Назад к списку Профессия и карьера

Антон Комолов, ведущий теле- и радиопрограмм: «Путь в профессию ведущего длиннее, чем вы ожидаете»

Антон Комолов, окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Инженер по специальности САПР». Начал карьеру в 1994 году на «Радио Максимум». Сотрудничал с многочисленными радиостанциями («Радио Максимум», «Серебряный дождь», «Радио Классика», «Хит FM», «Маяк», «Европа Плюс»). С 1997 года также работает на телевидении. С 1999 по 2002 гг. являлся ведущим популярнейшего шоу телеканала MTV «Бодрое утро» (именно тогда сложился знаменитый дуэт Антона Комолова и Ольги Шелест). Озвучил несколько ролей в зарубежных фильмах. В 2000 году попробовал себя в качестве PR-менеджера в ИД «ГеймЛэнд», а в 2001 – 2002 работал PR-директором журналов «FHM» и «Yes!». С марта по октябрь 2011 года занимал должность главного редактора газеты WWF «Панда Times».
Продолжает активно работать на радио (Европа Плюс), телевидении (от «Пятницы до Первого канала) – преимущественно ведет собственные шоу и рубрики. Антон Комолов рассказал Mediajobs.ru о работе на телевидении, радио и в PR, а также о том, чем, по его мнению, Говард Стерн похож на Виталия Милонова.

Антон, портал Mediajobs.ru собирает истории работы и успешной карьеры в медиа. Вы — один из самых обаятельных ведущих эфира за последние 20 лет. Образование у Вас техническое, а вся карьера — «гуманитарная». Расскажите, Вы сознательно выбирали карьеру в медиа, или вначале это было стечение обстоятельств?

Получилось это по большому счету случайно. Когда я учился на втором курсе, радио у меня звучало, пока я делал многочисленные домашние задания. Однажды я услышал объявление о том, что есть вакансии на радио — ищут диджеев. В нем перечислили качества, которыми, как мне казалось, я уже тогда обладал. Я отправил резюме, и через некоторое время мне перезвонили и пригласили на собеседование. В радиоведущие меня никто не взял, зато приняли внештатным корреспондентом. И только спустя почти год я, наконец, вышел в прямой эфир. К моменту, когда я получил диплом, то есть 4,5 года спустя, работа по специальности, полученной в институте, была мне уже менее интересна — я не настолько усидчивый, насколько это необходимо для моей профессии. Ну и, конечно, деньги тоже немаловажный фактор — я уже неплохо зарабатывал на радио и на телевидении.

Телевидение или радио? Где острее ощущения от работы в эфире и адреналина больше?

Думаю, ни для кого не секрет, что на телевидении сейчас практически не осталось прямого эфира, поэтому ощущения острее, конечно, на радио, где прямой эфир есть и у меня существовал практически всегда. К тому моменту, когда я начал работать в прямом эфире на ТВ, у меня уже наработался определенный профессиональный опыт и прямой эфир как таковой меня не особенно смущал и пугал. А вот самые первые прямые эфиры, еще на радио — это, конечно, да. Стресс был тот еще и ощущения свои я помню до сих пор, хотя это было почти 20 лет назад. Сейчас страха, волнения перед эфиром нет. Более правильное слово — тонус. Прямой эфир держит в тонусе, потому что ты понимаешь, что не сможешь сделать дубль и переписать.

Не секрет, что на вакансии в телевидении и радио, особенно в эфире, острейшая конкуренция. Какие качества для телеведущего и радиоведущего являются ключевыми?

Первое — профессионализм, второе искренность и естественность, а третье — чувство юмора и быстрота реакции. Это, пожалуй, очень близкие друг другу качества. Не всегда быстрота реакции дополняется еще и чувством юмора, но если есть и то и другое, это очень помогает, причем вне зависимости от того, в каком жанре работает ведущий — будь то серьезный жанр информационного вещания или развлекательные форматы. Мне кажется, тут можно провести аналогию со спортом. Если есть у человека предрасположенность, и он достаточно прыгуч, то он со временем, даже если он не обладает баскетбольным ростом, будет забивать в корзину сверху. Но все равно нужны и природные данные, и тренировки. То же самое на телевидении и на радио. Можно развить немного чувство юмора. Но если у тебя оно изначально не заложено, как не читай Джерома К. Джерома и Михаила Жванецкого, все равно шутником не станешь. То же самое с быстротой реакции. Исходные данные должны быть, но их нужно развивать и шлифовать.

Вы работали PR-менеджером в Геймлэнд и PR-директором в журналах FHM и Yes. Расскажите об этом опыте — как Вы оказались в этой сфере?

Это была интересная почти двухлетняя страничка моей рабочей биографии. Во-первых, было интересно попробовать что-то новое. А во-вторых, у меня вообще подход такой, что две работы лучше, чем одна. Журнал FHM мы запускали с нуля. Это в принципе интересно — запускать что-либо. Yes на тот момент был уже «устоявшимся» брендом: в этом смысле было с одной стороны попроще, с другой стороны все было несколько масштабнее. Это достаточно интересный опыт, одна из сторон той индустрии, где я работаю уже очень много лет.

То есть, не было такого, что вы пришли и не знали, что делать? Уже как-то чувствовали интуитивно?

Нет, конечно, было. У меня не было профильного образования, только небольшие знания этой области, но с другой стороны — со стороны СМИ: радио, телевидения. Поэтому я старался самообразовываться, читал умные книжки по маркетингу, по пиару. Ну и, конечно, самое главное — опыт. Мне кажется, если есть желание и мозги, то это не большая трудность — войти в курс дела и стать достаточно неплохим специалистом.

Помогал ли выстроенный «личный бренд» вам как PR-менеджеру продвигать бренды изданий? И, если да, то как?

С одной стороны, да: партнеры со мной общались чуть более дружелюбно. Но с другой стороны этот самый «выстроенный бренд» зачастую играл против меня, потому что в голове у людей складывается мнение, что человек, который работает на телевидении, на радио, хорош только в этом: «пластмассовые мозги», «человек из телевизора». Люди зачастую не готовы к серьезным профессиональным отношениям, потому что не воспринимают тебя серьезно. Тем более, я на тот момент работал на MTV и развлекательных радиостанциях, и конечно некие предрассудки и стереотипы в голове у коллег существовали.

Можете назвать ваши любимые книги и фильмы о профессии и работе в медиабизнесе?

Я с удовольствием посмотрел в свое время фильм «Части тела» про Говарда Стерна — самого известного радиоведущего. С интересом озвучил фильм «Рок-волна» про британскую радиостанцию, которая путешествовала на корабле, конечно же, посмеялся над шутками «Дня радио» «Квартета И». Но я все-таки не делю фильмы и книги на «по профессии — не по профессии». Мне кажется, кино или хорошее, или плохое. Это касается, в том числе фильмов о работе на радио. А так чтобы специально посмотреть какую-то документально-публицистическую картину и потом использовать это в своей работе — этого, пожалуй, нет.

У Говарда Стерна, кстати, был весьма провокационный имидж — его либо любили, либо ненавидели — как Вам такой подход?

Говард Стерн — главный радиопровокатор Америки — у него абсолютно разнузданное радиошоу. Честно говоря, лично мне не хотелось бы работать в таком формате. Я все-таки сторонник более тонкого юмора. Я не ханжа и не против обсуждать некоторые темы, которые в том числе обсуждает Говард Стерн, но немного в другом формате. Мне не нравятся шутки «в лоб». Говарда Стерна, мне кажется, можно сравнить с Виталием Милоновым: вы либо его боготворите, либо считаете клиническим идиотом.

Какие три совета успешной карьеры Вы дадите тем, кто стремится попасть в эфир? Что необходимо и что противопоказано?

Первое, перечитать мой ответ на вопрос о качествах, востребованных в профессии. Второе, настойчивость, целеустремленность в выборе. И третье — тоже, как мне кажется, очень важный момент, у меня это точно было и, думаю, это ждет многих — надо быть готовым к тому, что путь в профессию окажется существенно длиннее, чем вы того ожидаете. Вы можете отправить резюме на то, чтобы стать ведущим шоу «Голос» на первом канале, а в реальности максимум, что вам удастся в начале — это быть помощником шеф-редактора на телеканале «Доверие». Но это не значит, что в результате вы не окажетесь на лучшем телеканале страны. У каждого профессиональный путь разный, и если вы действительно в этом заинтересованы — не в лучах славы и прочих вещах, которые с этим сопряжены, а именно в профессии, то будьте готовы к тому, что этот путь может быть достаточно долгим.

Большое спасибо за Ваше интервью! Команда Mediajobs — ваши фанаты :)

Подготовила Евгения Майорова.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
от 50 000 до 70 000 руб.
Подробнее
04 сентября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
19 сентября
Подробнее
Москва
от 70 000 руб.
Подробнее
14 сентября
Посмотреть все вакансии