Назад к списку Профессия и карьера

Дмитрий Тимощенко: «Мир мобильного контента: нужны менеджеры, которые не задают вопросы, а решают их»

Мобильный контент – это словосочетание в последнее время вошло в активный бизнес-словарь россиян. Кто не получал на мобильный телефон рассылку новостей или смс-отчет о состоянии своего банковского счета, не пользовался услугами мобильных платежей или не посещал в сети порталы радийных и телевизионных компаний? Мобильная коммерция и мобильный маркетинг развиваются, а значит, не останутся без работы разработчики WAP-сайтов и те, кто способен предлагать потребителю новые услуги. Кто именно нужен миру мобильного контента, об этом порталу MediaJOBS.RU рассказал исполнительный директор компании ИММО ("Информ-Мобил") Дмитрий Тимощенко.

Дмитрий, каких специалистов сегодня не хватает отрасли мобильного контента в широком смысле и конкретно - Вашей компании?

В первую очередь, квалифицированных менеджеров проектов и продуктов. Наша компания основана в 2000 году и сегодня является старейшим контент-провайдером и агрегатором на российском рынке. Первоначально коллектив ИММО насчитывал всего 8 человек, в их числе были и наши учредители. Сегодня мы считаем себя экспертами на контент-рынке; в группе компаний ИММО, включая дочерние и совместные предприятия стран СНГ, работает около 400 человек. Эти специалисты занимаются созданием продуктов, генерируют новые идеи, развивают уже существующие продукты и поддерживают их уникальность. Менеджеру проекта желательно иметь экономическое или техническое образование (чтобы создавать проект), а также обладать навыками маркетолога (чтобы просчитывать его окупаемость – нельзя же вкладывать время и деньги в то, что не принесет соответствующей отдачи). А поскольку компания растет, то нужны специалисты самых разнообразных профессий: от компоузера (специалиста по 2D-анимации) до журналиста. Если конкретнее – нужны разработчики ПО, администраторы UNIX и UNIX DBA, специалисты отдела нагрузочного тестирования, системный администратор Linux, тест-дизайнер (тест-проектировщик), программист отдела биллинга (C#, T-SQL). Нужны специалисты по управленческому учету и финансовому контролю, аналитики, бухгалтеры, специалисты отдела сопровождения. Нужны те, кто разбирается в маркетинге, рекламе, PR, креативе (например, креативный дизайнер и помощник дизайнера), в области продаж нужны менеджеры по развитию дилерской сети.

Для тех, кто, может быть, не знаком с продуктами компании ИММО: расскажите о самом известном проекте. Каких навыков и личностных качеств требует такая работа от Ваших сотрудников?

Компания ИММО в основном занимается проектами B2В. Продуктов, предназначенных непосредственно для клиента, у нас немного. Наиболее известные проекты – в области мобильной музыки, когда компания выступает партнером операторов сотовой связи. К ним относится ряд музыкальных порталов для операторов, а также услуга RBT (мелодия вместо гудка ожидания) в сетях двадцати операторов сотовой связи СНГ, партнером которых выступает в настоящее время ИММО.

Если мы хотим создать успешный проект или сделать успешным какой-либо из уже существующих, нам понадобится хорошая творческая инициатива, энтузиазм и уверенность в успехе. Кроме того, для любого успешного проекта, связанного с контентным рынком, требуется креативное мышление, знание существующих технологий VAS, возможностей по их внедрению, а также четкое знание потребностей рынка. Специалист должен быть увлечен своим делом, обязан постоянно отслеживать появление технических новинок, уметь находить им коммерческое применение и уметь позиционировать услугу для потребителя.

Кроме инициативности, креативности и знания рынка VAS-технологий (то есть дополнительных услуг в телефонных сетях), какие еще параметры Вы учитываете, отбирая людей для работы в компанию ИММО? Давайте попытаемся составить портрет идеального кандидата, допустим, на должность менеджера проекта…

Это человек в возрасте от 22 до 40 лет с опытом работы от полутора лет в IT или телеком-бизнесе. Обязателен опыт управления успешными проектами. Среди личностных качеств, которыми, с нашей точки зрения, должен обладать грамотный менеджер, основными являются эмоциональная устойчивость, организаторские способности, умение «зажечь» команду ради достижения цели, готовность нести ответственность за себя и за подчиненных ему людей, способность к самостоятельному принятию решений. Неважно, какого пола наш сотрудник – важно, умеет ли он успешно решать различные производственные задачи.

Сколько в среднем получает такой специалист?

Менеджер, отвечающий за какой-либо проект в сфере мобильного контента, может получать от 40 до 100 тыс. рублей - в зависимости от компании, квалификации и должности.

Есть ли на кадровом рынке готовые профессионалы для проектов мобильного контента?

Еще несколько лет назад не было совсем. Сегодня таковые встречаются, хотя и нечасто. Большинство специалистов приходится готовить самим. Обучение, как правило, проводится в форме кураторства со стороны перспективных работников, обладающих стажем и опытом. Кроме того, для сотрудников организуются внутренние тренинги по продуктам или по какой-либо дисциплине, например, по маркетингу с обязательным упором на практический аспект и отраслевую специализацию. При этом значительную часть такой подготовки составляет самообразование, и здесь для сотрудников хорошим подспорьем является корпоративная библиотека ИММО. Плюс к этому IT-специалисты могут заказывать любую специальную литературу за счет компании.

Какие смежные отрасли могут поставлять специалистов для отрасли мобильного контента?

Софтверные компании-разработчики ПО, космические государственные предприятия, операторы мобильной или фиксированной связи, рекламный бизнес, телеканалы.

А какие вузы сегодня выпускают специалистов, востребованных в отрасли мобильного контента?

Профильных вузов для нашего бизнеса не существует. Поэтому обращаем внимание на специалистов, которые получают хорошее базовое образование. На наш взгляд, эта «начальная база» лучше у выпускников МГТУ имени Баумана, МТУСИ, МИРЭА, МГУЛеса и некоторых военных академий, в которых готовят специалистов для космической отрасли. Они дают выпускникам хорошие базовые знания по управлению проектами, к тому же эти вузы отличает удачное сочетание технической и экономической теоретической подготовки.

Вы предпочитаете набирать сотрудников самостоятельно или обращаетесь к помощи кадровых агентств?

Ищем самостоятельно. К услугам кадрового агентства мы можем прибегнуть, если требуется специалист очень редкой направленности. Имеются в виду кандидаты на топ-позиции уровня руководителя дирекции или службы по специфической линейке продуктов (IVR, RBT), а также случаи внедрения в ИММО какой-либо новой технологии. В качестве примера могу привести такие узкие и единичные на рынке специальности, как системный аналитик или системный архитектор.

Для работодателя проблема не только в том, как найти квалифицированного сотрудника, но и в том, как его удержать…

Действительно, есть проблема: многие люди, которые стояли у истоков нашего бизнеса, перешли в крупные софтверные компании. Им нужен рост, более глобальные проекты. Но и нам нужны профессионалы. Поэтому стремимся создавать для сотрудников конкурентоспособные условия работы. Это и дотации на питание в корпоративной столовой, занятия спортом (волейбол, футбол, ролики, лыжи и сноуборд зимой, плюс пейнтбол, боулинг, спортивные турниры, детские праздники), корпоративный транспорт до метро, занятия в группах английского языка, которые проводят непосредственные носители языка. Но главное – стараемся отбирать людей увлеченных, которым интересно заниматься развитием мобильного контента в компании, стоящей у истоков этого бизнеса.

Если попытаться составить прогноз на ближайшие 3-5 лет, можете назвать специальности, в которых возникнет потребность рынка мобильного контента в первую очередь?

Думаю, кардинально в ближайшие годы ничего не изменится. Главным дефицитом, как и сейчас, будут менеджеры проектов, способные решать вопросы, а не задавать их. Здесь нужны грамотные управленцы, которые знают, что делать и в какой последовательности. Принципиально революционных же веяний на рынке не предвидится, поэтому специалисты новых "направленностей" вряд ли понадобятся.