Назад к списку Профессия и карьера

Галина Тимченко: «Интернет-журналистика: кадровые особенности»

По образованию Галина Тимченко – медик. Но, круто изменив жизнь, стала редактором в «Коммерсанте», а с момента основания в 1999 году портала Lenta.RU работает там – сначала в службе мониторинга, затем – шеф-редактором, последние три года – главным редактором. Своими наблюдениями о специфике труда в Интернет-журналистике она поделилась с корреспондентом MediaJOBS.RU.

Какова роль и удельный вес Интернет-СМИ в информационном пространстве, создаваемом средствами ТВ и радио, агентств и газет?

Роль точно пока не главная, увы (шутка). По сравнению с федеральными телеканалами, безусловно, это «вес пера». Что же касается печатных изданий, то количество читателей ведущих Интернет-СМИ не только сравнимо, но во многих случаях и превосходит тираж центральных газет.

Вы – главный редактор новостного портала Lenta.ru. В чем, на ваш взгляд, заключается специфика журналистской работы в новостных Интернет-порталах, каких особых навыков и знаний она требует?

Ну, во-первых, я вряд ли могу говорить «за всю Одессу». Слишком разные задачи ставят перед собой ведущие новостные порталы. Конечно, есть нечто общее в работе в онлайне. Собственно, специфику работы диктует носитель – читатель приходит к нам не для того, чтобы прочесть вчерашние новости уже сегодня, а чтобы узнать, что происходит в стране и мире «здесь и сейчас». Поэтому работающий в Сети человек прежде всего должен уметь работать с большими объемами информации - и работать быстро. К сожалению, большинство соискателей, приходивших в Ленту из «бумаги», жаловались на колоссальный объем работы и безумную с их точки зрения скорость. Грубо говоря, у нас всегда дедлайн. Особых навыков, в общем, не требуется. Требуется то же, что и везде - так называемый общий культурный уровень, некая сумма знаний, то самое, что еще в советские времена называлось «кругозором», ну и выносливость. Кроме того, в Сети нечего делать без знания иностранных языков. С родным языком тоже, правда, не все благополучно у нынешних журналистов. Но, кроме того, в последнее время все больше соискателей собираются работать, имея в багаже английский на уровне «не понять, так догадаться», как мне написал в письме один из претендентов на должность редактора.

Каково положение с кадрами в Интернет-журналистике? Как вы набираете редакционную команду, как оцениваете профессиональную пригодность «традиционных» журналистов для решения задач Интернет-портала?

В этом смысле мы ничем не отличаемся от традиционных СМИ. Найти стоящего сотрудника тяжело. Кроме того, в Сети редко встретишь большие редакции, в которых каждый сотрудник отвечает за свой маленький участок работы. Мы такой роскоши позволить себе не можем, нам нужны «универсальные солдаты». Набираем как все – размещаем объявления, причем я принципиальный противник стандартных резюме. Обычно я прошу соискателей написать о себе в свободной форме. Это первый тест на вменяемость. Затем высылаю тестовое задание. Хотя, конечно, лучше приглашать сотрудников к себе – в моей практике были случаи, когда тестовые задания за соискателей писали друзья и родственники, знающие английский и не делающие грубых ошибок. Потом зовем поговорить. И эти собеседования – «мой персональный кошмар». Приходится задавать те самые вопросы, которые должны выявить «общий уровень». Увы, в 95 процентах случаев приходится говорить: «Извините, мы не можем предложить вам работу». Потому что ответы обычно таковы, что из них вполне можно сделать отдельную рубрику на Ленте. Юмористическую. Тем же, кто собеседование прошел, я предлагаю недельную стажировку. Как правило, этого времени достаточно, чтобы понять, может человек работать в новостях или нет. А уже потом начинается период «младенчества», когда каждого редактора надо вынянчить, выпестовать. И уходит на это не меньше двух-трех месяцев. Что касается профпригодности «настоящих» журналистов, то здесь нет универсального рецепта – все зависит от конкретного человека. Оценивать профпригодность журналиста по признаку его принадлежности к тому или иному виду СМИ - это все равно, что делать вывод об умственных способностях человека на основании цвета волос. Если говорить о встречавшихся мне недостатках сотрудников, приходящих из «бумаги», то обычно это неспешность, большие авторские амбиции и, увы, завышенные зарплатные ожидания.

Есть ли сегодня специальные курсы? В каких учебных заведениях готовят журналистов для Интернет-СМИ, какое образование предпочтительнее для будущей карьеры в Интернет-новостях?

Образование, честно говоря, значения не имеет. Точнее, не имеет значения, в каком учебном заведении сотрудник его получил. В Ленте работают выпускники МФТИ, медицинских институтов, филологического и исторического факультетов МГУ, Иняза, даже ВГИКа, всего не упомнишь. Насколько я знаю, это общий принцип для большинства серьезных изданий – дело не в названии факультета, а в том, что выпускник, в конце концов, вынес из стен своего учебного заведения. К сожалению, выпускников факультета журналистики у нас очень мало, да и практиканты, каждое лето приходящие в Ленту, большого впечатления не производят. Что касается спецкурсов, то насколько я знаю, на факультете журналистики спецкурс ведет отец-основатель Ленты. Ру Антон Носик, своя лаборатория есть на факультете и у Ивана Засурского.

Кроме качества редакционной работы Интернет-СМИ, от каких других служб и каких специалистов зависит успех новостного Интернет-портала?

Если мы говорим о коммерческом успехе, то очевидно, что это менеджеры по рекламе, на поиск которых нельзя жалеть сил и средств. Баннерщики. Администраторы баннерообменных сетей, вменяемые технические специалисты, способные, что называется, на ходу перестроить работу сайта.

Каковы, по вашему мнению, перспективы развития Интернет- журналистики, потеснит ли она со временем традиционные средства массовой информации?

Пока граница пересечения аудиторий Интернета и традиционных СМИ составляет, по разным оценкам, от 2 до 5 процентов. Так что вряд ли в ближайшем будущем у нас в стране Интернет-СМИ потеснят традиционные. В США другая картина – но количество пользователей Сети здесь и там различается на порядок. Поживем – увидим, если доживем.

Ваш личный опыт: сравните плюсы и минусы работы журналиста/редактора в Интернет-СМИ, печатной прессе, ТВ или радио.

Видите ли, в настоящее время границы стираются, почти все крупные издательские дома, офлайновые издания имеют свои сайты, создают тематические порталы, поэтому так или иначе любой журналист, работающий на радио, ТВ или в «бумаге», большое количество рабочего времени проводит в Сети. Другое дело, что в стопроцентно онлайновых изданиях есть некие особенности работы, это даже не плюсы или минусы, это просто специфика. Например, в онлайне на журналиста, редактора ложится большая ответственность за контент, обычно там нет пяти- или семиступенчатой системы публикации текстов (журналист - начальник отдела – корректор – рерайтер – пруфридер – выпускающий – главный редактор). Онлайн не может жертвовать оперативностью ради пяти дополнительных проверок. Проверка осуществляется обычно в два, максимум – три этапа. И счет обычно идет не на часы, а на минуты. С другой стороны, именно умение брать на себя ответственность, способность быстро ориентироваться и обрабатывать большое количество информации – явный плюс. На моей памяти не было ни одного сотрудника Ленты, уволившегося по тем или иным причинам, который бы остался без работы более чем на неделю-две. Мои бывшие редакторы работают на федеральных каналах, в крупных еженедельниках, бумажных газетах, международных новостных агентствах. Единственный явный минус работы в онлайне – невысокая по сравнению с крупными традиционными СМИ заработная плата, но и здесь ситуация меняется.

Юрий Крохин, MediaJOBS.RU