Назад к списку Профессия и карьера

Драматург, сценарист Александр Пронин: «В профессии остаются лишь самые упорные, везучие и талантливые. Поэтому сценаристов-профессионалов действительно не так уж и много»

Александр Пронин - сценарист и преподаватель сценарного мастерства во ВГИКе, член СК, член правления Гильдии сценаристов кино и телевидения России. В 2001 году окончил ВГИК (сценарная мастерская В.К. Черных, Л.А. Кожиновой, Ю.И. Рогозина). Автор сценария фильмов «Неидеальная женщина» (2008 г.) и «Я покажу тебе Москву» (2009 г.), а также - сериалов «Призвание» (2005 г.), «Адвокат» (2005 – 2011 г.г.), «Шпионские игры» (2006 – 2008 г.г.), «Преступление будет раскрыто» (2008 – 2010 г.г.), «Шаповалов» (скоро премьера) и др.

Александр, расскажите, почему Вы выбрали профессию сценариста, и каков был Ваш путь в эту профессию?

Cценарист – это нечто среднее между любителем травить байки и ребёнком, играющим, допустим, в войну или дочки-матери. Видимо, в детстве я не наигрался. Потому что в середине девяностых мне надоело заниматься предпринимательской деятельностью, и я попытался поступить во ВГИК на дневное отделение. К счастью, не набрал проходной балл, оказался в заочной сценарной мастерской Валентина Константиновича Черных, Людмилы Александровны Кожиновой и Юрия Ивановича Рогозина. Подозреваю, что кое-чему я у них научился. Потому что с некоторых пор зарабатываю на жизнь написанием сценариев и вместе со своими учителями преподаю сценарное мастерство сразу в двух вгиковских мастерских: одной руководит Валентин Черных, а другой – его ученик, сценарист и кинорежиссер Юрий Рогозин.

Многие продюсеры и режиссеры говорят, что сейчас сценарист – остро дефицитная профессия. Согласны ли Вы с этим? Почему, на Ваш взгляд, так произошло?

Сегодня, по моим наблюдениям, сценаристами называют себя все, кому не лень. Вернее - лень каждый день мотаться в офис или разгружать фуры с мороженой рыбой. Эти люди работают по принципу, который когда-то здорово сформулировал Сергей Довлатов: «Каждое придаточное предложение - полкило говяжьих сарделек». Подобных «специалистов» более чем достаточно. И невдомек им, что сценарное творчество – это квалифицированный и, в этом случае, не такой уж и легкий труд. А раз так сложилось – значит, сомнительный драматургический материал пользуется спросом.

Но если продюсер заинтересован в качестве проекта, он обращается к кому-то из немногочисленных профи, которые, как правило, завалены работой на много месяцев вперед. Есть еще одна категория сценаристов – начинающие. Это, прежде всего, выпускники киновузов. Им приходится труднее всего. Ведь имена их не на слуху, и заказами их заваливать не спешат. Приходится пробиваться самим и конкурировать с непрофессионалами, готовыми работать за копейки на телевизионном конвейере, где ответственное отношение к делу зачастую только мешает, потому что тормозит сроки выполнения заказа. У одних такая работа напрочь отбивает приобретенные профессиональные навыки, у других – желание заниматься сценарным делом. В профессии остаются лишь самые упорные, везучие и талантливые. Поэтому сценаристов-профессионалов действительно не так уж и много.         

Может ли киносценарист переквалифицироваться в сценариста сериалов и наоборот? Насколько отличается их функционал друг от друга?

Сериал сериалу рознь. Появляются сериалы, которые, на мой взгляд, больше имеют отношение к кино, ориентированному на широкую взрослую зрительскую аудиторию, нежели современные блокбастеры для юного зрителя, посещающего кинотеатры, или выходящие в ограниченный прокат артхаусные фильмы, рассчитанные на кинокритиков и искусствоведов. С занятной психологией, яркими характерами персонажей, внятной идеей, захватывающим сюжетом и интересно придуманными сценами. Прежде всего, это, конечно, американская сериальная продукция для платных кабельных каналов.

Но и авторам отечественных сериалов тоже есть, чем похвастаться. К слову, скоро состоится премьера сериала «Шаповалов» с Александром Балуевым в главной роли, который мы с моим соавтором Юрием Рогозиным писали именно как киносценарий. Надеюсь, наши усилия не пропали даром, и у зрителей канала «Россия 1» будет возможность в этом убедиться. Разумеется, при написании сериальной истории, приходится учитывать некую специфику, связанную с технологией производства. Но профессиональный сценарист в этом смысле должен быть универсален.

Отличаются ли российская и западная сценарные школы? Чем именно?

Существует расхожее мнение, что наша сценарная школа полагается, главным образом, на интуицию творца. В отличие от американской, которая славится своей технологичностью. Возможно, такое мнение на чем-то и основано. Но я его не разделяю. Ведь, по сути, ремесло сценариста, где бы он ни жил, сводится к одному - умению рассказывать занятные истории про занятных людей.

Не стану умалять значение интуиции творца в этом процессе, но и без владения определенной технологией воплощения замысла тут далеко не уедешь. А в каком виде сценарист свои истории записывает и какими скрепками потом сшивает рукопись – это, по-моему, уже частности, очень важные, как говорят, в их реалиях, и не очень – в наших.

Что Вы можете посоветовать людям, которые сегодня собираются связать себя с профессией сценариста? Где и чему им лучше учиться? С чего начинать?

Когда я решил связать себя с профессией сценариста, я первым делом пошёл во ВГИК, на подготовительные курсы. В то время отечественного кино уже, по сути, не стало, а сериальное производство еще толком не возникло. Поэтому практически все кинодраматурги, проводившие у нас занятия, советовали нам выбрать себе другую профессию: мол, ни денег, ни славы вы, ребята, себе сценариями не заработаете. С тех пор многое изменилось, но людям, надеющимся таким образом обогатиться и прославиться, я все же не рекомендую связывать себя со сценарным делом. Эта работа на 70% - игра. Причем, игра по довольно жестким правилам с не всегда предсказуемым результатом. Любите играть, готовы подчиняться правилам и не представляете себе иной участи – можете начать хотя бы с тех же самых подготовительных курсов. По крайней мере, составите представление о набирающих мастерах. Ведь не только они выбирают вас, но и вы – их. А от правильного выбора мастера зависит многое.

Возможно, появляются новые профессии, которым не обучают в академических вузах?

Я могу судить лишь о том, что видно с моей, сценарной, колокольни. Новая профессия, недавно появившаяся в американском сериальном производстве, - шоураннер. Это сценарист, который совмещает на сериале функции главного автора и исполнительного продюсера.

Считаете ли Вы обязательным для успешной работы в кино и на ТВ наличие специального образования?

Для успешной - нет. А вот для качественной профессиональной работы специальное образование, пожалуй, не помешает.