Назад к списку Профессия и карьера

Дарья Пенчилова, «РИА Новости»: «Хороший интернет-продюсер всегда использует азы SMM, SMM думает, как интернет-маркетолог, знает и наблюдает, как работают редакторы социальных медиа»

Дарья Пенчилова. В 2008 году окончила факультет журналистики МГУ, кафедру новых медиа. С 2007 года работает в «РИА Новости», сначала в должности интернет-продюсера, затем начальника отдела продвижения. В 2011 году занимает должность директора дирекции продвижения и социальных сетей агентства. Курирует в «РИА Новости» процессы, связанные с социальными медиа и исследованиями процессов в них, UGC, пользовательскими сервисами, привлечением аудитории.

В каких сегментах электронных СМИ цифровые технологии максимально потребовали новых профессиональных квалификаций сотрудников? Производство контента, дистрибуция, продажи, маркетинг, техника и технологии?

Абсолютно во всех. Нельзя найти рекламодателя под интерактивное видео, если хотя бы на примитивном уровне не можешь объяснить клиенту, как это делается.
И в целом то, что новые квалификации нужны во всех сегментах – это одна из самых серьезных проблем. Не все рынки быстро перестраиваются, не по всем специальностям сейчас выпускают специалистов с актуальными знаниями. Поэтому ситуация, когда производство бежит впереди продаж или, напротив, рынок и продажи хотят того, что производители еще не готовы дать, - повсеместная.

Как традиционные профессии в медиа изменились в связи с цифровыми технологиями?

Я могу судить о работе в информационном агентстве. В новых медиа речь идет прежде всего о кроссплатформенном мышлении сотрудников редакции. Собирая объем информации, журналист больше не может просто выпустить сообщение на ленту. Он обязан подумать, что уйдет на ленту, что – на сайт, что – для мобильных, а что - инфоэкраном. Это концепция потребления «пять экранов», но уже с точки зрения производства.
Во-вторых, невозможно больше мыслить категориями только текста. В основе работы современного журналиста лежит мультимедийность. А это – и новые навыки (снять и передать фото и видео, быстро смонтировать, собрать информацию для инфографики, найти какие-то детали или даже целую историю в социальных сетях), и другой образ мышления, другие принципы управления своим временем.
В третьих, журналист теперь постоянно ориентируется на аудиторию. Если еще 5-7 лет назад с трудом можно было себе представить, что журналисты, которые традиционно работали на ленту и только на ленту, были озабочены тем, попал материал на сайт или нет, сколько у него просмотров, какие комментируют пользователи, поставили ли этот материал в социальные сети и сколько «лайков» и «расшариваний» он собрал, то теперь это ежедневный принцип работы. Обсуждение на планерках того, что сегодня актуально в социальных медиа, что обсуждается – это теперь совершенно обычная история.
В четвертых, это расширение подходов к поиску тем и проверке фактов. Само по себе развитие интернета вместе с ростом использования социальных сетей дает совершенно новые возможности.

Появились совершенно новые профессии Digital media. Какие задачи решают эти специалисты?

Подразделение, которым я руковожу, все состоит из представителей этих самых «новых профессий». Это интернет-маркетологи, интернет-продюсеры, SMM, редакторы социальных медиа, менеджеры по работе с пользовательским контентом, интернет-модераторы, аналитики социальных сетей и прочие.
И эти специальности возникают буквально у нас на глазах. Вполне вероятно, что в будущем нам понадобятся специалисты по организации краудсорсинговых историй, например.
Самое интересное и сложное одновременно – большинство их этих людей в идеале комплексные специалисты. То есть, они лучше всего, конечно, разбираются в своем направлении, но знают об общих принципах работы на всех остальных. Хороший интернет-продюсер всегда использует азы SMM, SMM думает, как интернет-маркетолог, анализирует социальные медиа для глубокого понимания процессов, знает и наблюдает, как работают редакторы социальных медиа и SMM.

Назовите 5 профессий, наиболее востребованных и перспективных для Digital СМИ в ближайшие пять лет.

- продакт-менеджеры, которые умеют мыслить на стыке контента, технологий производства, каналов производства и аудиторий;
- «универсальные» маркетологи, которые мыслят сразу категориями аудитории сайтов СМИ, социальных медиа, мобильных устройств и т.п.;
- проектировщики интерфейсов;
- разработчики;
- сейлз-менеджеры, которые умеют работать с кроссплатформенными продажами.

Какие процессы они будут обслуживать и какие задачи решать?

Пользователь настоящего и будущего – тот, которого нужно «достать» на всех устройствах, которыми он пользуется. Этот пользователь совмещает просмотр ТВ с общением в социальных сетях, потребляет радио и мобильный интернет сразу.
Значит, все эти специалисты должны сделать историю максимально комфортной и работающей: универсальные интерфейсы, привычные механизмы, комплексное производство и т.п.

Какие вузы уже готовят или планируют подготовку таких специалистов?

Лучшие специалисты в этой области сейчас в ВШЭ. Наверное, это первый вуз в стране, который задумался о том, что рынку нужны медиаменеджеры и новые компетенции.

Какие еще изменения на рынке труда электронных СМИ в связи с цифровыми технологиями Вы можете прогнозировать?

Предполагаю, через 1-2 года мы будем иметь снижение среднего уровня оплаты труда для специалистов «новых» профессий, потому что сейчас подрастает и быстро учится еще более новое поколение специалистов.