Назад к списку Профессия и карьера

Артем Аствацатуров: «Интернет-проекты: важен человеческий ресурс»

Артем Аствацатуров - заместитель директора департамента специальных проектов и развития бизнеса телеканала ТНТ. Занимался комплексными интернет-проектами, мобильным интернетом, видео-трансляциями в сети Интернет и т.д. Основной сайт телеканала делает и развивает департамент маркетинга, в котором также работает очень сильная интернет-команда с прекрасными идеями и проектами, нацеленная на поддержку существующих программ, промо и т.д. В компетенции департамента специальных проектов и развития бизнеса - коммерческие проекты и проекты на перспективу. Его прерогатива - new media: мобильные (wap-сайты) проекты с посещаемостью несколько десятков тысяч человек в день, голосовые порталы, интернет-вещание, социальные сети, многопользовательские игры и т.д. Артем Аствацатуров отвечает на вопросы корреспондента MediaJOBS.RU о том, как возникают и осуществляются интернет-проекты.

Создание и развитие интернет-проектов в традиционных медиа – массовая тенденция медиа-рынка сегодня. Расскажите о  том, как формируется концепции интернет-проектов, какие специалисты вовлечены в формирование концепции New Media?

Я бы выделил три стадии развития отношения традиционных медиа к Интернету. Первая – сайт в поддержку основного медиа. Это может быть сайт телеканала, издательского дома, радиостанции. Возможно, это даже сайты каких-то конкретных программ, журналов и т.д. Вторая стадия – создание сайтов и сервисов, дополняющих программы, развивающих отношения с аудиторией. Такие сайты не просто перепечатывают материалы, оставляют телефоны редакции и развивают другие формы обратной связи. Они позволяют войти в контакт с аудиторией, балуют ее бонусами и материалами, не вошедшими в эфир (выпуск). Самая интересная третья стадия, когда традиционное медиа использует свои ресурсы, опыт, знания для создания новых интернет-медиа. Порой эти ресурсы вообще не привязаны к офф-лайновой деятельности компании. Конечно, идеологически они связаны, но так телеканал может сделать сайт-базу с видео-кастингами, всевозможными приколами и т.д. Издательский дом запустит полноценное интернет СМИ, а часовая радиопрограмма перейдет на круглосуточное вещание в Интернете.

Сейчас на рынке работают Интернет-ресурсы всех трех стадий развития. Они по-своему успешны, и понятно, что первых больше, чем вторых, а третьих - почти нет. Третья стадия очень трудна, нужно ломать стереотипы. Поэтому часто традиционные медиа проигрывают в создании самостоятельных Интернет-проектов специализированным компаниям. Обладая большим ресурсом, опытом, объемом контента, они не могут отбросить старые методы работы, не могут отойти от устоявшихся стандартов. Примеров плохих проектов много, хороших - очень мало. Над концепцией работает команда. К сожалению, часто бывает, что концепцию делают одни, а пытаются ее реализовать другие.

Вопрос подбора специалистов очень труден на всех трех этапах. Но если на первом и втором этапе людей под полноценные проекты  найти сложно, то на третьем этапе новых людей нужно не только найти, но и дать им большие полномочия, дать возможность рисковать. Кто они, какие у них профессии – неизвестно. Один из самых профессиональных людей, с которым я работал над созданием различных new media проектов, вышел из юридической среды. Он руководил мной и направлял, он научил меня очень многому, но, в первую очередь, тому, что в творческой среде идеи – это уже не самое главное, главное – доводить проекты до конца.

Создать, наполнять,  продвигать  и продавать New Media –  что тяжелее? Какие специалисты выполняют эти функции? Что они должны знать в первую очередь?

Я не готов сейчас говорить о конкретных специальностях. Мне бы хотелось отметить главное – человеческий ресурс очень важен. У нас работают ребята, которых мы искали по полгода. А иногда человек приходит из ниоткуда и вдруг просто раскрывается – такое тоже бывает. И если говорить о new media, создаваемых силами традиционных медиа, то можно рассматривать вопрос о партнерстве. Важно понять, например, ситуацию – «мы издательский дом, а не Интернет-разработчик». И только если в стратегии развития есть цель создать отдельное полноценное бизнес-направление, тогда нужно создавать свое ин-хаус производство. Это трудно, как запуск любого нового бизнеса.

И нет разницы в создании, наполнении, продвижении и т.д. Правильный, полноценный проект разрабатывается комплексно. Уже на первом этапе известно, как его наполнять и продвигать. И везде свои сложности – например, в наполнении большая сложность с эксклюзивными материалами, копирайтами и т.д.

Есть ли разница  в технологиях развития интернет-проектов для ТВ, радио и прессы?

Разницы нет. Интересный проект можно создать даже для радиоточки ВДНХ, которая рассказывает о том, что творится в каком-либо павильоне. Технологии везде одинаковы. Можно просто разместить форму обратной связи и забыть про общение с аудиторией, а можно бить по голове менеджера, который не ответил на запрос в течение суток. Все дело в отношении. Новое медиа сейчас в понимании многих – это разные модные штуки вроде пользовательского контента, блогов и т.д. Я считаю, что новое медиа - это просто новый подход к делу, новый менеджмент, обкатанный в успешных мировых компаниях. Если топ-менеджер из FMCG компании приходит в девелоперскую фирму, он может создать new development. Если маркетолог компании Mars приходит на телевидение, он создает новое телевидение. В данном случае я говорю о директоре телеканала ТНТ Романе Петренко. То есть new media – это просто новые люди, новый подход, новая ответственность. А в какой среде и для каких бизнесов – не так уж и важно.

Интернет – относительно новая область знания и профессионального опыта. Достаточно ли специалистов? Каких не хватает? Где можно получить «правильное» для этих целей образование?

Специалистов катастрофически не хватает. Кроме того, нет людей, готовых контролировать этих специалистов, ставить им задачи и цели. Специального образования сейчас нет. Курсы, тренинги и факультативы в некоторых вузах дают лишь некоторый технический background. Все остальное – только опыт. Когда я в 1995 году заканчивал школу, очень модной была специальность «менеджмент». Она появилась практически во всех ВУЗах. В 2001 года все эти менеджеры выпустились, а сейчас уже на рынке должно быть несколько выпусков менеджеров новой волны образования. Но любой работодатель скажет: «менеджеров нет». Потому как знание финансового учета, трейдинга, маркетинга, делопроизводства и т.д. – это просто основа. Все остальное – опыт, труд. Тоже самое происходит сейчас с модой на «интернетчиков». Интернет - среда специфичная, пока еще специфичная, но это просто одно из направлений бизнеса. Думаю, что лет через 10, Интернет- дисциплины просто будут включены в программы MBA бизнес-школ, в программы технических ВУЗов и т.д.

 Как Вы видите типичную успешную карьеру специалиста Интернет-проектов? С чего надо начать? Что надо учесть? Чего не надо делать ни при каких обстоятельствах?  

Сейчас на рынке пока еще ценятся люди, которые умеют делать своими руками некоторые вещи  – верстку, дизайн, обработку графики, простой код. Эта особенность связана с нехваткой специалистов, поэтому ищут тех, кто в случае необходимости сможет хоть что-то «подхватить». Поэтому сейчас цепочка опыта работы может выглядеть таким образом – домашняя страничка, веб-мастер где-нибудь, менеджер Интернет-проекта, руководитель Интернет-проекта. Рост снизу. Но очень скоро на рынке появятся профессионалы с другой историей – менеджеры по маркетингу, которые курировали сайты своих компаний; редакторы Интернет СМИ; пиар-специалисты. И лет через пять приход специалистов начнется сверху и сбоку – знать возможности Интернета для любого менеджера станет столь же важно, как сейчас любому менеджеру необходимо знать основы маркетинга и делового общения.

Нужно постоянно развиваться. Нужно расширять зону своих компетенций и очень важно быть готовым погрузится в офф-лайн бизнес. Чистых Интернет- компаний пока еще мало, поэтому часто он-лайн и офф-лайн тесно переплетены, и нужно уметь находить новые точки соприкосновения. Нужно учитывать, что пока Интернет специфичен, придется учиться говорить на языке большинства. «CTR», «цитирование», «трафик», «падение DNS сервера» -  это термины не для маркетологов, менеджеров, директоров, с которыми придется общаться во время работы. Нужно понимать их задачи на их языке и потом уже выстраивать стратегию Интернет-развития. Для любого офф-лайн бизнеса «посещаемость» – это пустой звук, а «увеличение продаж за счет Интернета» - замечательный повод для премии. И еще ни при каких обстоятельствах нельзя себя дискредитировать. Не нужно делать то, что противоречит внутренним установкам – спам, черная оптимизация, дыры в ПО, чтобы насолить и т.д. Иногда Интернет-специалиста подталкивают к этому – «давай, это работает и т.д.» Важно уметь аргументированно  отстаивать свою точку зрения и не переступать через себя.

О каких технологиях в интернет-проектах Вы можете рассказать, что Вы мечтаете реализовать?

О технологиях рассказывать скучно. Какие-то новинки сейчас и так раскручены и известны. Кстати про технологии – в Интернете постепенно начинается выкристаллизовываться специализация. Многим предстоит выбор – глубоко изучать какие-то конкретные вещи, либо знать про все из них и уметь работать с узкими специалистами. И  то и другое будет востребовано.

Я мечтаю делать проекты, которые будут «улыбать» людей - радовать. Мне будет трудно работать над сайтом трубопрокатного завода, хотя я знаю, что можно через Интернет продавать трубы на миллионы рублей. Мне важны живые проекты. В целом я люблю сложные проекты, объединяющие многие направления одновременно, – у меня был опыт, когда в одном проекте были связаны Интернет сайт, мобильный wap-сайт, SMS-сервис, видео-трансляция, съемочная площадка – объединить все это так интереcно!