Назад к списку Профессия и карьера

Илья Попов, президент Ассоциации анимационного кино России: «Сейчас у аниматоров широкий фронт работ – на ТВ, в кино, компьютерных играх»

Илья Попов. Окончил Университет технологии и дизайна по специальности «Дизайн интерьеров» и Современный гуманитарный университет по специальности «Управление предприятием». Начал  карьеру с разработки игровой развлекательной и образовательной продукции для детей. В 2003 году стал генеральным продюсером Студии компьютерной анимации «Петербург», соавтором проекта для детей «Смешарики».Также с 2004 года Генеральный директор компании «Мармелад Медиа», являющейся экспертом в области маркетинга и построения детских брендов. Основатель и генеральный продюсер Группы компаний «Рики». С 2012 года — президент Ассоциации анимационного кино России. Лауреат различных российских и международных премий, в том числе Государственной премии РФ. Член Экспертных советов и Рабочих групп в законодательных и исполнительных органах власти. 

Илья, аудитория портала Mediajobs.ru – профессионалы,  уже работающие в индустрии медиа, кинопроизводства и рекламы. Уверены, всем нам будет полезно услышать Вашу оценку рынка анимационного кино именно в контексте "работа и профессионалы в анимации".  

Если говорить про российский рынок работы, то профессионалов не хватает. Если раньше, лет десять назад, профессиональные аниматоры вынуждены были искать работу за рубежом, то сейчас многие студии испытывают нехватку специалистов и некоторые специалисты возвращаются из-за рубежа, чтобы продолжить работу в России. Но дефицит профессионалов, бесспорно, остается. С одной стороны, не так много мест, где людей готовят, с другой, сейчас у аниматоров и людей, которые относятся к профессии, широкий фронт работ – на ТВ, в кино, компьютерных играх. Раньше аниматоры требовались только анимационному производству, сейчас круг, где они востребованы, гораздо шире, и людей не хватает.

Расскажите, пожалуйста, Вашу личную «историю успеха». Как начиналась Ваша работа в анимационном кино? Что определило Вашу столь яркую карьеру – от дизайнера до президента Ассоциации анимационного кино? 

Я пришел в анимацию в начале двухтысячных. Создал компанию, которая занималась дизайном – промышленным, игровым. Для меня анимация является своего рода прикладным направлением, я в большей степени разбираюсь в маркетинге анимационных брендов, чем в техническом производстве анимации. Судьба свела меня со многими талантливыми людьми, в том числе с исполнительным директором нашей студии Надеждой Кузнецовой, которая организовала анимационное производство с нуля. Она, в свою очередь, прошла достаточно большую школу, руководя одной из первых анимационных студий в Петербурге, выполнявшей зарубежные заказы. Потом перешла в нашу компанию, и мы начали создавать собственное анимационное производство. Сейчас это одно из крупнейших анимационных производств в России.

А как Вы стали Президентом ассоциации анимационного кино?

Не могу сказать, что это было какое-то целенаправленное развитие «вверх по карьерной лестнице». Просто в какой-то момент, занимаясь вопросами развития компании, я столкнулся тем, что рынок, на котором мы работаем, оказался слаборазвит во многих аспектах и слабо структурирован. Сталкиваясь со многими отраслевыми вопросами я понял, что полноценное развитие в рамках задач одной компании невозможно и стал активно заниматься общественной деятельностью. В 2011 году я выступил одним из инициаторов возрождения Ассоциации анимационного кино, которая существует уже давно, но, к сожалению, в начале двухтысячных практически прекратила свою деятельность. Мы возродили ее и сейчас продолжаем активно развивать.

Для меня это не карьера от дизайнера до президента. Деятельностью общественной, в том числе и Ассоциации,я, скорее, вынужден заниматься.Сейчас при помощи Ассоциации мы выстраиваем отношения с органами госрегуляции, обновляем отраслевые стандарты, профессиональные стандарты аниматоров, которые в основном были созданы еще до появления компьютерных технологий.

Говоря о профессиональных стандартах, какие российские вузы и курсы, по Вашему опыту, дают сегодня самый высокий уровень квалификации для работы в сегодняшней анимации? 

Самый эффективный способ подготовки специалистов для конкретного анимационного производства с учетом всех особенностей и требований этого производства – это самостоятельная подготовка специалистов, поэтому анимационные студии стараются организовывать такие курсы у себя. В том числе у нас в Петербурге действуют такие курсы. Человек – независимо от того, есть ли у него высшее художественное образование или просто талант – приходит на эти курсы, проходит конкурсный отбор, обучение. Не все доходят до конца этого обучения. Те, кто смог доучиться, становятся сотрудниками студии.

Если говорить о базовом художественном образовании, понятно, что таких специалистов готовит ВГИК, но чаще студенты там учатся не на аниматоров, а на режиссеров анимационного кино. Эту систему критиковали и продолжают критиковать наши мэтры – большая часть профессионального созревания таких специалистов происходит непосредственно в работе, на практике. Когда, грубо говоря, человек сначала работает 5-10 лет в подмастерьях, помощником режиссеров, учась рука об руку с ними на конкретных проектах, и уже потом сам становится режиссером. Система, когда за пять лет вуз готовит молодых специалистов, которые тут же становятся режиссерами, в действительности не всегда эффективна. Нужно не только обладать знаниями и технологиями, но и созреть профессионально, личностно. Режиссеру нужен не только креатив и талант, но и умение управлять людьми. Это одна из тех профессий, которая требует развития в себе как творческих навыков, так и управленческих.

Кроме того неплохих специалистов готовит Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Из негосударственного образования есть хорошо зарекомендовавшая себя студия Scream School в Москве. Есть великолепная студия «ШАР» под руководством Андрея Хржановского. В последние годы мы активно стали заниматься поддержкой детских анимационных студий в расчете на то, что это позволит сформировать плеяду специалистов, которые с детства увлекались этой темой. Они обучатся, а потом придут работать в индустрию.

Какие специализации художников и дизайнеров являются наиболее востребованными для 
анимации сейчас и в ближайшей перспективе?

Сейчас нужно быть в каком-то правильном смысле универсалом. До определенного момента были специалисты, которые хорошо работали с рисованной анимацией, потом появились те, кто освоил компьютерную анимационную графику. Специалисты, которых действительно не хватает, и которые гораздо легче находят себе работу, с одной стороны имеют базовое образование и необходимые знания и навыки в области анимации, чтобы создавать и рисовать анимацию, не прибегая к компьютерным технологиям, от руки, а с другой стороны максимальновладеют всеми необходимыми компьютерными инструментами. К сожалению,часто бывает либо одно, либо другое. Или человек талантливо рисует, но является не самым продвинутым пользователем, а порой просто избегает каких-либо новшеств, или наоборот, бывает, что человек идеально разбирается во всех аспектах работы с компьютером, но при этом не обладает достаточными навыками в области классической анимации, а, следовательно, допускает порой грубые ошибки.

Вообще за последнее время количество профессий в сфере компьютерной анимации резко выросло. Это специалисты в области компьютерного моделирования, освещения и прочие. Бесспорно, как было всегда, так и сейчас есть нехватка режиссеров, сценаристов в этой области. Не только самих аниматоров.

Вы сказали, что нужно не только уметь рисовать, но и владеть технологиями. Какие технологии определят ближайшее будущее анимации, motion дизайна в кино, медиа, рекламе, игровой индустрии?  

Есть несколько отраслевых стандартов программ, которые используют анимационные студии. Если говорить про классические программы трехмерной графики,это в первую очередь Maya, 3D Max. Это огромный инструментарий, в том числе классическая Flash-анимация, которая никуда не денется в ближайшее время. Соответственно важно умение работать с этими программами. Что касается Motion дизайна, то это такие инструменты как Adobe After Effects и многие другие. Но нельзя сказать, что есть некий «джентельменский набор», который нужно знать и уметь. На разных студиях свои требования. Каждая готовит специалистов «под себя» – с учетом своих особенностей. И если человек сумел освоить одну программу, то легко сможет освоить и другую. 

В анимационном кино работают продюсеры, сценаристы, режиссеры-постановщики, аниматоры, операторы, композиторы и многие другие специалисты. Какие профессиональные группы в России не уступают в своей квалификации лучшим мировым стандартам, а каких квалификаций нашим профессионалам, может быть, пока не хватает, и почему? 

Думаю, что в мире абсолютных профессионалов в своей узкой области, не так много. И количество таких людей в России ничуть не меньше, чем в США, Европе или в той же Азии. Вопрос в том, какими возможностями и инструментарием эти специалисты обладают. Гонка в компьютерной анимации – это вопрос не только людей, их мозгов и творческих талантов, но и того, какой технический инструментарий в руках у этих людей. И здесь, действительно, есть проблема того, что многие специалисты на анимационных студиях вынуждены придумывать, как минимальными средствами, минимальными вычислительными мощностями добиться картинки, которая визуально не уступала бы зарубежным аналогам. В этом, наверное, есть отличие, но сказать, что наши специалисты хуже, ни в коем случае нельзя.

Другой момент в том, что в России специалисты порой вынужденно или по привычке работают одновременно в нескольких областях своей профессии. Это плохо. Когда человек сосредотачивается на какой-то узкой области, не отвлекаясь ни на что, когда он знает, что во всех остальных направлениях есть специалисты, которые целиком отвечают за свои области, и в конечном итоге командно они решают общую задачу, эффективность каждого в такой команде многократно возрастает. А когда человек начинает решать одновременно все вопросы, это приводит к потере эффективности, а порой и к ошибкам, из-за которых страдает качество проекта.

Какие профессиональные группы, задействованные в анимации, имеют самые низкие и самые высокие зарплаты в среднем по индустрии? 

Самая высокая зарплата у режиссеров анимационного кино. И самая высокая ответственность. Многие аниматоры сейчас работают на сдельно-премиальной системе. И порой аниматор может зарабатывать больше, чем режиссер, если будет брать больше работы. И у нас на студии есть такие стахановцы, которые, не снижая уровень качества, успевают делать вдвое и втрое больше, чем их коллеги по цеху. Соответственно, и зарабатывают они больше.

В рамках нашей анимационной студии была создана студия озвучания, но для того, чтобы обеспечить себе полноценную загрузку, эта студия помимо выполнения работы от нас, выполняет еще огромный фронт работ для внешних заказчиков. И здесь уже звукорежиссер становится своего рода предпринимателем, и чем больше услуг он оказывает клиентам, тем больше зарабатывает.

Какие ресурсы о профессии Вы читаете сами и рекомендуете коллегам? 

Animation magazine, Kidscreen и портал Animation World Network (AWN) – это один из ключевых ресурсов, на котором в том числе публикуются новости анимации и календарь всех основных событий.

Три условия успешной работы и карьеры в анимационном кино от Ильи Попова. 

Во-первых, действительно нужно быть фанатом анимации, «быть больным анимацией». Во-вторых, нужно понимать, что анимационное производство – это командная работа и четко осознавать рамки своей профессии. У тех, кто одновременно считает себя режиссером, сценаристом и великим аниматором, обычно, к сожалению, получается либо продукт очень среднего качества, либо проекты просто проваливаются. А в-третьих, нужно все время повышать свою планку качества и объемы реализуемых проектов. 

Подготовила Евгения Майорова.