Назад к списку Профессия и карьера

Андрей Лапшов: «PR-агентства: «инкубаторы» для крупных компаний»

Президент коммуникационной группы INSIDERS Андрей Лапшов - выпускник факультета журналистики МГУ. Его профессиональная карьера началась в отделе новостей «Российской газеты», затем газета «КоммерсантЪ-Daily». Советник по связям с общественностью Председателя правления «Промрадтехбанка». Позднее заместитель генерального директора издательского дома ЗАО «Компания «Профиль». С ноября 1999 г. - заместитель начальника Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ (планирование работы департамента, создание и курирование сайта правительственной информации, PR-сопровождение региональных поездок премьер-министра В.В. Путина). В 2001 г. учредил и возглавил в качестве генерального директора компанию INSIDERS. Руководил Департаментом общественных связей АФК «Система», исполнял обязанности старшего вице-президента, шефа Комплекса внешних связей АФК "Система". Исполнительный директор Благотворительного фонда «Система». С апреля 2005 года – Президент компании INSIDERS. Член Президиума российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаций IABC. Сегодня президент коммуникационной группы INSIDERS Андрей Лапшов отвечает на вопросы корреспондента портала MediaJOBS.RU.

Считаете ли вы, что количество профессионально подготовленных пиарщиков достаточно для ведения серьезных проектов в области PR?

Настоящие профессионалы в любом бизнесе всегда были наперечет. Спросите у представителей различных сегментных ниш, достаточно ли на рынке сильных финансовых директоров, поваров, футболистов, и окажется, что все находятся в постоянном поиске «звезд». Да и «звезды» находятся в постоянном поиске, и когда они решат, что в данной компании/команде они переросли свой уровень, они будут искать иного пути наверх. И если вы заинтересованы в успешном менеджере, важно почувствовать приближение такого «критического» момента и постараться сделать новое предложение, от которого ему будет сложно отказаться.

Действительно, специалистов по связям с общественностью сейчас готовят очень многие учебные учреждения, однако среди новобранцев рынка людей с серьезным потенциалом немного. Поэтому моя кадровая служба постоянно в поиске. Каждый день перелопачиваются десятки анкет, отсматривается несколько человек, при этом в агентстве остается один примерно из 30-40. Каждому дается испытательный срок от одного до двух месяцев.

Настоящий пиарщик – это, прежде всего, специальные мозги (умение поддерживать коммуникации, принимать быстрые неординарные решения, креативность, любовь к профессии). Остальное с опытом приложится.

Кстати, учитывая, что слово «пиарщик» звучит не слишком благозвучно, а «специалист по связям с общественностью» - слишком длинно, мы придумали специальный термин для обозначения представителей нашей профессии: медиатор (от латинского mediator – посредник). Учитывая, что латинский же корень «медиа» означает совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации, термин "медиатор" для определения специалиста по PR (род деятельности) видится емким и перспективным, то есть посредник между брендом и обществом. На наш взгляд, этот термин точен, благозвучен и удачно передает суть профессии.

Как руководитель PR-агентства, что вы можете сказать, для каких заказчиков – IT, инвестиционных фондов и пр. – специалистов в области public relations достаточно, а для каких не хватает?

Я бы ответил просто: как это ни банально, хороших медиаторов, как правило, больше там, где больше денег. Поэтому в больших богатых компаниях работают, как правило, хорошие специалисты по связям. Соответственно, и в PR-агентствах на контрактах с такими клиентами работают медиаторы очень достойного уровня. Денег сейчас много у нефтяников, айтишников, в инвестиционных компаниях. У банков тоже много, но они более прижимистые в подходах к размерам зарплат своих сотрудников, поэтому средний банковский медиатор слабее среднего «айтишного».

А вообще, PR-агентства являются настоящими «инкубаторами» для крупных компаний. Приобретя в агентстве приличный опыт, очень часто через какое-то время менеджер оказывается на стороне клиента.  

Приведите, пожалуйста, примеры, для каких проектов (каких компаний) вам было труднее всего найти профессионалов – руководителей и аккаунт-менеджеров.

Очень мало специалистов в области информационного сопровождения выхода компаний на IPO и консультирования в области подготовки социальной отчетности. Выделить другие сложные с точки зрения подбора менеджеров профессиональные направления или сферы бизнеса,  пожалуй, не возьмусь: тут все достаточно равномерно.  

Обратимся опять к вашей практике. Выпускники каких вузов и факультетов наиболее подготовлены для серьезной работы в пиар-проектах? Можете ли вы назвать образовательные центры, чьи дипломы являются профанацией?

Чаще перспективные молодые юноши и девушки приходят из ВУЗов, в которые сложнее поступить: Государственный институт управления, МГУ, РГГУ, Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Соответственно, их IQ изначально достаточно высок.

Из других заведений интересных перспективных ребят приходит гораздо меньше: это дело случая. Более того, у меня достаточно много очень достойных PR-менеджеров, которые вообще не имеют специального образования: они – самоучки.  Я уже говорил: все дело – в специальных мозгах. Человек либо «заточен» под PR, либо его появление в профессии достаточно случайно.

Являясь членом международной сети, вы можете сравнивать уровень специалистов западных PR-агентств и российских. Есть ли различия и в чем они?

Все то же самое. В западных PR-агентствах количество людей «случайных» и «заточенных» примерно равно соотношению таковых в российских. Они могут быть более технологичны (из-за того, что большинство инноваций в нашей сфере приходит оттуда), у них может быть больший опыт в работе с мировыми вендорами. А так – то же самое. Я бы разве что отметил разницу в менталитете между европейскими «западниками» и американскими: у последних – гораздо больше самоуверенности, но это вообще свойство нации.

Как складывалась Ваша карьера в PR-бизнесе? Что, по вашему мнению, необходимо (личностные и профессиональные качества), чтобы вырасти до президента PR-агентства?

В определенный момент просто надо решиться на серьезный шаг. У меня тоже не было специального образования, когда я зарегистрировал агентство. По образованию я журналист, работал заместителем генерального директора ИД «Профиль» и просто понял, что хочу делать что-то свое. У меня были варианты: рекламное агентство, специализирующееся на дизайне и полиграфии, собственное СМИ или PR-компания. Для создания PR-агентства не нужны были большие начальные инвестиции, не нужно было залезать в серьезные долги, поэтому был выбран этот вариант. Дальше – может быть, помогли связи, умение общаться с людьми, да и просто – случай. Довольно быстро я получил в клиенты Новолипецкий металлургический комбинат. Работы с этим клиентом в то время хватало, и это помогло встать на ноги…

Дважды мне приходилось покидать агентство, поручая его управление коллегам. Сначала – когда меня пригласили на должность заместителя руководителя Департамента по связям с общественностью Аппарата Правительства РФ. Во второй раз – когда я был приглашен управлять коммуникациями в Акционерную Финансовую Корпорацию «Система». Оба моих «вояжа» дали мне неоценимый опыт, умение мыслить категориями заказчика, многократно расширили мои профессиональные горизонты и связи.

У нас достаточно сотрудников, которые имеют опыт работы на обратной стороне линейки клиент–агентство. Кстати, в этом кроется и секрет нашего названия: INSIDERS.

Юрий Крохин,  MediaJOBS.RU