Назад к списку Профессия и карьера

Анна Голубева: «Конкуренцию профессиональному журналисту может составить любой человек, владеющий словом и умеющий работать с источниками информации»

Анна Голубева - начальник Службы развития телеканала «Россия». На телевидении с 1996г. В 1997-2000 гг. работала в отделе анонсов телеканала НТВ. В 2000г. организовала отдел межпрограммного вещания на телеканале «Россия». С 2002г. по настоящее время – начальник Службы развития телеканала «Россия». Руководила подразделениями промо, маркетинга, телевизионного дизайна, занималась эфирным и внеэфирным продвижением, маркетинговыми исследованиями, брендингом, неймингом. Участвовала в жюри международного конкурса Promax&BDA и Московского международного фестиваля рекламы и маркетинга "Red Apple".

Как Вы оцениваете влияние финансового кризиса на рынок труда телевидения в целом?

Это тема для небольшой диссертации, я бы за нее не бралась еще минимум года три – нужно понаблюдать и поднакопить  данных. Кризис случился в период  великого перелома в сфере СМИ, когда cерьезно меняются представления о роли медиа, их  устройство,  структура, взаимоотношения с аудиторией.

Влияние кризиса, на мой взгляд, неоднозначно – где-то он притупляет революционную ситуацию, где-то, наоборот, обостряет. Это как гроза – одним дает возможность очиститься, обновиться и расти, других нещадно мочит,  а третьих и вовсе убивает молнией.  (Вас смущают разговорные выражения? Простите, но школьная правка смущает меня больше)

Можно ли выделить категории специалистов, чья «ненужность» компаниям проявилась в кризис прежде всего? По каким причинам?

Вполне естественно, что при необходимости сокращать персонал телекомпании в первую очередь расставались с работниками сопутствующих подразделений, а не с профильными специалистами – теми, кто производит эфирный продукт и обеспечивает вещание. Я бы не стала  выделять конкретные  категории – так или иначе, "ужимались" все. Понятно, что у больших телекомпаний потерь было меньше, где-то отказались от сотрудничества с контрактниками, «обрубили» вакансии, кому-то удалось обойтись практически без потерь в рабочей силе, урезая  бонусы, зарплаты и соцпакеты.

Какие профессиональные навыки, по Вашему опыту, остаются по-прежнему дефицитными? Каких профессионалов компании готовы покупать даже в кризис?

Все зависит от конкретных потребностей конкретной компании. Новые передачи в кризис все равно производят, и новые каналы открываются. При всем стремлении  обойтись имеющимися силами все равно периодически  бывают  необходимы новые люди - и управленцы, и творческие специалисты, и технические.

Какие новые специалисты в области маркетинга и продвижения будут нужны отрасли в связи с внедрением цифровых и мультимедийных технологий производства и дистрибуции контента?

Специалисты по интернет-маркетингу и по продвижению в новых внеэфирных сферах - таких почти нет, что называется, "на вес золота". Специалисты по постпродакшну, режиссеры, веб-дизайнеры, флеш-дизайнеры и аниматоры, сценаристы, копирайтеры. В области продвижения контента на ТВ всегда будут нужны люди с нестандартной специализацией, способные быстро осваивать новые технологии, изобретать новые приемы и техники и адаптировать контент к новой среде.

Насколько востребованы специалисты в области маркетинговых коммуникаций в ноябре 2009 года по сравнению с докризисным временем?

По моим ощущениям, процентов на 30 меньше, но точной статистики у меня нет. Маркетинг на телевидении вообще оказался в сложной ситуации – он и так пока находится в стадии становления, по крайней мере, в нашей стране.

Помимо своих профессиональных навыков, Вы еще и популярный блогер. Если можно, Ваше мнение по частному вопросу одного из  наших читателей: «Могут ли блогеры составить серьезную конкуренцию профессиональным журналистам?»

Конкуренцию профессиональному журналисту может составить любой человек, владеющий словом и умеющий работать с источниками информации (в чем, если не вдаваться в детали, и состоит суть этого  ремесла). Могут ли блогеры в данный момент составить серьезную конкуренцию традиционным медиа - это уже другой вопрос.

Есть ли у Вас обязательные правила построения  успешной карьеры на ТВ?

Это смотря, что считать успешной карьерой. Стать большим начальником? Стяжать славу? Получить ТЭФИ? На ТВ много родов и видов деятельности, и,  соответственно, способов строить карьеру. Если говорить на самом общем уровне – что-то, конечно, может этому способствовать. Скажем, знакомство с основными телевизионными технологиями и производственными циклами – знания, в самых общих чертах не лишние даже для работника телевизионной бухгалтерии. Коммуникабельность.  Навыки  работы с  информацией: поиск, систематизация, анализ. Способность нетривиально мыслить.  Умение работать в оперативном режиме. Хотя все это можно с тем же успехом сказать о карьере в любой другой области, не только телевизионной и медийной.

Что Вы можете посоветовать тем,  кто потерял работу на телевидении сегодня?

Выспаться. Передохнуть. Потом очень хорошо подумать – надо ли  предпринимать попытки вернуться на телевидение. Возможно, пора перебираться в интернет?