Назад к списку Профессия и карьера

Анна Качкаева: «Мультимедийная журналистика – профессиональный уровень не прорастает в университетах»

Анна Качкаева, заведующая кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ, рассказала порталу MediaJOBS.RU о векторах, существующих на сегодняшний день в подготовке специалистов медиарынка.

Сейчас, несмотря на то, что рынок труда медиа перенасыщен соискателями, руководители СМИ продолжают говорить о нехватке специалистов.  Почему же сами телеканалы  не создают центры стажировки, чтобы готовить себе специалистов?

Они создают. Но у нас не было такой жесткой практики, как на BBC или CNN, где тренинг-центр, который учит даже третьи страны, существует 40 лет. Не было возможности у индустрии. Только несколько лет назад, стали говорить о том, что нужны индустриальные площадки. Они появляются. Вот, на журфаке МГУ есть. Телеканалы не могут превратиться в методологов. Но индустрия пошла к образовательным учреждениям и сказала: «Давайте сделаем синергетические проекты – по девять месяцев, сейчас надо учиться быстро, программы должны быть мобильными». Индустриальная площадка обязательно должна быть включена в учебный процесс. Три-четыре дня на площадке. Дипломные проекты. После диплома компания берет двух-трех человек из выпуска в 20-30 человек. И еще иногда платит стипендию, как РИА Новости, например.

Многие студенты жалуются, что сейчас стажировка на каналах носит зачастую формальный характер – получается, несмотря на то, что компании нуждаются в специалистах, учить они не хотят?

Поверьте мне, есть хорошие стажировки. Дело в том, как они выстроены. Например, программа с «Авторским телевидением» - стажеры на протяжении 4 месяцев делают собственные проекты. Во всех общественно-политических и разговорных передачах у Малкина с Прашутинской есть 5-6 дипломных проектов в видеоварианте. Эти пилотные проекты АТВ иногда использует для того, чтобы запускать на каналах, трех-четырех людей после стажировки оставляет. Но я бы назвала это даже не стажировкой, а образованием другого типа. Человек платит деньги за 9 месяцев интенсивной учебы, где половина – не академические дисциплины, а реальная практика – съемка, монтаж, сценарий, драматургия…

То же самое - когда Ирина Кемарская («Телеформат») транспонирует формат «Галилео» для еженедельного режима, она использует для этого и людей, которых они «натаскивают» за деньги, и студентов, когда преподает в университете.

Но  даже в этом случае, когда человек платит свои деньги, чтобы научится чему-то, у него должна быть очень сильная мотивация. Ведь очень часто студенты говорят: «А нас ничему не учили!». Но даже когда вам все предоставлено, если вы не стоите за спиной профессионала, не ночуете с ночным монтажом, не хотите ехать на съемку – вы не возьмете от них того, чего они хотят вам дать.

Согласны ли Вы с тем,  что сейчас традиционное вузовское образование не до конца выполняет свою функцию – просто потому, что учебники не успевают за технологиями?

Если мы не готовы переучиваться каждые три года – никакое образование, никакие каналы не помогут. И это, конечно, перспектива конвергентных редакций, в которых главная проблема – мозги.  Люди с трудом перестраиваются от традиционных бизнесов и платформ, они не понимают, как работать в этих объединенных редакциях. Кто эти люди, которые производят мультимедийный продукт? Как не ругаться на летучках, когда ты работаешь для радио, телевидения, а еще тебя заставляют писать колонку? Это проблема всех редакций, которые шагнули в цифру. И есть необходимость  учить начинающих, чтобы они стали универсальными журналистами, чтобы понимали, что такое подкаст, умели оцифровывать контент, понимали, как сделать быструю подводку и так далее.

Тех, кто постарше, на 3-4 курсе, мы стараемся готовить к управлению маркетингом, программингу. Невозможно всем стать Эрнстами – уровень этих топ-менеджеров не прорастает в университетах. Программинг нужен, но для этого нужно медиаизмерение, хорошие маркетологи, которые приходят из «Видео Интернешнл», учат студентов читать сетку, показывают, что такое психограмма аудитории. Тогда из тех, кто этим интересуется, прорастают помощники для программинга, маркетинга и прочих историй.

И опять мы возвращаемся к объединению усилий вузов и медиакомпаний – если мы говорим о «выращивании» топ-менеджмента и о том, что одними академическими методами эту проблему не решить…

Медийные структуры должны понять: капитализация будущих кадров – это вклад их времени, их площадок, заинтересованности. Не просто «забежал», а поучаствовал в этом учебном плане. Не просто байки «как я работал 10 лет назад», а выстроенная система образования. Для этого рядом с таким практиком должен быть методолог, который объяснит, как за 9 месяцев сделать курс и получить результат. Только вот эта синергия, может помочь.  И, наконец, учебные центры при компаниях, которые все равно не заменят общего образования.  Потому что только там, под мобильную измененную технологию – особенно в технике - под задачи конкретной редакции можно «дотягивать» тех, кто приходит из всех учебных программ. Только такая многоступенчатая система и может все время поддерживать среду.

Можете ли Вы делать какие-то прогнозы относительно будущих профессий медиаиндустрии?

Дело в том, что мы давно вступили в общество знаний, просто этого не заметили. Вы посмотрите, как делает уроки последнее поколение детей, которые выросли с мобильными игрушками. Они живут в 16 разных информационных пространствах. Работая с разными информационными потоками, они с двух лет понимают устройство машинок. Мы все время будем опаздывать создавать для них контент, это надо понимать.

Они иначе думают, они будут создавать другую экономику, сетевую, которая работает в других проектах, это креативный класс. У них языки, лэп-топы. Собрались по вай-фаю, могут даже никогда друг друга не видеть – и выпустили проект - то, что называется форсайтингом, в науке недавно появился этот термин. 

На самом деле, вся медийная сфера сейчас должна работать в таком контексте. Нужно планировать сценарии будущего. В области образования - то же самое. Некоторые компании уже сейчас своих сотрудников два раза в год переучивают. РИАН, например, 160 человек вывозит, просит создать им сценарий и работают сутки,  чтобы повернуть их мозги к мультимедийной истории. Вот такие  компании выиграют.