Назад к списку Профессия и карьера

Антон Комолов: «Путь в профессию ведущего длиннее, чем вы ожидаете»

Антон Комолов, окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Инженер по специальности САПР». Начал карьеру в 1994 году на «Радио Максимум». Сотрудничал с многочисленными радиостанциями («Радио Максимум», «Серебряный дождь», «Радио Классика», «Хит FM», «Маяк», «Европа Плюс»). С 1997 года также работает на телевидении. С 1999 по 2002 гг. являлся ведущим популярнейшего шоу телеканала MTV «Бодрое утро» (именно тогда сложился знаменитый дуэт Антона Комолова и Ольги Шелест). Озвучил несколько ролей в зарубежных фильмах. В 2000 году попробовал себя в качестве PR-менеджера в ИД «ГеймЛэнд», а в 2001 – 2002 работал PR-директором журналов «FHM» и «Yes!». С марта по октябрь 2011 года занимал должность главного редактора газеты WWF «Панда Times».
Продолжает активно работать на радио (Европа Плюс), телевидении (от «Пятницы до Первого канала) – преимущественно ведет собственные шоу и рубрики. Антон Комолов рассказал Mediajobs.ru о работе на телевидении, радио и в PR, а также о том, чем, по его мнению, Говард Стерн похож на Виталия Милонова.

Антон, портал Mediajobs.ru собирает истории работы и успешной карьеры в медиа. Вы — один из самых обаятельных ведущих эфира за последние 20 лет. Образование у Вас техническое, а вся карьера — «гуманитарная». Расскажите, Вы сознательно выбирали карьеру в медиа, или вначале это было стечение обстоятельств?

Получилось это по большому счету случайно. Когда я учился на втором курсе, радио у меня звучало, пока я делал многочисленные домашние задания. Однажды я услышал объявление о том, что есть вакансии на радио — ищут диджеев. В нем перечислили качества, которыми, как мне казалось, я уже тогда обладал. Я отправил резюме, и через некоторое время мне перезвонили и пригласили на собеседование. В радиоведущие меня никто не взял, зато приняли внештатным корреспондентом. И только спустя почти год я, наконец, вышел в прямой эфир. К моменту, когда я получил диплом, то есть 4,5 года спустя, работа по специальности, полученной в институте, была мне уже менее интересна — я не настолько усидчивый, насколько это необходимо для моей профессии. Ну и, конечно, деньги тоже немаловажный фактор — я уже неплохо зарабатывал на радио и на телевидении.

Телевидение или радио? Где острее ощущения от работы в эфире и адреналина больше?

Думаю, ни для кого не секрет, что на телевидении сейчас практически не осталось прямого эфира, поэтому ощущения острее, конечно, на радио, где прямой эфир есть и у меня существовал практически всегда. К тому моменту, когда я начал работать в прямом эфире на ТВ, у меня уже наработался определенный профессиональный опыт и прямой эфир как таковой меня не особенно смущал и пугал. А вот самые первые прямые эфиры, еще на радио — это, конечно, да. Стресс был тот еще и ощущения свои я помню до сих пор, хотя это было почти 20 лет назад. Сейчас страха, волнения перед эфиром нет. Более правильное слово — тонус. Прямой эфир держит в тонусе, потому что ты понимаешь, что не сможешь сделать дубль и переписать.

Не секрет, что на вакансии в телевидении и радио, особенно в эфире, острейшая конкуренция. Какие качества для телеведущего и радиоведущего являются ключевыми?

Первое — профессионализм, второе искренность и естественность, а третье — чувство юмора и быстрота реакции. Это, пожалуй, очень близкие друг другу качества. Не всегда быстрота реакции дополняется еще и чувством юмора, но если есть и то и другое, это очень помогает, причем вне зависимости от того, в каком жанре работает ведущий — будь то серьезный жанр информационного вещания или развлекательные форматы. Мне кажется, тут можно провести аналогию со спортом. Если есть у человека предрасположенность, и он достаточно прыгуч, то он со временем, даже если он не обладает баскетбольным ростом, будет забивать в корзину сверху. Но все равно нужны и природные данные, и тренировки. То же самое на телевидении и на радио. Можно развить немного чувство юмора. Но если у тебя оно изначально не заложено, как не читай Джерома К. Джерома и Михаила Жванецкого, все равно шутником не станешь. То же самое с быстротой реакции. Исходные данные должны быть, но их нужно развивать и шлифовать.

Вы работали PR-менеджером в Геймлэнд и PR-директором в журналах FHM и Yes. Расскажите об этом опыте — как Вы оказались в этой сфере?

Это была интересная почти двухлетняя страничка моей рабочей биографии. Во-первых, было интересно попробовать что-то новое. А во-вторых, у меня вообще подход такой, что две работы лучше, чем одна. Журнал FHM мы запускали с нуля. Это в принципе интересно — запускать что-либо. Yes на тот момент был уже «устоявшимся» брендом: в этом смысле было с одной стороны попроще, с другой стороны все было несколько масштабнее. Это достаточно интересный опыт, одна из сторон той индустрии, где я работаю уже очень много лет.

То есть, не было такого, что вы пришли и не знали, что делать? Уже как-то чувствовали интуитивно?

Нет, конечно, было. У меня не было профильного образования, только небольшие знания этой области, но с другой стороны — со стороны СМИ: радио, телевидения. Поэтому я старался самообразовываться, читал умные книжки по маркетингу, по пиару. Ну и, конечно, самое главное — опыт. Мне кажется, если есть желание и мозги, то это не большая трудность — войти в курс дела и стать достаточно неплохим специалистом.

Помогал ли выстроенный «личный бренд» вам как PR-менеджеру продвигать бренды изданий? И, если да, то как?

С одной стороны, да: партнеры со мной общались чуть более дружелюбно. Но с другой стороны этот самый «выстроенный бренд» зачастую играл против меня, потому что в голове у людей складывается мнение, что человек, который работает на телевидении, на радио, хорош только в этом: «пластмассовые мозги», «человек из телевизора». Люди зачастую не готовы к серьезным профессиональным отношениям, потому что не воспринимают тебя серьезно. Тем более, я на тот момент работал на MTV и развлекательных радиостанциях, и конечно некие предрассудки и стереотипы в голове у коллег существовали.

Можете назвать ваши любимые книги и фильмы о профессии и работе в медиабизнесе?

Я с удовольствием посмотрел в свое время фильм «Части тела» про Говарда Стерна — самого известного радиоведущего. С интересом озвучил фильм «Рок-волна» про британскую радиостанцию, которая путешествовала на корабле, конечно же, посмеялся над шутками «Дня радио» «Квартета И». Но я все-таки не делю фильмы и книги на «по профессии — не по профессии». Мне кажется, кино или хорошее, или плохое. Это касается, в том числе фильмов о работе на радио. А так чтобы специально посмотреть какую-то документально-публицистическую картину и потом использовать это в своей работе — этого, пожалуй, нет.

У Говарда Стерна, кстати, был весьма провокационный имидж — его либо любили, либо ненавидели — как Вам такой подход?

Говард Стерн — главный радиопровокатор Америки — у него абсолютно разнузданное радиошоу. Честно говоря, лично мне не хотелось бы работать в таком формате. Я все-таки сторонник более тонкого юмора. Я не ханжа и не против обсуждать некоторые темы, которые в том числе обсуждает Говард Стерн, но немного в другом формате. Мне не нравятся шутки «в лоб». Говарда Стерна, мне кажется, можно сравнить с Виталием Милоновым: вы либо его боготворите, либо считаете клиническим идиотом.

Какие три совета успешной карьеры Вы дадите тем, кто стремится попасть в эфир? Что необходимо и что противопоказано?

Первое, перечитать мой ответ на вопрос о качествах, востребованных в профессии. Второе, настойчивость, целеустремленность в выборе. И третье — тоже, как мне кажется, очень важный момент, у меня это точно было и, думаю, это ждет многих — надо быть готовым к тому, что путь в профессию окажется существенно длиннее, чем вы того ожидаете. Вы можете отправить резюме на то, чтобы стать ведущим шоу «Голос» на первом канале, а в реальности максимум, что вам удастся в начале — это быть помощником шеф-редактора на телеканале «Доверие». Но это не значит, что в результате вы не окажетесь на лучшем телеканале страны. У каждого профессиональный путь разный, и если вы действительно в этом заинтересованы — не в лучах славы и прочих вещах, которые с этим сопряжены, а именно в профессии, то будьте готовы к тому, что этот путь может быть достаточно долгим.

Большое спасибо за Ваше интервью! Команда Mediajobs — ваши фанаты :)

Подготовила Евгения Майорова.