Назад к списку Профессия и карьера

Дмитрий Медников: «Во время кризиса настоящие профессионалы не потеряли ни саму работу, ни в зарплате»

Дмитрий Медников, заместитель председателя ВГТРК. Закончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 2000 по 2006 гг. — шеф-редактор программы «Международная панорама», руководитель отдела международной информации Дирекции информационных программ телеканала «Россия», c 2006 года — главный редактор телеканала Вести-24. С 2008 года — главный редактор радиостанции Вести-FM. В ВГТРК Дмитрий Медников возглавляет Департамент развития цифровых технологий, который объединяет несколько направлений, таких, как интернет, мобильное и цифровое телевидение, мультимедиа.

Как Вы определите  для «массового читателя» особенности, которые дают производству телевизионного контента цифровые и мультимедийные технологии?

Появление новых технологий определяет особенности, в первую очередь, не производства контента, а того, как он выглядит для аудитории. Если раньше было первично содержание, то сейчас все более и более значимыми становятся форма и способы получения информации аудиторией. В таких условиях появляется необходимость в людях, которые способны сочетать в себе знание все более развивающегося технологического процесса, и тех, кто готов на этом фоне развивать содержательную часть, или, как минимум, сохранять ее и не давать ей быть более ущербной из-за развития технологической составляющей.

Поэтому появляются несколько иные принципы формирования телевизионных команд. Кроме того, новое оборудование требует все большего времени на изучение, причем, не просто в качестве пользователей, но в какой-то степени и как разработчиков.

Это заставляет планировать те или иные эфирные решения не в контексте «купим, освоим, сделаем», а в контексте «купим, будем долго учиться, пока производя на параллельной технологии, постепенно введем в эфир». Длина планирования увеличивается, становится все более важным выбор технологичских платформ. Ошибка в выборе может быть драматической с точки зрения нескольких лет развития, а также доставки контента и самого производства. Такое отставание придется достаточно долго и довольно затратно ликвидировать.

Таким образом, появление новых сред вещания и новых технологий производства контента определяет необходимость выстраивания планирования. А поскольку технологии появляются все быстрее, приходится планировать все более тщательно. Если раньше можно было планировать на 10 лет, то сейчас лучше на год. Это гораздо сложнее. А год простоя или выбор неверного направления может обернуться трех-четырех-пятилетним технологическим разрывом, который просто не позволит делать то, что делают, скажем, наши западные коллеги.

Какие специалисты, профессиональные навыки дефицитны сегодня в производстве мультимедийного контента?

Общую историю телевидения никто не менял: есть хорошая картинка, ее нужно красиво монтировать, под нее нужно адекватно писать текст. Меняются технологии, которые используются. Должны появляться люди, и они появляются, которых раньше не было на телевидении. Условно говоря, раньше не нужно было, чтобы телевизионный дизайнер разбирался в той или иной степени в компьютерных технологиях. Раньше не нужно было, чтобы в телевизионной компании были специалисты по программированию и компьютерам. Сейчас они должны быть. Это не значит, что резко должны поменяться люди, которые делают собственно телевидение. Это значит, что должны быть найдены стыки этой профессии с иными технологиями и профессиями, которые раньше для телевидения и радио были чужды. Дальше вопрос в том, что новым специалистам необходимо понять телевизионную технологию.

Если люди, работающие на телевидении, рассчитывают, что придут с рынка готовые, все понимающие в технологии телевидения айтишники, то они глубоко ошибаются. Таких на рынке нет, потому что не могло возникнуть. Постепенно появляется отрасль телевизионного ИТ. На Западе она возникла лет 25 назад, у нас она возникает сейчас. Это профессионалы от ИТ, представляющие себе цели и задачи телевизионного бизнеса.

Наверняка требуются новые знания и иной опыт в продвижении и дистрибуции контента в цифровую эпоху? Есть ли такие специалисты, и где они получали опыт?

Проблема была всегда, сейчас особо ничего в этом плане не изменилось. Существуют задачи телевидения, задачи СМИ. Всегда существовал дефицит людей, которые готовы отождествлять себя с этими задачами.

Сказать, что появление мультимедиа и цифровых технологий создало какой-то невероятный вакуум с точки зрения рынка труда, я не могу. Оно создало вакуум с точки зрения телевизионных менеджеров, которые говорят: "А мы не будем общаться айтишниками, потому что не наше дело - рассказывать им про телевизионный бизнес, пусть это сделает кто-нибудь другой". Это не вакуум специалистов, а вакуум людей, которым очень нравилось, как долгое время существуют телевизионные технологии, им физически уже не хочется что-то менять в себе по отношению к этой технологии, допускать к себе и понимать, что необходимы новые профессии и новые инструменты. В этом проблема, она не в рынке, рынок всегда был перенасыщен, а вот профессиональных людей в любой области всегда было мало. В кризис стало очень много людей, которые ищут работу, но еще меньше профессиональных людей, которые ее ищут.

Кризис вывел на рынок в большинстве своем людей, которыми работодатели дорожили в меньшей степени. Это непрофильные активы, это люди, которые не могли что-то ценное вложить в общий бизнес. Настоящие профессионалы не потеряли работу и не потеряли в зарплате. Собственно, кто такие профессионалы? Это люди, которые готовы отождествлять себя с задачами компании, и при этом обладают рядом навыков. Существенная часть людей, которые обладают такими же навыками, но не готовы к этому отождествлению, изначально считаются меньшими профессионалами.

Откуда приходят специалисты к Вам в компанию?

В основном из других телекомпаний, ИТ-компаний, или компаний, занимающихся дизайном. Небольшое количество приходит после вузов.

Как Вы лично решаете вопрос с созданием высокопрофессиональных команд для Ваших проектов? Является ли для вас наличие диплома об окончании какого-либо вуза решающим при приеме на работу? И какие это вузы?

Иногда потрясающе интересно работать в области технологий и графики с выпускниками технических вузов. И они очень много привносят в телевизионные технологии. Их мало, они редко сюда попадают, так как нет взимодействия отраслей. Но когда они попадают, с ними бывает очень интересно, они очень много всего предлагают - скажем так, техническую точность решений, что важно.

Традиционно ценятся дипломы топовых гуманитарных вузов вроде МГУ, МГИМО, РГГУ. Правда, сейчас, по моим общущениям, строчка «вуз» в резюме системообразующей и определяющей не является. Хотя, конечно, очевидно, что первые три-четыре-пять гуманитарных вузов снабжают на 80 процентов кадрами большую часть гуманитарных отраслей. И остаются еще процентов 20, которые делятся между всеми остальными вузами.

Так происходит даже не потому, что кто-то смотрит на строчку в резюме, просто все топовые вузы находятся в Москве, они выпускают много студентов, и этим студентам технологически проще к нам попадать.

Мне, например, доехать до московского факультета журналистики ближе, чем до хабаровского. Возможно, что общение со студентами в Хабаровске было бы ничуть не менее плодотворным. Но вероятность того, что мы встретимся, на два порядка ниже. Студенты московских вузов проходят у нас летнюю практику, и мы были бы тотально счастливы, если бы существовала схема, при которой практику проходили бы отличившиеся студенты региональных вузов. Но пока такой практики не существует. И мне кажется, что говорить про разницу в качестве образования в Москве и в регионах не совсем правильно. У меня не было возможности это проверить, я просто не уверен, что московское образование лучше, например, новосибирского. Но если человек из региона не проявил невероятные чудеса настойчивости, не имеет каких-то средств, не сумел выбраться в Москву, то вероятность того, что люди, которые у нас работают, встретятся с ним, приближается к нулю. И основную проблему я вижу в этом.

Наверное, есть очень неплохие региональные вузы и системы обучения, я с такими, по крайней мере, несколько раз сталкивался по разным направлениям. Например, по ИТ-направлению работать с ребятами, которые заканчивали региональные вузы, доставляет невероятное удовольствие. Они кропотливы, с интересом придумывают те решения, которых на рынке в Москве нет, или которые стоят безумных денег. Но способ взаимного нахождения между нашей компанией и ими, конечно, крайне сложен. Мы это решаем каким-то образом, ведь в ИТ можно выстраивать конструкцию дистанционной работы. В телевизионном бизнесе это сложнее, а в смежных отраслях, вроде телевизионного дизайна, почти невозможно, только в каких-то эпизодических, редких ситуациях.

Кроме того, в больших вузах преподаватели и руководители кафедр активнее в большинстве своем в общении с медиакомпаниями, даже не с точки зрения устройства студентов, а просто мы все гораздо чаще встречаемся и общаемся.

Достаточно ли традиционного образования, которое дают факультеты журналистики или технические вузы при подготовке специалистов для телевидения и радио, чтобы работать в мультимедийных проектах?

В вузах не хватает хотя бы каких-то людей, которые понимали бы текущие задачи учебного процесса. Наверное, у каждого вуза существует определенный план – какими тактико-техническими характеристиками должен обладать студент, который его заканчивает. И у них есть примерное понимание того, какими качествами должен обладать студент, чтобы его взяли на работу. Но они не хотят модернизировать свой учебный план десятилетиями – в вузах учебный план был адаптирован под социальную среду лет 40 назад. Рынок за это время изменился кардинально, востребованность появилась принципиально другая. По половине дисциплин до сих пор используются учебники 70-80 годов, в которых только Советский Союз заменен на Россию.

Им надо честно сказать судентам: "Друзья, есть набор вещей, которые вы, выйдя из вуза, будете знать благодаря нам, а вот это и это вы не будете знать - где хотите, там и учитесь, добирайте необходимые знания". Но они говорят: "Мы вас обучим всему тому, что необходимо для того, чтобы работать на рынке". Но при этом поменять свой учебный план не хотят. Я не знаю ни одного субъекта, где провели бы адекватную работу, сделали бы срез характеристик по разным сферам, сопоставили и начали модернизировать свой учебный план. Вместо этого они начинают говорить – нам не хватает матчасти, преподавателей… На самом деле, все есть, нужно только поставить преподавателям задачу, сказать: "Мы хотим, чтобы студенты, которые заканчивают вуз, умели пользоваться интернет-сервисами", например. Или умели монтировать. Базово научить этому несложно. Сейчас у нас так – пришел специалист, для галочки прочитал лекцию по монтажу, в результате никто ничего не умеет, потому что нет практики.

Создаются во время кризиса ли новые проекты?

Создаются, но более консервативно. То есть конструкция «давайте что-нибудь попробуем, хотя на 90 % ясно, что это не получится» исчезла. Шальных денег стало меньше – шальных стартапов стало меньше. Ведь многие проекты были просто безумные. Конечно, если у финансовой корпорации образуется сверхприбыль несколько сотен миллионов долларов в год, то сложно избежать желания вложить что-то в новые технологии, в мультимедиа и посмотреть, что получится. Сейчас это направление немножко сдулось. А те, кто адекватно вкладывал деньги в развитие, или те, кто собираются в него вкладывать с точки зрения расширения собственного бизнеса, благополучно продолжают это делать, ну, может быть, более осторожно.