Назад к списку Профессия и карьера

Егор Яковлев: «Нам нужны программисты очень высокого уровня, системные архитекторы, продюсеры и продавцы»

На вопросы портала MediaJOBS.ru отвечает Егор Яковлев – основатель и генеральный директор компании TvigleMedia. Егор имеет высшее техническое образование, закончил МИФИ. Общий стаж работы в профессии - более 10 лет.

Александр, расскажите, почему Вы выбрали профессию сценариста, и каков был Ваш путь в эту профессию?

Cценарист – это нечто среднее между любителем травить байки и ребёнком, играющим, допустим, в войну или дочки-матери. Видимо, в детстве я не наигрался. Потому что в середине девяностых мне надоело заниматься предпринимательской деятельностью, и я попытался поступить во ВГИК на дневное отделение. К счастью, не набрал проходной балл, оказался в заочной сценарной мастерской Валентина Константиновича Черных, Людмилы Александровны Кожиновой и Юрия Ивановича Рогозина. Подозреваю, что кое-чему я у них научился. Потому что с некоторых пор зарабатываю на жизнь написанием сценариев и вместе со своими учителями преподаю сценарное мастерство сразу в двух вгиковских мастерских: одной руководит Валентин Черных, а другой – его ученик, сценарист и кинорежиссер Юрий Рогозин.

Многие продюсеры и режиссеры говорят, что сейчас сценарист – остро дефицитная профессия. Согласны ли Вы с этим? Почему, на Ваш взгляд, так произошло?

Сегодня, по моим наблюдениям, сценаристами называют себя все, кому не лень. Вернее - лень каждый день мотаться в офис или разгружать фуры с мороженой рыбой. Эти люди работают по принципу, который когда-то здорово сформулировал Сергей Довлатов: «Каждое придаточное предложение - полкило говяжьих сарделек». Подобных «специалистов» более чем достаточно. И невдомек им, что сценарное творчество – это квалифицированный и, в этом случае, не такой уж и легкий труд. А раз так сложилось – значит, сомнительный драматургический материал пользуется спросом.

Но если продюсер заинтересован в качестве проекта, он обращается к кому-то из немногочисленных профи, которые, как правило, завалены работой на много месяцев вперед. Есть еще одна категория сценаристов – начинающие. Это, прежде всего, выпускники киновузов. Им приходится труднее всего. Ведь имена их не на слуху, и заказами их заваливать не спешат. Приходится пробиваться самим и конкурировать с непрофессионалами, готовыми работать за копейки на телевизионном конвейере, где ответственное отношение к делу зачастую только мешает, потому что тормозит сроки выполнения заказа. У одних такая работа напрочь отбивает приобретенные профессиональные навыки, у других – желание заниматься сценарным делом. В профессии остаются лишь самые упорные, везучие и талантливые. Поэтому сценаристов-профессионалов действительно не так уж и много.         

Может ли киносценарист переквалифицироваться в сценариста сериалов и наоборот? Насколько отличается их функционал друг от друга?

Сериал сериалу рознь. Появляются сериалы, которые, на мой взгляд, больше имеют отношение к кино, ориентированному на широкую взрослую зрительскую аудиторию, нежели современные блокбастеры для юного зрителя, посещающего кинотеатры, или выходящие в ограниченный прокат артхаусные фильмы, рассчитанные на кинокритиков и искусствоведов. С занятной психологией, яркими характерами персонажей, внятной идеей, захватывающим сюжетом и интересно придуманными сценами. Прежде всего, это, конечно, американская сериальная продукция для платных кабельных каналов.

Но и авторам отечественных сериалов тоже есть, чем похвастаться. К слову, скоро состоится премьера сериала «Шаповалов» с Александром Балуевым в главной роли, который мы с моим соавтором Юрием Рогозиным писали именно как киносценарий. Надеюсь, наши усилия не пропали даром, и у зрителей канала «Россия 1» будет возможность в этом убедиться. Разумеется, при написании сериальной истории, приходится учитывать некую специфику, связанную с технологией производства. Но профессиональный сценарист в этом смысле должен быть универсален.

Отличаются ли российская и западная сценарные школы? Чем именно?

Существует расхожее мнение, что наша сценарная школа полагается, главным образом, на интуицию творца. В отличие от американской, которая славится своей технологичностью. Возможно, такое мнение на чем-то и основано. Но я его не разделяю. Ведь, по сути, ремесло сценариста, где бы он ни жил, сводится к одному - умению рассказывать занятные истории про занятных людей.

Не стану умалять значение интуиции творца в этом процессе, но и без владения определенной технологией воплощения замысла тут далеко не уедешь. А в каком виде сценарист свои истории записывает и какими скрепками потом сшивает рукопись – это, по-моему, уже частности, очень важные, как говорят, в их реалиях, и не очень – в наших.

Что Вы можете посоветовать людям, которые сегодня собираются связать себя с профессией сценариста? Где и чему им лучше учиться? С чего начинать?

Когда я решил связать себя с профессией сценариста, я первым делом пошёл во ВГИК, на подготовительные курсы. В то время отечественного кино уже, по сути, не стало, а сериальное производство еще толком не возникло. Поэтому практически все кинодраматурги, проводившие у нас занятия, советовали нам выбрать себе другую профессию: мол, ни денег, ни славы вы, ребята, себе сценариями не заработаете. С тех пор многое изменилось, но людям, надеющимся таким образом обогатиться и прославиться, я все же не р

TvigleMedia — медиакомпания нового поколения,владеющая видеопорталом tvigle.ru и крупнейшей партнерской видеосетью, производитель и дистрибьютор профессионального развлекательного видеоконтента.  Расскажите, пожалуйста, какие новые профессиональные навыки, а, может быть, новые специальности  вызвало появление таких компаний, как Tvigle?

Наш бизнес по-своему уникален, так как находится на стыке совершенно разных сегментов рынка. С одной стороны, он опирается на технологии интернета во всем, что касается доставки контента – и по распространению информации, и по маркетингу, и по прочим вещам. С другой стороны, по природе своей, в отличие от большинства бизнесов, построенных в интернете, он является не сервисным, а медийным. Создаются новые продукты для этих новых медиа, а опыта в области создания видео для интернета в мире почти нет. Поэтому, в первую очередь, требуются профессионалы, которые готовы работать на стыке этих сегментов.

Есть существенная проблема – с точки зрения медийной структуры, контентного программирования, самым ближайшим аналогом нашего бизнеса является, все-таки, телевидение. С другой стороны, технологии, связанные с программированием и управлением аудиторией, в нашем бизнесе совсем не телевизионные. Ничего похожего на линейное программирование в течение суток или недели, которое используется на телевидении, здесь даже близко нет. Люди, у которых есть соответствующий опыт по продвижению интернет-продуктов, обычно совершенно не представляют, что такое медийный продукт, аналог телевизионного. А «телевизионные» профессионалы абсолютно не понимают, как заниматься тем, что они называют программированием, в интернете. Специалистов, которые умет делать и то, и другое, мы пытаемся либо найти, либо вырастить.

С одной стороны, нет вузов, которые готовят программных директоров телеканалов, с другой стороны, на рынке нет, безотносительно вузов, таких людей, которые готовы к такой работе.

Люди, приходящие работать на ту часть проекта, которая касается технологической платформы вещания видео, конечно же, приходят не «с нуля». Сейчас эти технологии достаточно продвинутые и распространенные. Соответственно, такие специалисты есть, но их очень ограниченное количество.

Какие специалисты являются ключевыми при производстве и дистрибуции цифрового видеоконтента?  Продюсеры, юристы по правам, менеджеры по закупке и продаже контента, продавцы рекламы?

Здесь нет какой-то отдельной группы специалистов, которые являлись бы ключевыми. Мы создаем интегральный продукт, который, с точки зрения человека, его потребляющего, рассматривается как единое целое. Если у вас хороший программный директор, и он лицензирует хороший контент, но при этом технический директор плохой, и этот контент доставляется плохо, показывается с перебоями, медленно или в плохом качестве, то потребитель считает, что портал или наша сеть плохо работают. Поэтому все люди, которые участвуют в создании и передаче нашего интегрального продукта, одинаково важны.

С какими проблемами в подборе команды для Вашего бизнеса Вы столкнулись, когда создавали компанию?

Главная проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев невозможно нанять готового на 100 процентов профессионала в каждом из сегментов. Потому что либо они отсутствуют вообще, либо есть в таком ограниченном количестве компаний, что зачастую достаточно сложно их оттуда вытащить. Это штучные люди на рынке.

Как  изменилась ситуация с профессионалами для Tvigle спустя 4 года? Кого Вы набираете в компанию? Как часто открываются вакансии?

У нас была в какой-то момент идея, что нам внутри компании нужно сильное подразделение, которое будет заниматься непосредственно производством контента. Но со временем оказалось, что наиболее оптимальная структура – это, скорее, технологии не производства, а продюсирования. Мы не отказываемся ни в коей мере от идеи того, что нам нужен уникальный контент, специально сделанный для интернета, но оказалось, что гораздо проще и эффективнее его продюсировать и производить на аутсорсе.

Мы активно растем, и хотим, чтобы в компанию пришли люди нового поколения, как с точки зрения их профессиональных качеств, так и с точки зрения амбиций. Поэтому мы фактически по всем направлениям ищем специалистов, которые помогут компании перейти на новый качественный уровень. Нам нужны программисты очень высокого уровня, которые программируют на php, мы ищем системных архитекторов, имеющих опыт построения высоко нагруженных систем. Если говорить о производственной части, мы ищем человека на позицию продюсера компании, который имеет опыт продюсирования или производства продуктов для новых медиа. Кроме того, мы ищем нескольких продавцов, которые вольются в нашу текущую команду и помогут выполнить план следующего года.

Насколько, по Вашим прогнозам, перспективно ориентироваться на карьеру в  интернет-агрегаторах контента? Больше ли там перспектив, чем в  «доцифровых» медиа, например, в эфирном ТВ? И в каких временных рамках?

Это очень индивидуальное решение, на что следует ориентироваться. Но мне кажется, что интернет – самый перспективный сегмент среди всех медиа, именно здесь будет поисходить все самое интересное в течение ближайших 3-6 лет. Конечно, это и самый взрывообразно растущий сегмент, не очень понятно, каким образом и куда весь этот рост пойдет, и какие конкретно специалисты будут востребованы. С этим связаны высокие риски. Поэтому выбирают интернет-направление люди, готовые рисковать, осваивать новые специальности, развивать новые качества, ставить себе амбициозные задачи. Это точно не сегмент для людей, которые хотели бы стабильной, понятной, четко детерминированной работы на горизонте в 3-5 лет.

Каковы Ваши личные принципы отбора людей  в команду?

Невзирая на то, что компания достаточно уже взрослая – нам скоро пять лет - она во многом еще находится, как и весь этот сегмент рынка, в венчурной стадии. Поэтому и работает если не как стартап, то точно не как, например, Газпром. В связи с этим, мы практически не берем рядовых исполнителей в компанию. Мы считаем, что специалисты должны быть максимально высокого уровня, умеющие отвечать за свои направления. Они должны быть готовы к тому, что значительное количество задач, поставленных перед ними, не будут иметь очевидного решения. И самое главное, они должны быть настроены на то, чтобы приносить абсолютно четкий, осязаемый результат компании.

Люди, которые работают в крупных структурах, зачастую, в силу специфики этих структур, не видят конкретных результатов собственной деятельности. В этих компаниях можно быть успешным, условно говоря, перекладывая листок слева направо, пересылая емейлы или рисуя презентации. Даже до конца не понимая, влияют ли эти презентации на какие-то конкретные результаты. У нас в компании это все максимально быстро высвечивается, и становятся явны конкретные результаты каждого конкретного сотрудника.

Есть ли у Вас предпочтения по вузам?  Какие дипломы могут быть преимуществом при выборе сотрудников с равным опытом?

Абсолютно никаких. Но, все-таки, мы рассчитываем на людей с высшим образованием. Мы ожидаем, что человек приходит к нам не «с нуля». Важно, чтобы человек мог себе и нам продемонстрировать конкретные результаты и достижения. Не просто «наша компания в 10 тысяч человек добилась роста оборота на 30%», а совершенно конкретный проект - вот моя доля этого проекта, вот, что я сделал, вот результат и вот, как он повлиял на важные параметры бизнеса компании.

И традиционные вопросы MediaJOBS.RU: как складывалась Ваша история успеха  в медиабизнесе? Что посоветуете  тем, кто только начинает свою карьеру в медиа?

Я очень надеюсь, что моя история только складывается. Мне кажется, я нахожусь еще в начале этого пути.
Если говорить о новых медиа – конечно, это интернет, видео в интернете, новые средства коммуникаций и потребления информации. Другое дело, что сейчас компаний, которые хоть как-то в этой области работают, очень мало на рынке, их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Я искренне считаю, что человека снаружи ничему научить нельзя, ему можно только помочь чему-то научиться. Поэтому главное на этом этапе развития индустрии и профессионалов - это способность и желание самим учиться новому, потреблять информацию, делать собственные выводы о происходящем, и из этих выводов создавать себе некий конкретный план действий. Я практически уверен, что никто сейчас не может что-то готовое по этому направлению вложить людям в головы. Поэтому способность и желание самому выстраивать картину мира и в этой картине искать собственное место, определять собственные приоритеты – наверное, это самое важное.

екомендую связывать себя со сценарным делом. Эта работа на 70% - игра. Причем, игра по довольно жестким правилам с не всегда предсказуемым результатом. Любите играть, готовы подчиняться правилам и не представляете себе иной участи – можете начать хотя бы с тех же самых подготовительных курсов. По крайней мере, составите представление о набирающих мастерах. Ведь не только они выбирают вас, но и вы – их. А от правильного выбора мастера зависит многое.

Возможно, появляются новые профессии, которым не обучают в академических вузах?

Я могу судить лишь о том, что видно с моей, сценарной, колокольни. Новая профессия, недавно появившаяся в американском сериальном производстве, - шоураннер. Это сценарист, который совмещает на сериале функции главного автора и исполнительного продюсера.

Считаете ли Вы обязательным для успешной работы в кино и на ТВ наличие специального образования?

Для успешной - нет. А вот для качественной профессиональной работы специальное образование, пожалуй, не помешает.