Назад к списку Профессия и карьера

Издатель электронных продуктов газеты «Ведомости» Виктор Саксон: Как превратить журналистов в «универсальных солдат»

Издатель электронных продуктов газеты «Ведомости» Виктор Саксон рассказывает в интервью MediaJOBS.RU об особенностях работы руководителя крупного интернет-СМИ. Виктор закончил МГУ, имеет два высших образования. Общий стаж работы в профессии - 12 лет. В 2001 году, после окончания университета, работал руководителем интернет-проектов в компании РБК. С 2003 года – издатель электронных продуктов «Ведомостей».

Виктор, опишите, пожалуйста, в чем заключается работа издателя интернет-СМИ? Насколько сильно отличается функционал руководителя от той же позиции в печатном издании?

Работа издателя - создание и развитие бизнеса компании в цифровой среде. Отличается этот функционал от бумажного эквивалента буквально всем. Едина только одна задача: постоянно улучшать бизнес-показатели. Издатель электронных продуктов должен знать и уметь очень многое из смежных отраслей. Например, понимать в «железе», ИТ-решениях и технологиях, знать рекламный рынок, разбираться в особенностях построения интерфейсов, маркетинге, копирайтинге, организации разработки, просто быть креативным человеком и, помимо прочего, «евангелистом» среди офлайновых коллег.

В чем состоит специфика Вашей работы?

Мне посчастливилось быть непосредственным участником трансформации сугубо офлайновой компании в компанию-лидера на рынке электронных СМИ. Поверьте, это был очень нелегкий, но интересный путь от непонимания до убежденного сотрудничества. Самое замечательное, что кроме привлечения технических людей для реализации цифровых проектов нам, можно сказать, не понадобилось возводить «отдельное здание» интернет-редакции. Большую часть контента для наших продуктов создают все те же «бумажные» журналисты. Журналисты, возможно, со стороны это кажется странным, очень консервативны. Изменить их сознание, превратив в «универсальных солдат» - это одно из главных наших достижений и залог успеха проекта.

Дают ли онлайн СМИ новые возможности для реализации Вас как профессионала?

Онлайн СМИ в настоящее времени – самый динамичный сегмент интернета, если не брать в расчет порнографию и социальные сети. Каждый год отрасль меняется на все свои 146%. Это очень интересно.

Одно из важных направлений деятельности «Ведомостей-онлайн» – развитие различных спецпроектов. На каких именно проектах сегодня делается акцент? Почему?

Спецпроекты для нас – важное направление, но это, скорее, вишенка на большом и вкусном торте с точки зрения бизнеса. Здесь мы проводим смелые и интересные эксперименты, лучшие практики затем применяем для других проектов. Что-то потом становится стандартом для всей отрасли.

Различается ли аудитория, читающая «Ведомости» и «Ведомости онлайн»?

Различия есть, но они несущественны. Аудитория «Ведомости-онлайн» чуть более молодая и более активная. Но эта разница исключительно из-за специфики «канала» - сам интернет более молод и активен.

Интернет имеет свою специфическую аудиторию, а также меняет представление о форматах, что, несомненно, должно отражаться и на работе людей, делающих онлайн версии печатных СМИ. Какими навыками должен обладать журналист, редактор, бильд-редактор, менеджер коммерческой службы онлайн издания?

С коммерческими людьми более или менее понятно. Достаточно хорошо знать свое ремесло - продажу электронных продуктов. Что касается журналиста, то тут требования более широкие. Журналист, работающий для электронного СМИ, должен быть не только «про буковки», но и фотографом, и редактором, а, если потребуется, то и телеведущим.

Существует ли дефицит специалистов, готовых сегодня работать в онлайн СМИ?  Какие именно специальности на сегодняшний день самые востребованные? Откуда к Вам в команду приходят люди?

Специалисты, действительно, штучный товар. Приходят, как правило, по объявлению. В основном, это люди с опытом работы в интернет-компаниях. Главная нехватка, конечно, в технических специалистах. Нет большой проблемы, скажем, нанять программиста. Но программиста с пониманием идеологии работы большого нагруженного проекта-СМИ – практически нереально.

Каковы ваши личные принципы отбора людей  в команду?

Исключительно профессионализм. В остальном, как любит шутить мой босс, мы коллектив приятных во  всех отношениях людей со спокойным и уживчивым характером.

Есть ли у Вас предпочтения по вузам?  Какие дипломы могут быть преимуществом при выборе сотрудников с равным опытом?

Удивительно, но время, проведенное в  топовых вузах, действительно влияет на кругозор соискателей. Поэтому ситуация выбора между двумя дипломами абсолютно равных кандидатов передо мной еще никогда не возникала.

И традиционные вопросы MediaJOBS.RU: как складывалась Ваша история успеха? Что посоветуете  тем, кто только начинает свою карьеру в интернет-медиа?

Где-то на втором курсе, между игрой в Doom и чатом krovatka.net (уже не все и помнят такие названия), я осознал, что интернет – это реальное будущее, которое уже наступило, и его можно потрогать. Ты можешь моментально дотянуться до любого человека, и тут же получить результат. Это завораживающе. Ну, а дальше все как-то само собой сложилось.

Тем, кто только начинает карьеру и планирует связать ее с работой в крупных компаниях, хотелось бы посоветовать следующее:

  1. Не размениваться на работу в небольших компаниях-небрендах, даже при наличии более высокой стартовой зарплаты.
  2. Не пытаться работать на себя.
  3. Не идти на работу в стартап, если вы не уверены в  успехе проекта или не можете оценить его с этой точки зрения (Не секрет, что значительная часть стартапов –  безвозвратное «освоение» денег инвесторов. Не стоит этим портить себе старт карьеры).
  4. Выбрать себе более или менее четкую специализацию, востребованную нишу, которая не занята другими специалистами. Например, нет смысла становиться еще одним программистом под Битрикс или SMM-менеджером.
  5. Попытаться четко определить для себя, не является ли выбранная специализация веянием моды, каковы ее перспективы с точки зрения развития технологий. Она должна смотреть четко вперед, в будущее. Например, перспективно сейчас заниматься мобильными платформами и видео, а вот отрасль SEO идет ко дну.