетях, владеют иностранными языками, разбираются в истории, в международной политике. Это такие многофункциональные единицы. Такие специалисты большая редкость.

И пятое – современному электронному медиа нужны хорошие главные редакторы. С этим тоже есть некоторый дефицит.

Какие  еще изменения на рынке труда электронных СМИ в связи с цифровыми технологиями Вы можете прогнозировать?

Мы обычно не знаем, что случится завтра. Никто не мог предугадать два года назад, что будет в этом году. Все прогнозы абсолютно ложны. Единственно, что я могу сказать наверняка, что будут востребованы люди универсальные, имеющие базовое журналистское образование, обладающие широким спектром навыков. Люди, которые разбираются в интернете. Это уже сейчас является неотъемлемым требованием. Уже сейчас наши информационщики просто обязаны читать Твиттер. Можно ли было себе представить еще несколько лет тому назад, что Твиттер так плотно войдет в нашу жизнь? Поэтому мы постоянно переформулируем требования к себе, от месяца к месяцу, от года к году.

Я уже говорил – нет отдельно никакого радио и телевидения. Есть информация в каком-то виде – звук, текст, видео – и есть способ доставки. Технология завтра может измениться, а способ подачи информации – вряд ли. И задача любого средства массовой информации – удержать своего читателя, пользователя, слушателя: от того момента, когда он проснулся, до того момента, когда он ложится спать. Мы как бы за ручку ведем этого человека. У кого это получается лучше – тот победил.

Могу сказать, что исчезнет. Мне кажется, что исчезнет узкопрофильная специализация. То есть, мало быть просто корреспондентом, который пишет тексты. У человека должен быть определенный инструментарий. Журналистика, конечно, изменилась. Она технологически упростилась – информацию получать стало проще, но усложнилась в том плане, что, для того, чтобы успешно работать в современном медиа, в интернете, нужно просто больше уметь. Нужно иметь собственный расширенный технологический инструментарий.

Уже очевидно, что никакое медиа себя не мыслит без вхождения в соцсети, и вряд ли это изменится в ближайшие пять лет. Конечно, нужно больше дизайнеров, людей, занимающихся визуализацией.

Но, если в целом, – нам нужен универсальный человек, который умеет все. Мы таких выращиваем.

Какова история Вашей карьеры?

У меня музыкальное образование, я виолончелист, и абсолютно случайно попал в эту профессию в 2008 году. Большая часть моих коллег – люди либо с журналистским, либо с историческим, либо с филологическим образованием.

Они приходят сюда с некоторой базой, и мы выращиваем специалиста, который умеет все. Главным редактором сайта «Эха Москвы» завтра может стать любой сотрудник – так или иначе, он этот вопрос инструментально «потянет». И это - наше главное достижение.

Когда меня брали на «Эхо Москвы» - я пришел с улицы, просто написал письмо, что хочу работать, умею делать то-то и то-то. Резюме у меня было совершенно неправильно написано. Но я предоставил ссылки на те работы, на те сайты, которыми занимался до того.

Меня пригласили на собеседование на позицию продюсера сайта, который занимается гостями и авторами. Я пришел побеждать, я подготовил длинную речь о том, как бы я хотел все изменить. Я вошел – Венедиктов (главный редактор радио «Эхо Москвы» — прим.ред. MediaJOBS) меня посадил и сказал: «Так, у тебя два месяца испытательного срока, в это время ты будешь получать вот такую маленькую зарплату, если ты себя проявляешь хорошо – далее работаешь с нами».И это большая мудрость —  людям надо давать шанс. И я стараюсь это тоже практиковать, хотя это непросто.

Что можете посоветовать специалистам, которые только собираются работать в интернет-СМИ?

Я бы сказал так. Если вы хотите прийти работать куда-то, придумайте, чем вы будете там заниматься, попробуйте сформулировать новый проект. Приходя в компанию на готовое место, вы, скорее всего, замедлитесь в росте. Не начинайте с больших компаний, идите в маленькие, начинающие, где вы сможете себя быстро проявить, где ваша работа будет заметна. На базе этой компании проявите себя, чтобы за вашими плечами появились конкретные проекты, которые дальше можно будет показать. Потом, приходя в большие компании, вы показываете уже сделанный вами проект, и это о вас скажет лучше, чем любое резюме. Здесь очень важно найти себя и понять, чем вы хотите заниматься, и чем это будет отличаться от того, чем занимаются все остальные. Если это получится – будет успех и все остальное.