Назад к списку Профессия и карьера

Геннадий Годлевский: «Региональная газета: нужны журналисты с обостренным чувством социальной справедливости»

Главный редактор газеты «Орловский меридиан» Геннадий Годлевский трудится в газетах разного уровня более 20 лет. У него два высших образования - журналистское и философское. Лауреат и победитель профессиональных российских конкурсов. Последние восемь лет возглавляет самую успешную в Орле и области газету «Орловский меридиан», которая входит в Издательский Дом «Провинция». В беседе с корреспондентом MediaJOBS.RU Геннадий Годлевский рассуждает о проблемах провинциальных газетчиков.

Какие специфические кадровые проблемы вам, как редактору региональной газеты, приходится решать?

Проблема одна - отсутствие журналистов, все остальные - производные от нее. Вот и приходится либо вытягивать кадры из старой обоймы, либо делать ставку на выпускников журфака, а то и вовсе на людей «с улицы». Как видите, выбор не велик, но и, используя любой из вариантов, натыкаешься на целый шлейф проблем. К примеру, когда тасуешь старую кадровую колоду, скоро убеждаешься, что люди, как правило, не избавляются от прежних недостатков, они лишь на время их затушевывают. Что касается выпускников журфака, то они, по преимуществу, ориентированы на телевидение, где можно себя, что называется, показать в натуральном виде, либо получают «корочку» для работы в другой сфере. Ну а, нанимая новичков, легко напороться на людей некомпетентных, малоодаренных.

Дефицит каких журналистских специализаций вы испытываете, как с ним справляетесь?

Специализация в региональной прессе – барство, ныне скорее свойственная газетам, которые кормятся из бюджета, коммерчески же ориентированная пресса такого себе позволить не может. К тому же журналистика факта, к которой тяготеет «Орловский меридиан», предполагает всеядность журналиста и, таким образом, делает специализацию излишеством.

Откуда рекрутируете новых сотрудников, кому отдаете предпочтение?

Журналистов из местных газет предпочитаю не брать. У нас не только выше требовательность к качеству, но и к количеству проходимых материалов. Впрочем, это не главная их беда. Мне представляется, что коллеги из других изданий, не в обиду им будет сказано, в силу своего профессионализма зачерствели душой. Нашей же редакции нужны люди, которые способны воспринимать чужую боль, если не как свою, то хотя бы близко к этому состоянию. Поэтому у студентов журфака - была у меня попытка вести школу молодого журналиста в редакции - на первом же занятии я спрашивал: «Зачем вы пришли в журналистику? Что вас привлекает в этой профессии?» Увы, ни один не сказал, что выбрал эту профессию, чтобы иметь возможность помогать людям… Понятно, что корни падения престижа профессии кроются не в головах студентов, они лишь озвучивают проблему, но редакции-то от этого не легче. Поэтому в кадровых поисках чаще всего останавливаюсь на людях, имеющих высшее образование. Не важно какое. В конце концов, журналистика факта требует исполнителя, который способен освоить определенный набор навыков. А люди, имеющие высшее образование, все-таки более обучаемы.

Каковы перспективы профессионального роста ваших сотрудников?

Спасибо за хороший вопрос, если позволите, начну с себя. Знаете, я иногда жалею, что после университета, когда осваивал практику газетной работы, не попал в такое издание, как «Орловский меридиан», не попал в организацию, которая называется ИД «Провинция»… Конечно, это было невозможно по объективным причинам, но насколько быстрее в этом случае было бы мое профессиональное становление… Конечно, я и сейчас чему-то учусь, но все-таки больше учу других. Может, должность обязывает?! Как бы там ни было, но у наших журналистов есть возможность учиться и получать при этом приличные деньги. К тому же у каждого журналиста, как у солдата в ранце, лежит маршальский жезл – возможность перебраться в Москву на работу в ИД «Провинция». А чтобы редактора «не давила жаба», за каждого выращенного в стенах редакции сильного журналиста, переданного в Москву, учредитель и главный редактор «Провинции» господин Гиллер выплачивает по тысяче долларов. В общем, есть за что потеть и редактору, и журналистам.

Практика издательского дома «Провинция» такова, что его региональные газеты строятся по единой схеме, имея в виду газетные рубрики, принципы верстки и пр. Но каждая должна иметь свое «лицо». Каким образом внутри, так сказать, редакции делается это «лицо», кто, в первую очередь, создает индивидуальность «Орловского меридиана»?

Скажу так: редактор задает тон, а журналисты его варьируют в зависимости от характера, социального опыта и, что самое главное, от степени появляющегося в результате совместной работы творческого куража. Без последнего мы не были бы самой тиражной газетой Орла и области.

Кроме «Орловского меридиана» в Орле издаются и другие газеты, с которыми вам приходится конкурировать. Какие профессиональные качества, опыт требуются от журналистов, чтобы в этой конкуренции побеждать?

Поскольку основное требование газеты к журналисту – воспринимать профессию как состояние души, то конкуренция, если так можно выразиться, трансформируется в самоконкуренцию. Что я имею в виду? Сегодня в семи газетах города и области главными редакторами работают или работали бывшие журналисты «ОМа». Им хорошо известны принципы организации работы редакции, поиск информационных источников и методы подачи принципиальных материалов. Не факт, что какому-нибудь из редакторов местных изданий в будущем удастся в принципиальных моментах опередить «Орловский меридиан».

Как вы оцениваете положение журналистов региональных изданий по сравнению со столичными коллегами, имея в виду оплату труда, возможности профессионального роста, обучения?

Может, конечно, всякий кулик свое болото хвалит, но мне представляется, что журналист, работающий на земле, имеет столько же, если не больше, возможностей для профессионального роста, что и коллега в столице. И уж, думаю точно, никто не будет спорить: рост профессионального мастерства зависит не от географического фактора, а от степени свободы реализации творческих возможностей журналиста. Ну а с этим в «Орловском меридиане», уверен, все в порядке.

Юрий Крохин, MediaJOBS.RU