Назад к списку Профессия и карьера

Елена Сахарова, Rutube: «Будет востребована специальность - аналитики с навыками программиста баз данных»

Елена Сахарова. Опыт работы: 1998 год – менеджер проектов разработки ЗАО «Cordis&Media» (разработка обучающего и развлекательного программного обеспечения). В 2000 году – менеджер проекта отдела разработки программного обеспечения ЗАО «Экстра.ру» (группа компаний «Экстра М»), позже - руководитель службы сопровождения информационных систем. 2002 год – начальник отдела информационных технологий технической дирекции в ФГУП ГТРК «Культура». В 2007 году приглашена на должность руководителя отдела системной интеграции ОАО «ТНТ-Телесеть». 2010 год – технический директор ЗАО «Сейчас», видеопортал Now.ru (проект канала ТНТ). 2011 – генеральный директор «ГПМ Технолоджи» (разработка вещательных интернет-платформ «Газпром-Медиа Холдинга»). С июля 2012 г. По настоящее время - генеральный директор видеопортала Rutube («Газпром-Медиа»). Интервью с Еленой Сахаровой MediaJOBS.RU продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».

Елена, расскажите, пожалуйста, о Rutube – какие специалисты у вас работают, по каким критериям отбираете людей, какие специальности сегодня в дефиците?

Перед Rutube задачи стоят глобальные, потому что это не только технологическая компания, в ней есть и медийная часть – лицензирование профессионального контента, управление созданием и продвижением контента, который заливают на сайт пользователи.

Технологическая составляющая охватывает разработку сайта и поддержку инфраструктуры для его бесперебойной работы. В техническом департаменте работают системные администраторы, которые занимаются поддержкой и развитием серверного оборудования  проекта, а также узкоспециализированные инженеры, которые отвечают за работу с хранилищами, каналами и прочим сетевым оборудованием. Плюс дежурные инженеры, которые непрерывно мониторят на больших экранах  состояние оборудования, сети доставки видео и просто работоспособность сайта.

Основное требование к соискателю в департамент разработки сайта - чтобы человек имел специальность, связанную с программированием. Квалификация таких специалистов бывает самая разная - есть ведущие, опытные разработчики, есть менее опытные, но в которых мы чувствуем  потенциал. Мы с удовольствием берем и молодых специалистов, у которых «горят глаза», и есть желание обучаться  и работать в команде более опытных товарищей. Если потенциал не так очевиден, но глаза горят, можем попробовать его для начала на участке тестирования и приемки результатов разработки для сайта.

Сейчас сервис выходит на разные платформы, а программистов, которые могут создавать приложения не только для компьютеров, но и для «умных» телевизоров,  для смартфонов на рынке крайне мало. И курсов на эту тему не особенно много, поэтому приходится доучиваться «на лету». И здесь очень важны желание и способность кандидатов к самообразованию и работой с источниками информации в интернете.  

Одна из ключевых специальностей в департаменте разработки - системный архитектор. Это абсолютно технический человек. Очень опытный программист – «играющий тренер», который погружен в технические детали проекта, согласовывает и подсказывает решения другим разработчикам, но при этом может и сам создавать или улучшать программный код. Его задача – сделать так, чтобы поставленные продуктовые задачи были реализованы  с максимальной эффективностью и минимальными затратами, и при этом с самой высокой степенью надежности, потому что система постоянно находится под высокой нагрузкой - на сайте одновременно может находиться и просматривать видео до 100 тыс. человек.

Концепция Rutube – это агрегирование контента. Главная страница для двух разных авторизованных пользователей будет отличаться. Ведь она формируется из роликов ваших друзей, размещенных в социальных сетях, роликов нашей редакции, которая ежедневно выбирает для главной страницы лучшие ролики, загруженные на сайт пользователями, а также из роликов интересных вам тем (подписки на нашем сайта). За то, чтобы главная страница была максимально интересной и привлекательной, отвечает редакция. В составе редакции есть  и несколько стажеров-студентов, которые занимаются подписками. Они выбирают самые интересные ролики по заданной теме среди того, что пользователи выложили на Rutube.  Работа не самая сложная, но не все выдерживают заданный темп – отсмотреть много, чтобы выбрать мало, но самое захватывающее. Поэтому текучка на этом участке работ самая высокая. Для многих интернет-площадок, в том числе и для нас, понятие редакции сводится не столько к созданию, сколько к поиску и фильтрации самого интересного из того, что уже есть. Потому что в наше время, когда количество информации превышает человеческие способности к ее усвоению, на первый план выходит умение быстро и качественно систематизировать информацию для последующего ее потребления в соответствии со своими интересами и потребностями. Каждый рано или поздно сталкивался с проблемой поиска информации в интернет и последующими попытками проверки ее достоверности или просто соответствия заголовку.  И получается, что хороший редактор в этом случае уже не только редактор, но и в какой-то степени информационный аналитик.

Отдельная часть работ по наполнению сайта – менеджеры по лицензированию профессионального контента. Для телеканалов они существуют давно, но схема лицензирования показов на порядок проще, чем получение прав показа для интернета. Интернет позволяет контролировать каждый показ и каждое рекламное сообщение в нем, осуществлять показы в зависимости от интересов, географии и прочих особенностей потребления информации. Вся эта сложность и привлекает, и одновременно вызывает опасения правообладателей.

Мы хотим видеть  новых пользователей на сайте, а значит нам нужен качественный продукт и стратегия продвижения в интернете. За качественный продукт отвечают менеджеры по продукту, которые одновременно и аналитики, и специалисты по эргономике (удобству использованию сайта), и, самое главное, люди с хорошим вкусом, потрясающим чутьем на новые сервисы и тренды в сети.

А чтобы понять как продвигать сервис, надо понять, кто наши зрители. В связи с этим очень востребованы в нашей компании веб-аналитики, которые анализирует поведение пользователей на сайте – как ходят, что смотрят, откуда приходят, и так далее. Результатами работы веб-аналитиков пользуются все подразделения, потому что они могут ответить на вопрос - понравилось ли то, что сделано на сайте, нашим пользователям, и насколько сильно. И оценить эффективность потраченных усилий тоже могут только они.  Более того, такая аналитика очень помогает еще на этапе планирования деятельности любого подразделения. Важно запуская в разработку новый функционал или способы продвижения заранее понимать их эффективность и, при необходимости, находить в себе мужество отклонять затратные, но малоэффективные мероприятия.

Наша компания коммерческая, поэтому, конечно, у нас есть коммерческий департамент. Мы не продаем рекламу напрямую, этим занимается агентство, а мы занимаемся подготовкой предложений и специальных проектов для рекламодателей.  Менеджеры нестандартных продаж по-прежнему востребованы, и их сложно найти.

Какие вузы готовят специалистов для вашей компании?

Что касается технического департамента и департамента разработки, туда приходят соискатели  из классических технических вузов. Другой вопрос, что специалисты, которые к нам приходят,  уже на месте постигают особенности массовой доставки видео в интернет, потому что ни один институт пока, как я понимаю, таких специалистов не готовит.  Как и специалистов других направлений, способных работать с высокой пользовательской нагрузкой на сайте. Возможно, потому, что суперпопулярных проектов, похожих наш, не так уж и много. Но они появляются, растут, развиваются. Поэтому потребность в ближайшее время не исчезнет.

Назовите  5 профессий, наиболее востребованных и перспективных для цифровых электронных СМИ в ближайшие пять лет.

Это те специалисты, которых мы искали или ищем последние несколько лет.

  1. Веб-аналитик. Крайне мало людей, которые, помимо использования стандартных инструментов, типа Google Analytics и Yandex метрик, могут формировать методологию изучения пользовательского поведения и корректировать развитие сайта на ее основе.  Если бы при этом они могли бы еще и сами работать с базами данных, быстро отвечая на поставленные себе же вопросы, цены бы им не было. Не встречала. Растим своих.
  2. Редактор,  способный быстро и качественно систематизировать большое количество информации так, чтобы это было дальше интересно и удобно использовать.
  3. Программисты будут всегда востребованы. Не иметь сайт уже не модно. И если требований к работе под высокой нагрузкой нет, то подойдут профессионалы любой специализации. Если системность присутствует, то язык можно и подучить.
  4. Менеджер по продвижению в интернете. Тонны информации, миллионы пользователей. Нужен человек, который сегментирует у себя в голове как интернет, так и пользователей, понимает когда, что, как и кем может быть востребовано. Очень мало специалистов, пытающихся системно работать в этом направлении и при этом не терять здравый смысл.  Присутствует некая стандартность мышления при использовании инструментов продвижения, с одной стороны, и некоторое хаотическое движение в разные стороны - «а вдруг зацепит» - с другой.
  5. Программисты, разрабатывающие автотесты. Рынок меняется – количество устройств и систем, на которых должен быть доступен сайт, возрастает лавинообразно. При этом тестирование в нескольких браузерах тоже пока никто не отменял. Пользовательское тестирование будет в этих условиях в разы менее эффективным, чем автотесты.

Как вы подбирали команду для проекта now.ru – это ведь был проект совершенно новый?

С ТЗ технической реализации сайта первое, что мы сделали – это нашли компанию подрядчиков, которая работала в области защищенной доставки видео в интернет и могла создать сайт, способный работать под большой нагрузкой. Далее понадобились менеджеры проектов, которые формируют ТЗ, координируют все необходимые для реализации задач процессы - получение дизайна, согласование деталей функционала с заказчиком, контроль ее исполнения программистами. Основная их задача – понимать, что делают программисты и уметь координировать различных специалистов и процессы так, чтобы задача была выполнена к ожидаемому сроку. После запуска сайта потребовался анализ его использования , поэтому стали нужны аналитики, программисты. Нам удалось найти и вырастить потрясающих аналитиков со знанием баз данных.

Что Вы можете посоветовать специалистам, которые только собираются посвятить себя работе в медиа?

Первое, что я могу посоветовать молодым специалистам – обязательно начинать работать, пусть не полный рабочий день, еще учась в институте. Причем, если есть возможность, то лучше искать подработку по своей специальности, а не ту, которую легче найти - продавцом или промоутером. Даже если оплата окажется ниже. Иногда студентам могут предложить поработать бесплатно, но с большой долей вероятности, если эта работа окажется ценной и полезной компании, им сделают предложение. Поэтому по окончании института они имеют шанс вернуться в эту же компанию уже в качестве штатного специалиста.