Назад к списку Профессия и карьера

Елена Ханга: «Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии?»

Елена Ханга – одно из самых узнаваемых «лиц» телеканала НТВ. Она была ведущей популярных ток-шоу «Про это» и «Принцип домино». До этого успела поработать журналистом в еженедельнике «Московские новости», стажироваться в американской газете «Крисчен сайенс монитор», поучиться в Нью-Йоркском университете. Елена Ханга отвечает на вопросы портала MediaJOBS.RU об особенностях профессии ведущего ток-шоу на телевидении.

С вашим именем связаны такие  проекты НТВ, как «Про это» и «Принцип домино». А вы сами считаете свою телевизионную карьеру успешной?

Да, конечно. Мы каждый раз начинали что-то новое. Если говорить о программе «Про это», то вести ее мне предложил Леонид Парфенов. Эта ниша - тема секса – была совершенно не заполнена. О популярности передачи говорит тот факт, что спустя несколько лет (а именно столько прошло с тех пор, как проект был запущен) ее не раз закупали другие каналы и ставили повторы, что для ток-шоу совсем не характерно. Ток-шоу – продукт, так сказать,  одноразового пользования. Если его повторяют, значит, есть интерес. Вот и на Украине программу показывают до сих пор. Когда мы начинали «Принцип домино», подобных передач практически не было. А сейчас почти на каждом канале можно увидеть подобные форматы.

«Принцип домино» тоже закупали разные каналы, показывали по всему СНГ, по спутниковому ТВ.

Почему все-таки закрыли «Принцип домино»?

Рейтинг стал падать. Можно к рейтингам относиться как угодно, но другой системы измерений аудитории пока не придумали. А уходить надо, я считаю, на пике, как только наметилась тенденция к спаду популярности. А она наметилась.

Как вы расцениваете вынужденный простой, который у вас образовался, когда «Домино» ушло из сетки вещания НТВ?

Это естественно – после почти 5 лет работы. Мы делали передачу, что называется, нон-стоп, необходимо отдохнуть. Дело не в том, что я не могу встать и добраться до студии, нет. Просто надо что-то придумать, оглянуться, ведь нельзя делать одно и то же. Нужно, чтобы глаз был «не замылен». Поэтому считаю, что сейчас у меня творческий отпуск…

Внешне профессия ведущего ток-шоу представляется весьма привлекательной и легкой. Какие личностные качества в действительности необходимы ведущему, каковы критерии профессионализма?

Очень сложный вопрос, тем более, что я – практик. Мне кажется, обязательное условие, чтобы ведущему самому была интересна тема, которую он выбирает. Иной раз смотришь ток-шоу: ведущий задает вопрос, а ответ его не интересует – это видно по глазам, он думает о своем или о том, что бы еще спросить. Пустые глаза, и такому человеку рассказывать что-то неинтересно, собеседник он не очень хороший.

Любопытство – это главное. Реакция должна быть хорошая. Сейчас возникла мода ставить телеведущими (не хочу никого конкретно называть) актеров, певцов, представителей других профессий. Если это талантливый человек, то неважно, кто он по специальности. Но в ведущие иногда берут только потому, что лицо «раскрученное» или  красивая внешность. А у телеведущих работает, так сказать, другая группа мышц. В другом жанре он, может быть, великолепен. Но в ток-шоу нужна реакция. Если ее нет, то видно, что человек сидит и мучительно ждет подсказки, а подсказка идет с задержкой в две секунды, это заметно. Теряется накал, о непринужденности и речи нет…

Мне кажется, для ведущего внешние качества не имеют решающего значения, а вот харизма, обаяние – имеют.

Испытывает ли наше ТВ дефицит хороших ведущих?

Не знаю, сколько их должно быть. У нас есть очень профессиональные ведущие. Не все, разумеется, но это не означает дефицита. Не могут же все быть одинаково хорошими. Словом, особой проблемы я тут не вижу.

Какое образование предпочтительнее, чтобы успешно выступать в этом качестве? Какой профессиональный опыт желателен или, иными словами, из кого может вырасти хороший ведущий ток-шоу?

Из массовика-затейника. Из человека, который умеет «держать» аудиторию, чувствует, когда надо ускориться, когда – спровоцировать аудиторию, когда лучше помолчать, не перебивать. Специфика образования (точнее, вуз) не

столь важна. Обязательное условие – чтобы ведущий был образованным, иначе бессмысленно приглашать в студию интересных героев. Там должен происходить взаимный обмен энергетикой.

Телеведущий – это вершина карьеры или перспектива дальнейшего роста?

Смотря какую задачу ставить перед собой. Кто-то из журналистов мечтает стать главным редактором, редактировать чужие тексты, другому интереснее самому заниматься журналистскими расследованиями.  Вот, скажем, Татьяна Миткова, которая сначала  сделала великолепную карьеру телеведущей, а теперь  – высокопоставленный руководитель службы информации НТВ. Кому что надо…