Назад к списку Профессия и карьера

Антон Костылев: «В интернет-СМИ рабочий день не кончается никогда, просто один день плавно переходит в другой»

Антон Костылев – главный редактор крупнейшего из тематических порталов в русском Интернете, сайта Film.Ru. Чем отличается онлайн от оффлайна, по каким правилам существует онлайн-редакция и каково это – двигать Рунет, Антон рассказал в эксклюзивном интервью MediaJOBS.RU.

Вы первые по рейтингам среди сайтов о кино? Или "Афиша" вас пока обгоняет?

Странный вопрос. “Победить” “Афишу” не является моим Сталинградом, никто на уровне издательского дома такой задачи не ставил. Тем более что в строгом смысле слова мы конкурентами не являемся – разные ниши с точки зрения маркетинга. А не в строгом – в Рунете существуют киноресурсы, у которых посещаемость значительно выше, чем по разделу кино “Афиши”.

Вообще, подобная телеология – догонять кого-то – представляется мне непродуктивной, поскольку провоцирует на вздорные и некрасивые решения. Логичнее строить собственные планы по развитию и добиваться их выполнения. Сейчас у нас 800000 – 1150000 посетителей в месяц, в зависимости от того, каким счетчиком вы предпочитаете пользоваться, и около 4500000 просмотров страниц. При этом трафик стерильный, на покупку кликов денег в бюджет не заложено вообще, люди приходят из поисковиков и закладок. Так что, если есть желание с кем-то сравнивать, – пожалуйста.

Что входит в обязанности главного редактора одного из ведущих киносайтов?

В мои обязанности входит строить предположения. То есть, разумеется, я делаю все то же самое, что главный редактор любого СМИ. Это управление работой редакции, определение политики издания и ключевых тем, поиск форматов, общение с участниками индустрии и все такое, плюс интернет-специфика – анализ статистики, например. Но самое существенное – строить предположения о том, куда все движется, поскольку все очень быстро меняется. Эта сумма предположений должна отлиться в новый сайт, который мы планируем скоро запустить.

Что Вы обязаны учитывать, вывешивая материал? В чем специфика Интернета, кроме, понятно, скорости?

Ну, например, в Интернете сложнее красть: если автор тупо переписал западную статью, это обнаружится довольно быстро. Но вообще, я не вижу особенной разницы. Считается, что в Сети тексты должны быть короткими, так их лучше читают. Вероятно, это правда. А что, в офф-лайне это не так? Я считаю, что все зависит от задачи и аудитории, которую ты выбрал.

Важно ли для людей, которые работают в Интернете, высшее образование?

Образование – это очень хорошо, особенно хорошее. Но для людей, которые двигают Интернет, необходим довольно разнородный набор знаний, как технических, так и гуманитарных. Не уверен, что этому где-то учат. Тем более что не так уж много людей выносят из современных вузов умение и желание думать.

Но еще важнее даже не образование, а простое любопытство: человеку должно быть интересно болтаться на Wired, на “Хабрахабре” или еще в каком-то подобном месте, и думать обо всем этом. Знания можно наработать. Любопытство – нет.

Как Вы ищете людей в штат?

Обычно знакомый, чье мнение для меня ценно, говорит: “Слушай, есть толковый человек, он хочет писать. Попробуешь?”. Такой хэдхантерский lo-fi.

Каких людей не хватает сайту Film.Ru? Что они должны уметь?

Всегда не хватает людей талантливых и мотивированных. Согласен даже на что-нибудь одно. Впрочем, мне в этом смысле повезло – у моих сотрудников все хорошо и с тем, и с другим.

Если говорить о проблемах, то в недостатке – даже не журналисты (хотя тут дела обстоят неважно), а, на мой взгляд, издатели – люди, которые способны создавать и удерживать в голове и редакционную, и технологическую, и маркетинговую, и менеджерскую составляющие проекта. Сегмент довольно молодой, и пока физически мало людей, обладающих необходимой суммой очень разнородных знаний. Впрочем, полагаю, что эта ситуация довольно скоро выправится.

Кого в Вашей профессии Вы считаете профессионалом?

Поскольку круг довольно узок, все на виду и на слуху, проговаривать смысла не вижу.

Традиционно в Интернете зарплаты меньше, чем в бумажных СМИ. Можете ли Вы позволить себе нужных специалистов?

Мне кажется, это миф. Есть популярные печатные издания с очень низкими зарплатами, есть интернет-издания, где люди получают хорошие деньги. Я могу себе позволить довольно много: очень хороших журналистов, например, или командировки для сотрудников на все главные кинофестивали. Разориться на собственную полноценную фотосессию и рыночный гонорар фотографу уже сложнее.

Во сколько в офисе интернет-сайта начинается и кончается рабочий день?

Формально день у нас начинается в 11 утра, кончается – когда все уходят. Обычно это бывает между 8 и 10 вечера. Но, по большому счету, в любом интернет-СМИ рабочий день не кончается никогда, просто один день плавно переходит в другой.

Могут ли Ваши сотрудники присылать материалы с Марса или с Филиппин? Зачем онлайн-проекту нужна редакция?

Это, конечно, невероятно соблазнительная концепция – организовать в трущобах Манилы “потогонки”, и за сто долларов на человека в месяц посадить филиппинцев клепать тексты. Тем более что три четверти контента Рунета они вполне в состоянии воспроизвести при помощи внятной должностной инструкции, программы-переводчика и рерайтера, который сидит, скажем, в Петушках.

Если серьезно, то издание без редакции вполне может работать, но только если для всех участников работа – это личное дело. Я имею в виду уровень их заинтересованности в проекте. Например, я не уверен, что у газеты Exile теперь есть редакция, хотя они снова начали выходить онлайн. Но это редкий случай. Обычно, чтобы оставаться целостным, живым, способным к развитию организмом, сотрудникам издания нужно общение, обмен мнениями, человеческие отношения, общий язык.

Что нужно, чтобы расти и развиваться в смысле карьеры, на Ваш взгляд?

Постоянное обучение, умение брать на себя ответственность и рисковать, хорошие ботинки и… страстное желание расти и развиваться в смысле карьеры.

Чем Вы будете заниматься лет так через пять?

Слава богу, не знаю. Вероятно – смотреть кино.