Назад к списку Профессия и карьера

Денис Воронков, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»: «В «АиФ» все журналисты знают, что такое EBITDA»

Денис Воронков. В 1997 году окончил Белорусский государственный университет по специальности «экономическая кибернетика». С 1995 по 2001г. работал в ОАО «Белорусский Биржевой Банк». С 2001 по 2005г. — заместитель генерального директора в совместном белорусско-английском совместном предприятии. С 2005 по 2011 г. — управляющий группой издательских компаний «Толока». С апреля 2011 года — генеральный директор ЗАО «Аргументы и факты». Своим главным достижением в нынешней работе считает создание нового цифрового продукта - сайта AIF.RU, который по количеству привлекаемой целевой аудитории уже вошёл в десятку крупнейших интернет-СМИ России, а также обеспечение динамики продаж традиционного бумажного издания выше средних значений рынка.

Денис, история Вашей карьеры в медиабизнесе интересна многим, потому что она нетипична для столичного топ-менеджера крупного издательского дома. Расскажите, как Вы пришли в издательский бизнес, как стали генеральным директором ЗАО «Аргументы и факты».

В университете я учился на факультете прикладной математики, изучал экономическую кибернетику. Наибольшее внимание там уделялось математике, статистике, программированию. Уже с четвёртого курса я начал работать в банковской сфере - в середине 90-х это был динамично развивающийся рынок. После пятилетней работы я завершил карьеру в банке на позиции начальника валютного управления. Затем я принял предложение о работе заместителем генерального директора на совместном белорусско-английском производственном предприятии, занимавшемся ландшафтным дизайном, экологией. Это был очень интересный жизненный и управленческий опыт. Мы ухаживали за лесом и экспортировали продукцию во все европейские страны - от Италии до Норвегии. В штате было более 1000 человек. В этой компании я также провёл около пяти лет, занимался всей операционной работой. Потом мне поступило предложение попробовать свои силы в издательском доме «Толока». Буквально через месяц работы я побывал на большом отраслевом семинаре. Именно тогда у меня возник интерес к медиа: мне нравится сама отрасль и очень интересны люди, которые в ней работают. И вот уже почти 9 лет как работаю в медиаиндустрии.

До Вашего прихода в «АиФ» очень часто, почти каждый год, менялось руководство. Какие управленческие задачи были поставлены перед Вами?

Всё-таки я не считаю себя творческим человеком, но как работать с творчески одарёнными людьми, хорошо понимаю, и мои ключевые задачи: выработать правильные стратегические решения по развитию бизнеса, отстроить эффективные бизнес-процессы в компании и создать благоприятные условия для плодотворной работы сотрудников.

У нас в ИД, согласно законодательству о СМИ, редакция и дирекционные департаменты работают параллельно. Конечно, есть ключевые точки, где идёт плотное сотрудничество - сдача номера, выбор типографии и другие, - но непосредственно к творческим процессам я не имею отношения. Успех «АиФ» можно объяснить и математически - у нас огромная аудитория читателей, с которыми мы всегда держим обратную связь. Мы прекрасно понимаем, для кого пишем. В нашей работе мы используем не только данные общепризнанных исследовательских инструментов. У нас есть также и фокус-группа читателей, после выхода каждого номера мы точно знаем, как был воспринят тот или иной материал. А если говорить про интернет-редакцию, то здесь вся статистика видна в онлайне. Если статью никто не читает, то не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что она не очень хороша.

Как Вы оцениваете происходящие изменения в отрасли и реагируете на вызовы падающего рынка печатных изданий? 

Благодаря развитию цифровых технологий изменилось поведение людей. Первый бум мы видели с распространением Интернета. На сегодняшний день в крупных городах России им обеспечены около 70-80% населения. С появлением портативных устройств и смартфонов началась вторая стадия бума. Распространение гаджетов c хорошим доступом в Интернет также будет около 70%, что уже приводит, к изменению модели потребления информации. Россия здесь не уникальна, мы идём по американскому и европейскому пути, и все тенденции понятны. Но часть людей предпочитают получать информацию в бумажном виде - эти люди были, есть и будут. Говорить о бурном росте газет и журналов сейчас не приходится, но нет оснований считать, что печать в ближайшие годы пропадёт.

Понятно, что нас читают не из-за удобного приложения для планшетов или из-за лучшей полиграфии в бумажном издании. Читателю важно, как происходящее в стране и в мире скажется на нём лично. Мы никогда не были и не хотим быть новостным агентством. Время агрегаторов уже закончилось — есть Google, Яндекс-новости… Мы специализируемся в первую очередь на том, что даём читателю проверенную аналитическую информацию от лучших экспертов и эксклюзивные материалы от региональных корреспондентов, которые просто невозможно добыть в Москве. Любое СМИ может быть успешным только при наличии уникального контента. 

Мы достаточно поздно стартовали в цифровом направлении, необходимо было его форсировать. Мы разработали стратегию, сформировали команду. В онлайн мы перешли на вещание 24/7, перезапустили региональные сайты. На сегодняшний день наш портал — это полноценный головной сайт и 40 региональных, которые действуют в единой системе. Не все издательские дома имеют разветвлённую сеть региональных представительств, это одно из ключевых преимуществ «АиФ»: у нас 60 региональных партнёров. Если новость на региональном сайте становится популярной, она сразу же вытягивается и на головной, федеральный портал, — не все события происходят в Москве. 

Как Вы выстраиваете процессы в работе журналистов газеты и интернет-редакции? 

Конвергенция у нас есть там, где она возможна и эффективна. Объединённая редакция - это больше история для ежедневных газет. У нас еженедельная газета и диджитал-новости 24/7, поэтому мы сохранили две редакции, но перешли к совместному планированию и организации взаимодействия. Например, два раза в сутки газетные журналисты присутствуют на интернет-планёрках, а интернет-редакция участвует в планёрках газетчиков. Наши газетные журналисты получают задания от сайта, когда надо получить комментарий эксперта, взять интервью и так далее. 

К сожалению, пока нельзя сказать, что в интернет-редакции процессы окончательно выстроены, всё постоянно меняется, рынок быстрорастущий, появляются новые форматы. Например, мы полностью изменили структуру новостей, сюжетов, а старый сайт не был приспособлен к таким метаморфозам. Пришлось создавать новый. С развитием широкополосного доступа в Интернет у пользователей появилась возможность смотреть видео, сейчас это очень востребовано. Наш конёк – инфографика, на которой «АиФ» специализируется давно. Но традиционные газетные правила здесь не работают, поэтому графику необходимо адаптировать для удобного просмотра на экране.

Каких специалистов потребовали глобальные изменения в «АиФ»? 

Мы отбираем в команду людей, которые могут выполнить поставленные задачи, демонстрировали аналогичные успехи в прошлом, и есть большая вероятность того, что они продемонстрируют эти успехи сейчас. Кадровой революции не было. «АиФ» - лидер рынка, и в нём всегда был очень сильный состав топ-менеджеров. Поэтому никаких экстраординарных ситуаций вроде «ушли одни - пришли другие» никогда не было, все замены происходили планово. 

При появлении вакансии в качестве кандидатов в первую очередь мы рассматриваем сотрудников нашей компании, из наших региональных предприятий, а потом уже на рынке.

На какие российские или международные образцы управления медиабизнесом вы сегодня ориентируетесь?

Когда три года назад мы разрабатывали стратегию, мы проводили бенчмаркинг по всем мировым лидерам в издательском деле. И международные консультанты, которых мы привлекали для этой работы, наиболее близким кейсом для нас назвали журнал «The Economist».

В принципе еженедельная газета - это небольшой парадокс для медийного рынка. Во всём мире такие аналитические еженедельные издания обычно выходят в виде журналов. Если говорить о бизнес-ценностях, то у нас никогда не будет желтухи, девиц на обложке. Выбранная нами ниша похожа на нишу «The Economist», но это издание более специализированное, с финансовой направленностью, а мы - более массовое. При этом наши экономические эксперты пишут ёмким, нетривиальным языком, их комментарии рассчитаны на думающего читателя.

В чём особенности Вашей команды и её корпоративных правил?

Наш успех прежде всего командный. Мы совместно выработали достаточно много правил, которых неукоснительно придерживаемся. Например, очень редкое на медиарынке качество – дружелюбие, чтобы в общении между сотрудниками не было негатива. Это важное качество должно быть и у тех, кого мы принимаем в команду.Другое правило – самостоятельность. У каждого руководителя есть свой бюджет, за который он отвечает головой: есть доходная, расходная часть и главный показатель, который с финансовой точки зрения оценивает его успешность, EBITDA и выручка. Если он выполняет и перевыполняет показатели, то ему можно многое простить. Если не выполняет, то, к сожалению, долго продолжаться это не может.

У нас все болеют за общий результат. В «АиФ» все журналисты знают, что такое EBITDA; новые проекты всегда проходят совместное обсуждение. Правильно распределив полномочия среди сотрудников, чтобы они были не винтиками в процессах, а их авторами, хозяевами и несли за них ответственность, мы добились результатов, которые, по  данным мониторинга, в настоящее время превосходят показатели всех наших коллег.

В каких кадрах особенно испытываете потребность?

Мы постоянно ищем журналистов из разных областей – людей, интересно пишущих, всегда видно, и мы следим за их творчеством. Всегда находимся в поисках хороших продавцов. Надо сказать, что нам удалось сформировать хорошую службу продаж. Как показывают мониторинги, по динамике продаж – а это один из KPI нашего успеха, - мы идём лучше, чем весь рынок прессы, и в этом заслуга команды наших продавцов. 

В заключение два традиционных вопроса от MediaJOBS.

Что Вы сегодня успеваете читать?

Из деловой литературы читаю много и в любых форматах - нет решений на все случаи жизни, можно пользоваться сегодня одним, завтра другим. Перечитываю, например, «Бизнес в стиле фанк» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале) - актуально сегодня ещё раз переосмыслить.

Рекомендую книгу Чана Кима и Рене Моборна «Стратегия голубого океана».Люблю французскую современную литературу, а в ней часто идут отсылки к Прусту, Фурье, поэтому сделал над собой усилие: прочитал недавно два тома Пруста. Это было непростое испытание (рассмеялся).

Три секрета успешной карьеры от гендиректора ИД «АиФ» Дениса Воронкова?

Трудолюбие, нацеленность на результат, а не на процесс и, конечно, удача.

 

Беседовала Татьяна Каткова, Штаты.RU, MediaJOBS.RU

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Республика Татарстан
от 50 000 руб.
Подробнее
10 часов назад
Подробнее
Москва
от 45 000 до 50 000 руб.
Подробнее
5 часов назад
Подробнее
Санкт-Петербург
от 20 000 до 40 000 руб.
Подробнее
6 часов назад
Подробнее
Московская область - Север
от 80 000 руб.
Подробнее
18 октября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
17 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 октября
Посмотреть все вакансии